12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лукьянова Елена Алексеевна1566
Работаю в с 1 сентября 2020 года Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Абрамовская средняя общеобразовательная школа»
Россия, Новосибирская обл., Куйбышев
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа № 4»

УРОК

на тему

«Витамины»

с использованием цифровой  оаборатории "Архимед

Лукьянова Елена Алексеевна

учитель химии (биологии и географии)

г. Куйбышев 2017 г.

Фамилия, имя, отчество: Лукьянова Елена Алексеевна

Область: Новосибирская

Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Должность учитель химии (биологии и географии)

УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение

Класс: 8

Дата «___» ____2017 г.

Предмет: химия

Внеурочной деятельности: ««Химия и медицина».

Тема: Витамины

Форма работы: Комбинированная / (демонстрационный опыт)

Цель: Выявить роль витаминов на организм человека и провести идентификацию аскорбиновой кислоты, используя возможности цифровой лаборатории «Архимед».

Оборудование: ИКТ-презентация, цифровая лаборатория «Архимед»

Реактивы: препарат аскорбиновой кислоты, вода, раствор фенолфталеина, 0,1 н. раствор гидроксида натрия; колба для титрования, датчик рН.

Настройка параметров измерения:

1) частота измерений – каждую секунду;

2) число замеров – 500


 

1. Роль витаминов в организме человека


 

Сегодня люди всё чаще задумываются о здоровом питании и уделяют этому вопросу много внимания. В связи с этим часто возникает вопрос о роли витаминов в поддержании жизнедеятельности организма, их влиянии на обмен веществ, состояние кожи и протекание болезней.

Поляк Функ выделил вещество, которое добавлял в пищу, и добился с его помощью исчезновения болезни. Это было в 1912 году, а тем веществом стал витамин В1. Именно Функ внёс предложение именовать эти вещества "аминами жизни", откуда и произошло их название.

Сегодня это органические соединения разной природы, которые играют большую роль в процессах жизнедеятельности нашего организма. Преимущественно витамины в человеческом организме не синтезируются либо синтезируются в небольшом количестве. Вот поэтому мы обязаны получать их с пищей.

Основные задачи витаминов — поддержка обмена веществ, ускорение химических реакций, обезвреживание канцерогенов и свободных радикалов, которые являются причиной старения. В наше время существует около 30 их видов.

Традиционно биологические вещества этой группы делят на жирорастворимые и водорастворимые. К первой группе принадлежат А, К, Е, D, а к второй — представители группы В и Р.

Витамины являются катализаторами обменных процессов. Многие из них служат компонентами ферментативных систем, преобразуясь в коферменты — вещества, связывающиеся с ферментами для их активации. С помощью ферментных комплексов ускоряются химические реакции организма, регулируется обмен веществ, запускаются процессы расщепления одних веществ и образования других. Ферменты и коферменты в комплексе участвуют в синтезе белковых молекул.

Антиоксидантами служат витамины Е,С, Р.

Все полезные вещества ждут нас на рынке в виде овощей и фруктов. Это не совсем так, поскольку проблема состоит в дозировке. Вы готовы съедать ежедневно больше 2 кг яблок, 1,5 кг моркови, арахиса и бананов? Нет? Тогда без аптечных препаратов вам не обойтись. Поливитамины вредны, ведь это сплошная химия. Но наше тело тоже является совокупностью химических элементов. А вообще производители качественных препаратов делают их из натурального сырья.
Недостаток витаминов — причина болезней организма Главенствующая роль витаминов в процессах обмена веществ приводит к тому, что их дефицит — это сбои в организме и возникновение болезней. Так, недостаток этих веществ бывает причиной головных болей и ухудшения зрения, возникновения утомляемости и нервозности, расслоения ногтей и выпадения волос, депрессий и дисбактериоза. А хронический авитаминоз становится причиной очень серьезных системных заболеваний. Вот почему так важно следить за присутствием в своем рационе достаточного количества этих полезных веществ, особенно зимой и весной, когда авитаминоз уже стал традицией.

Сегодня рассмотрим витамин С.

Главными его функциями являются поддержание иммунитета, снижение холестерина, рост костей и зубов. Разрушают аскорбиновую кислоту тепло, свет, курение. Результатом ее дефицита бывает цинга, депрессия, кожные проблемы, анемия. Главные источники витамина С: черная смородина (рекордсмен по его содержанию), цитрусовые, капуста всех видов, яблоки.


2. Аскорбиновая кислота: польза витамина С для человека. Может ли аскорбиновая кислота нанести вред, как не переборщить с дозировкой

 

Аскорбиновая кислота – это витамина, которую рекомендуется употреблять не только во время простуды, но и для профилактики различных вирусных инфекций. 

