12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шаульская Валентина Алексеевна97
Россия, Белгородская обл., Новый Оскол
6

Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)


Учитель Шаульская В.А.

Дата публикации: 16.03.2020


Дети занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.

С 2018г. в моей педагогической практике стал накапливаться опыт работы обучениядетей с ТМНР. Сложности работы заключались в том, что у обучающихся отсутствует речь, движения рук ограничены,недержат карандаш, с большим трудом могут указать, выбрать тот или иной предмет из -ограничения умственных и физических возможностей. Практически отсутствует обратная связь отученика к учителю.

К началу обучения дети имели разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены (крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты, звукоподражания или слово). Практически все дети класса имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми (Шорстова Н.) или слишком напряженными (Подольских Т.), целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют.

В начале работы с детьми ТМНР, как педагогу пришлось полностью перестраивать свою речь. Нужно было учиться задавать вопросы так, чтобы было можно ответить на них «да или «нет» или показать на нужную картинку, чтобы сообщить информацию.

Для повышения мотивации, для того, чтобы наблюдалась динамика в коррекцииразвития по предметам, все обучение должно выстраиваться с элементами игры, спостоянным привлечением их личного жизненного опыта. Опора на жизненный опыточень важна в более качественном усвоении учебного материала. Это способствуетэмоциональному отклику ученика на материал, который становитсяконкретен ипонятен. Таким образом, игровые технологии являются ведущими при обучении детей сТМНР.

В работе с обучающимися, у которых наблюдается ТМНР, также применяютсятехнология личностно - ориентированного подхода, здоровьесберегающие технологии.Даже коммуникативная технология обучения возможна с большими ограничениями,поскольку наладить коммуникацию друг с другом очень сложно из - за отсутствия речи.Коммуникация между детьми возможна на эмоциональном фоне при направляющейпомощи взрослого.

Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается научете индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности,имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.Ежедневно, исходя из индивидуальных способностей в обучении и физическихвозможностей детей с ТМНР, при работе на уроке над той или иной темой применяетсяиндивидуальный дифференцированный подход во всем. Особенно в использованиинаглядного, иллюстративного материала. Каждому обучающемуся предлагаются цифры,буквы, картинки, игрушки разные по размеру, форме, цвету, материалу.

При объяснении учебного материала приходится обращаться не на аудиторию, а лично ккаждому ученику, сформулировав педагогическую задачу (вопрос) так, чтобы она былаему понятна. Необходимо стремиться к тому, чтобы все учебные действиясопровождались наглядностью. Необходимо давать на выполнения действия(манипуляции с предметами, ответы) столько времени, сколько требуется ученику.

В обучении детей с ТМНР важна технология здоровьесбережения. Цельздоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможностьсохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимыезнания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученныезнания в повседневной жизни. Для достижения этих целей применяются: средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогикиоздоровления. Это и специальная мебель, специальные динамические паузы, которыеучитывают физические возможности обучающихся с ТМНР. Частое чередование видовдеятельности на занятиях, которое помогает сохранять интерес с к изучаемому материалу,обучающиеся не утомляются, сохраняется мотивация к обучению.

Уобучающиеся сТМНР, находясь в школе, формируются режимные моменты, которые также важны вжизни ребенка.Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни, т. е. образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей.

Таким образом, ФГОС для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития направлен на обеспечение доступности образования для всех детей, включение их в систему образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения, места проживания; создание образовательной среды в соответствии с их возможностями и потребностями.

Основной задачей педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является адаптация данной категории детей в социуме.


t1599639875aa.jpgt1599639875ab.jpgt1599639875ac.jpg

«1 сентября» и «Последний звонок»

t1599639875ad.jpgt1599639875ae.jpgt1599639875af.jpg

Парная и индивидуальная практическая работа Уход за цветами

t1599639875ag.jpgt1599639875ah.jpg

Выставка работ Праздничное чаепитие к Международному

«Весенняя аппликация» женскому дню


t1599639875ai.jpgt1599639875aj.jpgt1599639875ak.jpgt1599639875al.jpgt1599639875am.jpg

Уроки адаптивной физической культуры на улице и в спортивном зале

t1599639875an.jpgt1599639875ao.jpg

Учебная эвакуация «Зарядка с Чемпионом»

t1599639875ap.jpgt1599639875aq.jpgt1599639875ar.jpg

Сезонные наблюдения за природой

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.