Внеурочное мероприятие «Изучение pH среды различных веществ с помощью индикаторной бумаги и цифровой лаборатории»
Внеурочное мероприятие «Изучение pH среды различных веществ с помощью индикаторной бумаги и цифровой лаборатории»
Хмелёва Екатерина Ахметжановна
Цель – Формирование, закрепление и контроль умений учащихся определять реакцию среды растворов различными способами.
Задачи:
1.Образовательные:
-Закрепить следующие понятия: индикаторы, реакция среды (типы), pH.
-Проверить знания учащихся, которые отражают зависимость “раствор вещества (формула) – значение pH (числовое значение) – реакция среды”.
-Сформировать умение определять реакцию среды растворов различными способами.
2. Воспитательные:
-Продолжить формировать умения учащихся выполнять задания практической работы, придерживаясь правил по охране труда и технике безопасности
-Продолжить воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силу воли, настойчивость, упорство
3. Развивающие:
-Продолжить развивать умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая технику безопасности.
-Совершенствовать навыки самостоятельной работы; анализа выполненных заданий; самооценки уровня овладения учебным материалом.
-Способствовать развитию логического мышления учащихся на основании анализа результатов, полученных в ходе практической работы, их обобщения, а также умения делать вывод.
Планируемые результаты:
Предметные:
ученик должен знать –понятия: индикаторы, реакция среды (типы), pH.
ученик должен уметь - выполнять задания практической работы, придерживаясь правил по охране труда и технике безопасности, определять реакцию среды раствора.
ученик должен владеть – навыками обращения с химической посудой и реактивами с учетом их свойств.
Личностные: активность в работе над практическим заданием.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цель практической работы, самостоятельно осуществлять и корректировать свою деятельность; способность и готовность к самостоятельной деятельности.
Тип урока:комбинированный урок
Методы урока:ученический эксперимент.
Средстваобучения: интерактивная доска, индивидуальный набор реактивов, цифровая лаборатория.
Оборудование и реактивы:
Водные растворы: HCl, NaOH, шампуни разных марок
Оборудование: 20 стаканов объемом 50 мл,5 кейсов цифровой лаборатории, 5 компьютеров, индикаторная бумага, стеклянные палочки 5 шт.
Структура урока
Организационный момент.
Ребята! Мы с вами уже познакомились с такими понятиями как реакция среды водных растворов, а также индикаторы.
Какие типы реакции среды водных растворов вы знаете?
нейтральная, щелочная и кислотная.
Что такое индикаторы?
вещества, с помощью которых можно определить реакцию среды.
Какие индикаторы вам известны?
в растворах: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый.
сухие: универсальная индикаторная бумага, лакмусовая бумага, метилоранжевая бумага
Какими способами можно определить реакцию среды водных растворов?
влажным.
Что такое pH среды?
водородный показатель ионов водорода в растворе(pH=– lg [H+])
Молодцы! А сейчас мы с вами посмотрим, как можно применить наши знания не только на реактивах, которые вы встречаете в лаборатории, но и на веществах, которыми мы пользуемся дома. Результат мытья волос новым шампунем (обычно выражается в первой оценке «шампунь мне подходит» или «этот шампунь не для моих волос») в большой степени зависит от уровня кислотности шампуня, обозначаемого pH. Уровень кислотности показывает баланс между кислой и щелочной средой. Уровень pH обозначается цифрой от 1 до 14. При этом pH 7 – это нейтральный баланс. Такой pH имеет, к примеру, чистая вода. Шампуни с pH 7 не являются ни щелочными, ни кислотными.
Уровень pH ниже 7 – это кислотные шампуни, чем меньше цифра, тем выше кислотность. Уровень pH выше 7 – это щелочные шампуни.
Волосы у каждого из нас, как и кожа, также имеют свой уровень pH. В состав волос входит некоторое количество влаги, поэтому в нормальном состоянии волосы обладают немного кислой средой, нормальный уровень кислотно-щелочного баланса волос находится в диапазоне pH 4.5-5.5.
При мытье волос шампунь влияет на кислотно-щелочной баланс волоса. Необходимо выбирать те шампуни, которые смогут приблизить pH ваших волос к нейтральному уровню. Для сухих, ослабленных и поврежденных волос рекомендуются кислые шампуни: с пониженным содержанием щелочей c pH 5.5 – 7 или вообще безщелочные c pH 4.5-5.5. Это связано с тем, что окрашивание и химическая завивка волос меняют баланс волос в щелочную сторону, волосы приобретают ломкость, начинают сечься. Также кислые шампуни подходят для устранения и предотвращения появления перхоти.
Для жирных волос рекомендуется использовать шампуни с нейтральным или щелочным балансом, pH 6-8. Для детей нужно выбирать только нейтральные шампуни с pH 6-8.
Очень немногие производители указывают на упаковках уровень pH, видимо считая, что указаний применять средства по типам волос достаточно. Но, это не совсем так. Например, шампуни «для нормальных волос», продаваемые в обычных (непрофессиональных) магазинах должны иметь нейтральный баланс, но в большинстве случаев являются сильно щелочными.
Как же определить pH шампуня, если на упаковке pH не указан? К сожалению, кроме недоступных обычным людям лабораторных опытов остается только метод проб и ошибок.
Выполнение работы.
Приготовьте растворы шампуней: возьмите по 1-2 мл шампуня и добавьте 5-6 мл воды, хорошо перемешайте полученный раствор, используя стеклянную палочку. Подпишите образцы.
Соберите установку цифровой лаборатории для определения pH. Определите среду растворов соляной кислоты, гидроксида натрия, воды, приготовленных растворов шампуней. Запишите измерения.
Проведите измерения среды растворов при помощи индикаторной бумаги. Запишите измерения.
Сравните полученные результаты, сделайте вывод о реакции среды шампуней, используемых в быту.
Рефлексия.
Обсудить с ребятами, какие значения pH у них получились, сравнить полученные значения с тем, что пишет производитель шампуня на упаковке, сделать выводы, предложить провести анализ продуктов питания, например, напитков.
3