Дефицит в организме витамина С может негативно сказаться на здоровье человека. Определить недостаток аскорбиновой кислоты можно по следующим признакам:

•    кончики волос секутся, локоны сухие;

•    десна при чистке зубов кровоточат;

•    кожа шелушится, независимо от времени года;

•    человек хуже воспринимает информацию, ухудшается память;

•    мучают боли в суставах и слабость в мышцах;

•    ощущение слабости в течение дня;

•    иммунитет ослабляется, в результате человек часто болеет.

Аскорбиновая кислота практически не может принести вреда. Примерная суточная доза составляет 70-100 грамм, 100 – для взрослых людей, 30-50 для детей.

В случае, если появляются признаки дефицита вещества в организме, необходимо включить в свой рацион следующие продукты:

 цитрусовые, киви, смородину (черную), облепиху;

•    шиповник в виде отвара;

•    листовые овощи (любая капуста, брокколи, листья салата);

•    куриные желудки, печень;

•    картофель.

Так же дополнительно рекомендуется съедать по 2-3 аптечные аскорбинки в день взрослому человеку (1-2 ребенку) в целях профилактики.

Часто в аптеке можно увидеть витамин С с глюкозой. Данный вид аскорбиновой кислоты допускается к употреблению в следующих ситуациях:

•    при слабости, сильной утомляемости, постоянной раздражительности;

•    при регулярной кровоточивости десен;

•    при чрезмерно слабом иммунитете;

•    при наличии заболеваний печени.

Передозировка аскорбиновой кислотой: как поступать в данной ситуации

Отравиться аскорбиновой кислотой практически невозможно. В организме запаса витамина нет. Все, что поступает внутрь, мгновенно расходуется, а излишки выводятся почками.

Симптомы передозировки аскорбиновой кислотой:

•    изжога;

•    сильная тошнота;

•    крапивница (сильная аллергическая реакция);

•    появление камней в почках, в моче появляются примеси крови.

При передозировке витамином С категорически запрещено использовать активированный уголь. Сорбент в данной ситуации эффекта не даст.

Что делать в случае отравления витамином С

1.    Первое, что необходимо сделать – это вызвать скорую помощь. Врачи должны предложить госпитализацию, чтобы взять анализы и определить порядок лечения.

2.    Если дома есть витамин А или Е, можно выпить по одной капсуле. Данные вещества позволят снизить «агрессивное» воздействие аскорбиновой кислоты.

Важно понимать, что, несмотря на относительную «безопасность» аскорбиновой кислоты, нельзя употреблять ее в больших количествах. Были проведены исследования, которые показали, что избыток витамина С может негативно сказаться на работе сердца, а так же спровоцировать расстройство желудка, диарею.


 

3. Демонстрационный опыт: «Анализ кислоты аскорбиновой».

Кислота аскорбиновая – витамин С, С6Н8О6. Белый кристаллический порошок кислого вкуса; легко растворим в воде, спирте, нерастворим в эфире, бензоле и хлороформе.

Предлагаемый опыт используется на занятии «Витамины» элективного курса «Химия и медицина».

Ход работы: Около 0,3 г препарата помещают в колбу для титрования и растворяют в 25 мл воды, опускают датчик рН и титруют 0,1 н. раствором натрия гидроксида до рН 8,2 (появления розового окрашивания). Опыт повторяют 3 раза.

Реакция нейтрализации:

Кислота + щёлочь = соль и вода.

Следует иметь в виду, что аскорбиновая кислота является лактоном и при действии сильных щелочей лактонное кольцо гидролизуется, а затем образуется фурфурол:

Результат цифровой лаборатории


 

 

Вывод Цифровые лаборатории “Архимед” — это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий.

Цели использования лаборатории «Архимед»:

осуществлять новые подходы в обучении;

способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска;

раскрывать творческий потенциал учеников;

осуществлять поиск, обработку и анализ информации на современном оборудовании (не исключаяпри этом традиционный подход)

создание электронного ресурса.

Важнейшими педагогическими задачами, которые решаются при выполнении учебного практикума или демонстрационного эксперимента с использованием ЦЛ «Архимед» являются:

повышение мотивации к обучению;

максимальное использование наглядности в эксперименте;

обучение учащихся новейшим средствам реализации учебного эксперимента;

усиление поддерживающей функции компьютера при проведении натурного эксперимента;

возможность дистанционного обмена информацией и проведения эксперимента в сетевом контакте с помощью новейших средств коммуникации;

Список литературы

Источник: 

http://vsegdazdorov.net/story/rol-vitaminov-v-organizme-cheloveka

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.