Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа № 4»
УРОК
на тему
«Витамины»
с использованием цифровой оаборатории "Архимед”
Лукьянова Елена Алексеевна
учитель химии (биологии и географии)
г. Куйбышев 2017 г.
Фамилия, имя, отчество: Лукьянова Елена Алексеевна
Область: Новосибирская
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Должность учитель химии (биологии и географии)
УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение
Класс: 8
Дата «___» ____2017 г.
Предмет: химия
Внеурочной деятельности: ««Химия и медицина».
Тема: Витамины
Форма работы: Комбинированная / (демонстрационный опыт)
Цель: Выявить роль витаминов на организм человека и провести идентификацию аскорбиновой кислоты, используя возможности цифровой лаборатории «Архимед».
Оборудование: ИКТ-презентация, цифровая лаборатория «Архимед»
Реактивы: препарат аскорбиновой кислоты, вода, раствор фенолфталеина, 0,1 н. раствор гидроксида натрия; колба для титрования, датчик рН.
Настройка параметров измерения:
1) частота измерений – каждую секунду;
2) число замеров – 500
1. Роль витаминов в организме человека
Сегодня люди всё чаще задумываются о здоровом питании и уделяют этому вопросу много внимания. В связи с этим часто возникает вопрос о роли витаминов в поддержании жизнедеятельности организма, их влиянии на обмен веществ, состояние кожи и протекание болезней.
Поляк Функ выделил вещество, которое добавлял в пищу, и добился с его помощью исчезновения болезни. Это было в 1912 году, а тем веществом стал витамин В1. Именно Функ внёс предложение именовать эти вещества "аминами жизни", откуда и произошло их название.
Сегодня это органические соединения разной природы, которые играют большую роль в процессах жизнедеятельности нашего организма. Преимущественно витамины в человеческом организме не синтезируются либо синтезируются в небольшом количестве. Вот поэтому мы обязаны получать их с пищей.
Основные задачи витаминов — поддержка обмена веществ, ускорение химических реакций, обезвреживание канцерогенов и свободных радикалов, которые являются причиной старения. В наше время существует около 30 их видов.
Традиционно биологические вещества этой группы делят на жирорастворимые и водорастворимые. К первой группе принадлежат А, К, Е, D, а к второй — представители группы В и Р.
Витамины являются катализаторами обменных процессов. Многие из них служат компонентами ферментативных систем, преобразуясь в коферменты — вещества, связывающиеся с ферментами для их активации. С помощью ферментных комплексов ускоряются химические реакции организма, регулируется обмен веществ, запускаются процессы расщепления одних веществ и образования других. Ферменты и коферменты в комплексе участвуют в синтезе белковых молекул.
Антиоксидантами служат витамины Е,С, Р.
Все полезные вещества ждут нас на рынке в виде овощей и фруктов. Это не совсем так, поскольку проблема состоит в дозировке. Вы готовы съедать ежедневно больше 2 кг яблок, 1,5 кг моркови, арахиса и бананов? Нет? Тогда без аптечных препаратов вам не обойтись. Поливитамины вредны, ведь это сплошная химия. Но наше тело тоже является совокупностью химических элементов. А вообще производители качественных препаратов делают их из натурального сырья.
Недостаток витаминов — причина болезней организма Главенствующая роль витаминов в процессах обмена веществ приводит к тому, что их дефицит — это сбои в организме и возникновение болезней. Так, недостаток этих веществ бывает причиной головных болей и ухудшения зрения, возникновения утомляемости и нервозности, расслоения ногтей и выпадения волос, депрессий и дисбактериоза. А хронический авитаминоз становится причиной очень серьезных системных заболеваний. Вот почему так важно следить за присутствием в своем рационе достаточного количества этих полезных веществ, особенно зимой и весной, когда авитаминоз уже стал традицией.
Сегодня рассмотрим витамин С.
Главными его функциями являются поддержание иммунитета, снижение холестерина, рост костей и зубов. Разрушают аскорбиновую кислоту тепло, свет, курение. Результатом ее дефицита бывает цинга, депрессия, кожные проблемы, анемия. Главные источники витамина С: черная смородина (рекордсмен по его содержанию), цитрусовые, капуста всех видов, яблоки.
2. Аскорбиновая кислота: польза витамина С для человека. Может ли аскорбиновая кислота нанести вред, как не переборщить с дозировкой
Аскорбиновая кислота – это витамина, которую рекомендуется употреблять не только во время простуды, но и для профилактики различных вирусных инфекций.
Дефицит в организме витамина С может негативно сказаться на здоровье человека. Определить недостаток аскорбиновой кислоты можно по следующим признакам:
• кончики волос секутся, локоны сухие;
• десна при чистке зубов кровоточат;
• кожа шелушится, независимо от времени года;
• человек хуже воспринимает информацию, ухудшается память;
• мучают боли в суставах и слабость в мышцах;
• ощущение слабости в течение дня;
• иммунитет ослабляется, в результате человек часто болеет.
Аскорбиновая кислота практически не может принести вреда. Примерная суточная доза составляет 70-100 грамм, 100 – для взрослых людей, 30-50 для детей.
В случае, если появляются признаки дефицита вещества в организме, необходимо включить в свой рацион следующие продукты:
цитрусовые, киви, смородину (черную), облепиху;
• шиповник в виде отвара;
• листовые овощи (любая капуста, брокколи, листья салата);
• куриные желудки, печень;
• картофель.
Так же дополнительно рекомендуется съедать по 2-3 аптечные аскорбинки в день взрослому человеку (1-2 ребенку) в целях профилактики.
Часто в аптеке можно увидеть витамин С с глюкозой. Данный вид аскорбиновой кислоты допускается к употреблению в следующих ситуациях:
• при слабости, сильной утомляемости, постоянной раздражительности;
• при регулярной кровоточивости десен;
• при чрезмерно слабом иммунитете;
• при наличии заболеваний печени.
Передозировка аскорбиновой кислотой: как поступать в данной ситуации
Отравиться аскорбиновой кислотой практически невозможно. В организме запаса витамина нет. Все, что поступает внутрь, мгновенно расходуется, а излишки выводятся почками.
Симптомы передозировки аскорбиновой кислотой:
• изжога;
• сильная тошнота;
• крапивница (сильная аллергическая реакция);
• появление камней в почках, в моче появляются примеси крови.
При передозировке витамином С категорически запрещено использовать активированный уголь. Сорбент в данной ситуации эффекта не даст.
Что делать в случае отравления витамином С
1. Первое, что необходимо сделать – это вызвать скорую помощь. Врачи должны предложить госпитализацию, чтобы взять анализы и определить порядок лечения.
2. Если дома есть витамин А или Е, можно выпить по одной капсуле. Данные вещества позволят снизить «агрессивное» воздействие аскорбиновой кислоты.
Важно понимать, что, несмотря на относительную «безопасность» аскорбиновой кислоты, нельзя употреблять ее в больших количествах. Были проведены исследования, которые показали, что избыток витамина С может негативно сказаться на работе сердца, а так же спровоцировать расстройство желудка, диарею.
3. Демонстрационный опыт: «Анализ кислоты аскорбиновой».
Кислота аскорбиновая – витамин С, С6Н8О6. Белый кристаллический порошок кислого вкуса; легко растворим в воде, спирте, нерастворим в эфире, бензоле и хлороформе.
Предлагаемый опыт используется на занятии «Витамины» элективного курса «Химия и медицина».
Ход работы: Около 0,3 г препарата помещают в колбу для титрования и растворяют в 25 мл воды, опускают датчик рН и титруют 0,1 н. раствором натрия гидроксида до рН 8,2 (появления розового окрашивания). Опыт повторяют 3 раза.
Реакция нейтрализации:
Кислота + щёлочь = соль и вода.
Следует иметь в виду, что аскорбиновая кислота является лактоном и при действии сильных щелочей лактонное кольцо гидролизуется, а затем образуется фурфурол:
Результат цифровой лаборатории
Вывод Цифровые лаборатории “Архимед” — это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий.
Цели использования лаборатории «Архимед»:
осуществлять новые подходы в обучении;
способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска;
раскрывать творческий потенциал учеников;
осуществлять поиск, обработку и анализ информации на современном оборудовании (не исключаяпри этом традиционный подход)
создание электронного ресурса.
Важнейшими педагогическими задачами, которые решаются при выполнении учебного практикума или демонстрационного эксперимента с использованием ЦЛ «Архимед» являются:
повышение мотивации к обучению;
максимальное использование наглядности в эксперименте;
обучение учащихся новейшим средствам реализации учебного эксперимента;
усиление поддерживающей функции компьютера при проведении натурного эксперимента;
возможность дистанционного обмена информацией и проведения эксперимента в сетевом контакте с помощью новейших средств коммуникации;
Список литературы
Источник:
http://vsegdazdorov.net/story/rol-vitaminov-v-organizme-cheloveka