Статья «Использование ИКТ и ЭСО в развивающем обучении ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в условиях ДО»

3
0
Материал опубликован 4 April 2022 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Торопецкого района

«Дом детского творчества»









Из опыта работы:

«Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения  в развивающем обучении ребенка, с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях дополнительного образования»






Автор: Иванова Ирина Ивановна,

педагог дополнительного образования.









г.Торопец. Тверская область.

2022 г


Аннотация:

Статья посвящена вопросам организации коррекционно-развивающей работы с ребенком со сложной структурой нарушения (тяжелая форма ДЦП) в условиях образовательного учреждения и адресована учителям домашнего обучения, педагогам дополнительного образования..

Ключевые слова: сложная структура нарушения, ДЦП, программа Tux Paint, развитие.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения, где создана безбарьерная среда в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательного учреждения, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого создаются специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в образовательном учреждении.

В 2018 году МБОУ ДО ТР Дом детского творчества принял участие в реализации Региональной целевой программы «Доступная среда», благодаря чему у детей, нуждающихся в особой поддержке, появились новые возможности сделать среду дополнительного образования в г.Торопец безбарьерной.

Входная группа в учреждение оснащена тактильным грязезащитным покрытием, по которому легко передвигаться как людям слабо видящим, так и инвалидам-колясочникам.

В фойе установлен информационный терминал «Представительский», оснащённый специализированными устройствами для  инвалидов по зрению, слуху, колясочников. Здесь находится вся необходимая информация об учреждении: адреса, телефоны организации, режим работы, схемы расположения кабинетов и схемы эвакуации, расписания работы кружковых объединений и другая полезная информация.

Для преодоления перепадов по пути передвижения приобретён мобильный переносной роллопандус.

Огромная работа в учреждении направлена на:

создание условий для индивидуального обучения и воспитания детей-инвалидов в их совместной творческой деятельности со здоровыми сверстниками;

целенаправленное расширение социальных связей ребенка-инвалида и его семьи в процессе интеграции их в здоровый социум;

обеспечение организационно-методической и содержательно-технологической основы реализации и развития творческих возможностей детей-инвалидов;

активную социальную позицию ребенка-инвалида и его родителей в этом процессе.

Благодаря участию в реализации Региональной целевой программы «Доступная среда» у детей Дома детского творчества, нуждающихся в особой поддержке, появились кабинеты оснащенные специализированными средствами обучения : многофункциональным комплексом 3 в 1, планшетами с подсветкой для рисования песком. Это дало возможность привлечения к обучению и развитию детей с более серьезными образовательными потребностями.

В 2021-22 учебном году, среди контингента обучающихся МБОУ ДО ТР Дом детского творчества появился 9-летний ребенок, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (тяжелая форма ДЦП).

Для него характерно:

Задержка и нарушение формирования всех двигательных функций: навыков сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Неумение выполнить целенаправленные практические движения.

Неразвитость согласованных движений руки и глаза.

Отсутствие речи.

Как правило, таких детей обучают специалисты (учителя-дефектологи) по специальной индивидуальной программе (СИПР) при создании специальных условий обучения. Но данных квалифицированных специалистов в нашем районном центре нет.

Поэтому в МБОУ ДО ТР Дом детского творчества было решено апробировать организацию коррекционно-развивающего обучения ребенка со сложной структурой нарушения (тяжелая форма ДЦП) в образовательном учреждении по дополнительной индивидуальной развивающей программе «Жили-были» . Специалисты учреждения прошли обучение по программе повышения квалификации «Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ», курсы повышения квалификации по вопросам «Особенностей обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии».

Одним из направлений коррекционно - развивающего обучения стала освоение учащимся с ОВЗ программы Tux Paint.

