Урок «Изучение Современной Семьи на уроке логического мышления»
«Изучение Современной Семьи на уроке логического мышления».
Содержание:
I.Технология Модульного обучения в школе на уроках обществознания.
II. Изучению Современной Семьи на уроке логического мышления
1.Цель, задачи и критерий успешности.
2. Ход урока
Список литературы.
"Народ, который имеет лучшие школы, — первый народ; если он не таков сегодня, он станет таким завтра", — писал видный деятель французского образования Жюль Симон.
I. Технология Модульного обучения в школе на уроках обществознания.
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Одним из важных направлений разрешения проблем образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности. Сердцевина модульного обучения - учебный модуль.
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Шоган В. В. обращаясь к культурно-историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, строит новые типы уроков-модулей:
Урок – образ, создававший условия, в которых личностный опыт детей очищается от бытовых награждений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории культуры.
Урок логического мышления, создающий условия для восхождения от тенденций детского логического опыта к «чистым» формам мышления.
Урок настроение -создаёт условия для восхождения детского сознания от тенденций личностных смысловых переживаний через личностные смыслы жизни .
Урок самостоятельного действия- создаёт условия для восхождения от стихийного действенно – волевого опыта ребёнка к «чистому» смыслу действий и поступков.
Урок актуализации и проповеди. Урок создаёт условия для перевода пережитого школьниками опыта чистых состояний состояния в реальность рационально- логических и нравственных поступков. Но хотелось бы остановиться на одном из уроков - модулей - логического мышления.
II. Изучение Современной Семьи на уроке логического мышления
Современный мир давно уже вступил в пору кризиса. Этот кризис носит многоплановый и многоуровневый характер. Часто при анализе современных глобальных проблем человечества указывают как на причину на возросший уровень технического могущества человека: на использование ядерной энергии, на широкомасштабное загрязнение окружающей среды, на истощение плодородных почв и так далее.
Все перечисленное, конечно, представляет собой весьма важные проблемы, но подлинные их причины лежат в самом человеке, в его духовно-нравственном состоянии. Размывание и утрата этих ясных духовно-нравственных ориентиров, одна из основных причин современного глобального кризиса.
Именно семья призвана обеспечивать воспроизводство общественно значимых ценностей, именно она является главным аспектом духовно-нравственного воспитания. Ее роль в этом воспитании носит определяющий характер.
В этом смысле можно сказать, что семья является не просто «ячейкой» общества, а его существенным фундаментом. То общество, в котором разрушается семья, не имеет будущего, оно теряет саму основу своего бытия.
Урок логического мышления, создающий условия для восхождения от тенденций детского логического опыта к «чистым» формам мышления.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Модуль урока состоит из микромодулей - эта такой этап урока, в котором создаются условия для восхождения детского сознания от непосредственных интуиций к чистым состояниям, переходящим в к продуктивным результатам.
Модуль логического мышления - используется в проверке знаний, при изучение нового материала.
Модуль логического мышления начинает свое функционирование с лично – ориентированной теме.
Модуль логического мышления это особое состояние сознания школьников, приближающих их к интеллектуальной деятельности.
Модуль логического мышления состоит из микромодулей:
интригующего образа
мышления на основе новых знаний
мышления на основе переживания
мышления на основе интеллектуального действия
микромодуль действенного мышления
1. Цель, задачи и критерий успешности.
Цель: - формировать ценностные отношения обучаемых к семье и развивать познавательные и интеллектуальные способности; Задачи: ………… 1. личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи. 2. метапредметные: умение объяснить и защищать свою точку зрения, развивать умение анализировать текст, иллюстрации, выполнять проблемные задания. 3. предметные: знать и характеризовать особенности семьи, типы семей, приводить примеры функции семьи, объяснять нравственные качества членов семьи. Критерием успешности является успешное взаимодействие согласовавших позиции субъектов образовательного процесса; создание системы мониторинга и наличие положительной динамики развития уровней подготовки субъектов образовательного процесса.
2. Ход урока
Модуль интригующего образа
В презентации выплывает притча (Слайд 2). Учитель предлагает ответить на вопрос в чем состоит смысл и мораль данной притчи? Предположительные ответы запишите в тетрадь. Учитель: Сейчас раскрывая тему урока, мы узнаем, смысл данной притчи.
Модуль мышления на основе переживания
Развивающая беседа с учащимися (Слайд 3 - 6): Учитель: Основу семьи составляет любовь. В семье нас любят такими какие мы есть, со всеми недостатками и особенностями. Отношения в семье могут скалываться по-разному. В хорошей семье царит доброжелательная атмосфера. В такой семье каждый переживает за другого больше, чем за самого себя, радуется его успехам, разделяет печаль, во всем старается ему помочь. Однако в настоящее время много примеров жестокого обращения с детьми, когда родители бросают детей на произвол судьбы.
Модуль мышления на основе новых знаний
1.Стадия ассоциативно- символического мышления (Слайд 7- 8):
Создание ситуации для саморазвития ассоциативно – символического мышления.
Предлагаются варианты и предложения, что данный символ может выражать. (Учащиеся)
Создаётся содержательно-логическая, обобщающая пирамида, построенная для систематизации детских предложений.
2. Изложение нового материала
(Учитель)
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством. (Слайд 9)
Семья — характеризуется, следующими признаками (Слайд 10): члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; родственными отношениями; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Семья является не просто «ячейкой» общества, а его существенным фундаментом. Брак представляет собой начало и ядро семьи.
Семьи бывают нескольких видов (Слайд 11): 1.Семьи, в которых живут родители и их дети, называют двухпоколенными. 2.Если вместе живут родители, дети, родители родителей (бабушки-дедушки), семьи называют трёхпоколенными. 3.Если в семье отсутствует один из родителей называют неполными.
Семья выполняет ряд функций (Слайд 12), обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и духовно- нравственная.
Сегодня люди меньше стали ценить семью, семейные ценности и традиции. (Слайд 13) Разрушается главная традиция – жить семьей. Из двух браков в России один заканчивается разводом. Молодые семьи распадаются при первых же трудностях.
Одним из условий становления хорошей семьи являются семейные ценности и традиции. (Слайд 14) Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании людей в семье. Семейные традиции – это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки и взгляды, а также традиции, что передаются по наследству. В такой семье царят понимание, уважение, поддержка, забота, ответственность. К каждому из этих слов надо добавить прилагательное "взаимное", так как всё в семье обоюдно, совместно.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. (Слайд 15) Семья является одновременно как следствием, так и причиной целого ряда процессов, происходящих в современном обществе. Поэтому мы должны семьи сохранять и оберегать. (Слайд 15- 16)
3.Микромодуль действенного мышления
(Учащиеся)
а. Какой нормативно-правовой акт регулирует семейные правоотношения? (Семейный кодекс РФ).
Учитель: Статья 54 пункт 2 Семейного кодекса Российской Федерации гласит: Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Статья 56. говорит: о Праве ребенка на защиту. Пожалуйста, дети ознакомьтесь со своими правами, используя информативно-правовой ресурс для детей "Права ребёнка - твои права". Выпишите ваши основные права в семье из раздела "Ты и семья".
б. Работа с пословицами (Слайд 17- 18):
Учитель: Давайте теперь познакомимся с пословицами и поговорками посвященными семье и разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.
Дети читают каждую и объясняют смысл, как их понимают.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В семье разлад, так и дому не рад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
Согласие да лад_ в семье клад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Отца с матерью почитать- горя не знать.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Семья-опора счастья.
Группа 1:
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Согласие да лад - в семье клад.
Отца с матерью почитать- горя не знать.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Семья-опора счастья.
Группа 2:
В недружной семье добра не бывает.
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Микромодуль разрешения интриги и домашнее задание
В конце урока детьми раскрывается смысл и мораль притчи данной в начале урока. (Слайд 19) Притча о семье посвящена вопросам вежливости и взаимоуважения и взаимопонимания между мужем и женой.
Домашнее задание составьте кроссворд по теме «Семья» 5 вопросов по горизонтали и 5 по вертикале, и прочитать параграф № 14.
Список литературы:
1.Обществознание: введение в обществознание: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.Б. Соболева, О.В. Иванов; под общ. ред. Г.А. Бордовского.- М.: Вентана-Граф, 2012. 2.Шоган, В.В. Новые технологии в историческом образовании / В.В. Шоган. — Ростов-на-Дону, 2005.
Фотография, подтверждающие практическую реализацию представленного методического материала.