Доклад «Технологии ТРИЗ в развитии логического мышления»

3
0
Материал опубликован 2 August 2021

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики через использование технологий деятельностного типа.

Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Большие развивающие возможности в этом плане имеют уроки математики. В современной ситуации обучения математике ставятся задачи, связанные не только с освоением младшими школьниками математических знаний, умений и навыков, но и с развитием познавательных способностей на математическом материале. Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение обучающихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности учителей результатами своего труда. По моему мнению, особенно сложным оказалось преподавание математики, так как для нее характерны сильные внутрипредметные связи: если ученик плохо усвоил предшествующий материал, то он еще хуже усвоит последующий. Известно, что, не получив на каком-либо этапе необходимой математической подготовки, ученик оказывается не в состоянии продолжать успешно учиться, а также трудным становиться изучение смежных предметов.

Пытаясь снять остроту этой проблемы, многие учителя выбирают наиболее рациональные формы обучения, осмысливая главные закономерности, которые лежат в их основе. Этот нелегкий путь неизбежен, если хочешь быть специалистом и получать хорошие результаты. Методом проб и ошибок, изучая накопленный опыт, приходишь к выводу, что только в системе методы, приемы и средства обучения приобретают дидактическое и общепедагогическое значение, т.е. необходима технология обучения. Я считаю весьма эффективной для развития логического мышления младших школьников технологию ТРИЗ, которую я использую на протяжении последних трех лет своей деятельности. ТРИЗ– теория решения изобретательных задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Учащиеся очень легко привыкают к определенной технологии, зная порядок протекания деятельности, они все внимание сосредотачивают не на форме, а на содержании педагогической ситуации. Поэтому важным для меня стал выбор системы процесса обучения. Успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых, на мой взгляд, огромную роль играет обучение с учетом способностей и возможностей ребенка.

Кроме того, основной задачей на сегодня является переход от пассивного усвоения готовых знаний к самоорганизации, самореализации и самооценке. Важно, чтобы у ученика возникла внутренняя потребность в учебной деятельности, чтобы в нем проснулось осознанное творчество. Исследователь творческого мышления Д. Айян сердцевиной творчества считает ЯДРО:

Я – я хочу знать (любознательность)

Д – действенность (энергичность)

Р – риск (готовность рисковать)

О – открытость новому.

Думаю, что изменение содержания образования состоит в постепенном переходе от учебно-предметной, основанной на усвоении основ наук, знаний и навыков парадигмы к ориентации на овладение каждым с учетом особенностей личности совокупности умений. Происходит изменение требований к работе учителя: от умения транслировать и информировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самоактуализации.

Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования и реализации образовательного процесса

Обоснование актуальности темы (направления) профессиональной деятельности (или проблемы профессионального проекта):

Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Большие развивающие возможности в этом плане имеют уроки математики. В современной ситуации обучения математике ставятся задачи, связанные не только с освоением младшими школьниками математических знаний, умений и навыков, но и с развитием познавательных способностей на математическом материале. Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение обучающихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника

Проблемой изучения логического мышления младших школьников занимались отечественные психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.А. Люблинская, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, педагоги П.Я.Гальперин, Л.В. Занков, В.В.Давыдов и др.

А Ж.-Ж. Пиаже писал: «Школы должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».

Таким образом, методическая тема «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики через использование технологий деятельностного типа», которая предполагает, что новая информация даётся в основном в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания школьных предметов, так и знание логической системы приёмов их решения и разработкой которой я занимаюсь на протяжении последних трех лет, весьма актуальна.

Практическое решение проблемы развития логического мышления младших школьников на уроках математики достигается сегодня применением разнообразных технологий деятельностного типа и использованием эффективных форм педагогического общения. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется по формуле: «от действия – к мысли». Реализация деятельностного подхода на уроках позволяет мне учитывать весь диапазон личностных характеристик обучающегося как субъектов социальной деятельности.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была создана и проверена в процессе практического применения известным инженером и писателем Генрихом Альтшуллером в результате анализа больших массивов патентной информации и первоначально применялась для решения инженерно-технических проблем. Однако впоследствии она показала свою плодотворность для решения проблемных задач в самых различных областях человеческой деятельности, включая искусство, бизнес, рекламу, политику, журналистику, криминалистику и др., т.е. оказалась очень интересна и весьма эффективна для развития творческих способностей учащихся. Использование технологии ТРИЗ обеспечило развитие у моих учеников таких качеств ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.п. - всё то, что в совокупности составляет логическое мышление.

Любой процесс познавания начинается с импульса, дающего толчок к работе всех сфер человека в эмоциональном единстве. Необходимо удивление, восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению. Стараюсь, дать учащимся задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос или создается проблемная ситуация, формирующая у него потребность усвоения того или иного понятия.

Далее учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

В процессе реализации проекта обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

В завершении обсуждения я подвожу итог, знакомя с общепринятой терминологией и алгоритмами действий.

С учетом этапов деятельностного метода построены структуры моих уроков разных типов и для разных этапов обучения, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, как по горизонтали, так и по вертикали. В ходе этих уроков я имею возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения я считаю, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не мою, а ученика, во-вторых, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.

Технологии моих уроков носят интегративный характер: в ней сочетаются идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой. Действительно, при выполнении требования со стороны технологии демонстрационно-наглядного обучения к организации передачи учащимся знаний, умений и навыков обеспечивается системное прохождение ими всех этапов необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний, являющегося необходимым условием реализации задач развивающего обучения.

При реализации технологии деятельностного метода обучения я придерживаюсь системы дидактических принципов, которые являются необходимыми и достаточными:

 

t1627894171aa.png  

 

Особое внимание уделяю детям, имеющим высокие интеллектуальные способности, устойчивую учебную мотивацию, создаю условия, способствующие развитию у них самостоятельного мышления, инициативности, творчества. Это индивидуальное консультирование обучающихся, отбор материала повышенной трудности, инициирование их на участие в различных конкурсах.

Для работы со слабоуспевающими применяю карточки, на которых изложен полный вариант ориентировки и даны задания для каждого этапа формирования умственных действий.

В своей работе я использую  следующие приёмы ТРИЗ:

модель «Элемент - имя признака - значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений

«Да-нетка» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

приём «Морфологический ящик / копилка» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:

на математике это может быть сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач;

приём «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик геометрических фигур, математических величин и т.п.

приём сравнения предметов.

В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями:

а) выделение признаков;

б) установление общих признаков;

в) выделение основания для сравнения;

г) сопоставление по данному основанию.

Сравнение может идти

- по качественным характеристикам (цвет, форма)

- по количественным характеристикам: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже и т.д.

приём анализа и синтеза

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач.

прием обобщения. Умения, необходимые для овладения этого приёма:

1) относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать общее понятие через единичные (действие отнесения),

2) группировать объекта на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения) группировку в уме.

Начиная с 1 класса, я вводила специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.

Дополнительно, в рамках внеурочной деятельности, было разработана программа внеурочной деятельности «Одаренный ребенок».

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

Задачи курса:

Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развивать психические познавательные процессы: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;

развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;

формировавать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Материал каждого занятия рассчитан: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

 

В результате применения деятельностного метода обучения учащиеся достигают следующих результатов:

1. Повышается активность учащихся, растет интерес к математике (По результатам мониторинга высокий уровень мотивации имеют – 38%, средний – 45%, низкий – 17%).

2. Формируется умение работать с источниками информации.

3. Становится больше увлеченных конкретным делом ребят.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.