Tux Paint — это программа для рисования (графический редактор). В процессе создания рисунка можно использовать кисти, линии, формы и многое другое. Кроме того, поддерживаются фильтры в виде осветления и затемнения, заложена большая коллекция изображений-шаблонов. Программа имеет широкие возможности:

- можно отключить звуковые эффекты;

- отключить кнопки «Печать» и «Выход»;

- ограничить печать: не более одного раза в минуту;

- для предотвращения случайного запуска множественных копий Tux Paint нельзя запустить чаще одного раза в 30 секунд;

- рабочая область для рисования имеет фиксированный размер, что облегчает работу пользователя;

- загрузка и сохранение рисунков осуществляется с помощью иконок и не требует знания структуры файловой системы.

А главное, Tux Paint является бесплатной программой с открытым исходным кодом для установки и подходит для управления специальным джойстиком для людей с ДЦП

t1649072820aa.png

Помимо рисования специальным джойстиком, в рисунок можно добавлять текст, вводя его с клавиатуры. Также можно внедрять готовые фотографии и рисунки, используя инструмент Штамп.

Занятия по освоению графического редактора проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность учебного часа 25-30 минут .

Структура занятий:

 Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.

I этап — подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через беседы, конкурсы, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе. Массаж пальцев рук. Максимальная (по возможности) двигательная активность.

II этап — основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную работу ребенка за компьютером.

Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждого инструмента .

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с

компьютером, познакомить с новыми инструментами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора,

предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

III этап — заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (комплекс физических и массажных упражнений, расслабление под музыку).

Наши достижения и результаты:

За пол года совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по апробации конкретной дополнительной развивающей программе «Жили-были» уже стал виден образовательный результат :

Рисунки , созданные или раскрашенные в программе Tux Paint :

t1649072820ab.png t1649072820ac.png

t1649072820ad.png t1649072820ae.png

t1649072820af.jpg t1649072820ag.png



Достижения данного ребенка, результаты и успехи, которые положительно изменили и разнообразили жизнь - это предмет нашей гордости, который можно продемонстрировать:

VI Всероссийский конкурс "Ты гений." Номинация: На страже Мира! Работа «Мы помним. Мы гордимся… Диплом победителя - 1 место.

Педагогический центр организации и проведения дистанционных мероприятий. Всероссийское СМИ «ТЫ ГЕНИЙ!»

Муниципальный конкурс кружковых объединений (секций, студий) образовательных организаций и учреждений культуры «Наш успех» Участие.

XIV Всероссийский медиафестиваль "Моряна-2021" Участие.

Выставка творческих работ ко Дню освобождения г. Торопца «И была тут битва великая» Участие.

Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века» Диплом участника. Участие.

Обучение детей с ДЦП в учреждении дополнительного образования возможно, но по специальной, адаптированной для них программе. Применение различных методов и приёмов для реабилитации таких детей оказывает  весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но также на развитие всех сенсорных систем, памяти, психоэмоциональной сферы ребенка.  Это необходимо им даже больше, чем обычным детям.

Ребенок с ОВЗ – это дар для педагога. Никто и никогда не даст такой огромный и многогранный опыт работы. Ведь такие дети обладают своим особенным внутренним миром, который не всем понятен. Порой такие, особенные, дети своими сокровенными мыслями не могут поделиться даже с родителями, а педагог для них может стать хорошим воспитателем, добрым учителем и лучшим другом.


Список источников информации:

https://docplayer.com/104761292-ministerstvo-kultury-i-arhivov-irkutskoy-oblasti-irkutskaya-oblastnaya-detskaya-biblioteka-im-marka-sergeeva-klub-kompyuternoy-grafiki-komppaint.html


http://librus.dobrota.biz/40pedagogika/21919-1-klub-kompyuternoy-grafiki-komppaint-sozdanie-risunkov-programme-tux-paint-irkutsk-b.php


http://ddt-toropets.ru/index.php/obrazovanie/inklyuzivnoe-obrazovanie/dostupnaya-sreda


https://infourok.ru/rabota-uchitelyadefektologa-s-detmi-s-tyazhelimi-i-mnozhestvennimi-narusheniyami-razvitiya-virazhennaya-umstvennaya-otstalost-i--3735184.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации