Родительское собрание «Развитие логического мышления»
Цель: осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей.
Задачи: познакомить родителей с логико-математическими играми для развития логического мышления детей;
- обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в домашних условиях
- реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду
- развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Предварительная работа : работа с детьми с блоками Дьенеша , разучивание стихотворений , решение логических задач, использование на занятиях кругов Эйлера.
Оборудование : блоки Дьенеша, 2 обруча разного цвета, простые карандаши, мяч , магнитная доска.
Оформление : «Людей, рассуждающих логически, больше, нежели красноречивых. Красноречие есть искусство приукрашивать логику.»Дени Дидро , «Сократ –человек; все люди смертны; следовательно ,Сократ
смертен .» Аристотель.
Структура собрания :
1 часть теоретическая. Выступление воспитателя.
2 часть практическая. Решение логических задач.
3 часть презентация « Блока Дьенеша».
4 часть практическая .Игровая деятельность.
5 часть .Подведение итогов. Выступление детей.
Ход собрания:
I часть. Теоретическая «Что такое логическое мышление?»
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов.
Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.
У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Но это не значит, что развитием логического мышления детей нужно заниматься только в старшем дошкольном возрасте.
Наглядно-действенное мышление – когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом – это основной вид мышления ребенка раннего возраста.
Наглядно-образное мышление – когда ребенок мыслит с помощью образов предметов – такое мышление является основным видом мышления ребенка дошкольного возраста.
Что же такое логическое мышление?
Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей.
Чтение стихотворений детьми.
1 ребенок:
Чтоб водить корабли ,
Чтобы в небо взлететь ,
Надо многое знать ,
И при этом , и при этом ,
Вы заметьте-ка ,
Очень важная наука Математика!
2 ребенок : Почему корабли
Не садятся на мель ,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель ?
Капитанам помогает Математика!
3 ребенок : Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо прежде всего Математику знать.
И нет на свете профессий,
Где бы вам не пригодилась
Математика! (В.Шефнер)
Логико-математические игры.
Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с игровым материалом, который вы можете использовать дома:
- «Что лишнее?» — из четырех – пяти предметов дети выбирают лишнюю фигуру и объясняют свой выбор.
Словесная игра «Что лишнее?» — Света, Марина, Коля, Кристина, Вера.
- «Назови соседей» — числа 5, вторника, осени, буквы «В».
- «Что перепутал художник?» — у детей развивается не только мышление, но и зрительное восприятие, внимание.
- «Шуточные логические задачи» — «Какого цвета волосы у колобка?»
Дети в возрасте 5-6 лет умеют считать до 10 и необходимо научить оперировать данными цифрами .для этого предлагаются такие игры :
- «Найди числа». Для игры понадобятся карточки с цифрами. Родитель кладёт перед малышом две карточки с любыми числами. Задача крохи найти выложить между ними промежуточные числа. Например, взрослый предлагает числа 5 и 9, малыш выкладывает между ними 6,7,8. Когда чадо усвоит это упражнение, продолжайте игру без карточек, называя числа устно.
-Математические раскраски, чтобы узнать в какой цвет раскрасить , ребенок должен решить пример.
- Графические диктанты являются отличным видом работы для развития произвольного внимания, моторики и пространственного воображения .Они могут быть зрительными, когда малыш перерисовывает схематический рисунок по образцу, и слуховыми. Во втором случае родитель диктует, как ребёнку двигаться по клеточкам (одна вверх, 4 клетки вниз и т.д.), и в результате получается рисунок.
2 часть . Решение логических задач.
1.Разминка - игра с мячом «Продолжи ряд».
Воспитатель бросает мяч ребенку, родителю и задает вопрос :
1,2,3…, 8,7,6…, март, апрель,…, квадрат, круг,……, утро, обед, .., понедельник, вторник ,…, зима, весна ,….., красный, желтый,…., дождь, снег,…, лук, картошка,…, яблоко, груша,…,Петя, Миша, Саша,… .
2. Воспитатель читает задачи для родителя и ребенка.
-Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько он обул утят?
-Три яблока из сада ежик притащил,
Самое румяное белки подарил.
С радостью подарок получила белка,
Сосчитайте яблоки у ежика в тарелке?
-На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух,
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
- Испугались медвежонка
Еж с ежихой и ежонком.
Сколько было всех ежей?
Посчитай-ка поскорей:
- Ну-ка, сколько всех ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается.
- Какую фамилию имеет каждая из девочек? Оля и Катя имеют фамилии Лисичкина и Зайцева. Какую фамилию имеет каждая из девочек, если известно, что Катя и Зайцева — одноклассницы?
3. Три брата — Петя, Сережа и Дима — учились в разных классах одной школы. Петя был не старше Димы, а Сережа — не старше Пети. Назови самого старшего брата, среднего и младшего.
4. В одном классе учились три друга: Сережа, Толя и Юра. Все они были разного роста. Сережа был не ниже Толи, а Юра был не выше Толи. Кто из них был ниже всех, средний по росту и выше всех?
7. Толя, Володя и Саша живут на одной улице, но в разных домах. На этой же улице находится школа, в которой они учатся.
Володя живет от школы не ближе Толи, а Саша — не дальше Толи. Ребята любят приходить в школу вместе. Кто из этих ребят должен выходить из дома раньше всех, кто несколько позднее и, наконец, кто из них встречает двух остальных, чтобы им одновременно приходить в школу?
8.Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто где сидит?
Чтение стихотворения .
1 ребенок :
В небе тучек - восемь штучек,
И еще - тринадцать тучек.
И еще в сторонке - пять.
Рядом с ними - пять опять.
Если сложишь тучки эти,
То получишь дождь в ответе.
3 часть . Презентация «Знакомство с блоками Дьенеша».
Логические блоки Дьенеша – это комплект геометрических фигур, который состоит:
- из фигур четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
- из фигур трех цветов (красный, синий, желтый);
- из фигур двух размеров (большие и маленькие);
- из фигур двух видов толщины (толстые и тонкие).
Каждая геометрическая фигура имеет 4 признака: форму, цвет, размер, толщину, которые закодированы. Сейчас мы предлагаем вам поиграть в блоки Дьенеша.
Воспитатель: Я буду описывать фигуру по признакам. а дети будут находить данную фигуру.
Выходят дети (8-9 человек ) и берут фигуру по описанию.
- Найдите квадрат, желтого цвета, большой, тонкий.
- Найдите треугольник, красного цвета, маленький, толстый.
- Найдите прямоугольник, синего цвета, большой, толстый.
- Найдите круг желтого цвета , маленький , толстый.
- Найдите круг красного цвета, большой, тонкий.
- Найти круг синего цвета. Большой, толстый.
- Найдите треугольник желтого цвета, толстый, большой.
- Найдите прямоугольник желтого цвета. маленький ,толстый.
Воспитатель: Сейчас мы найдем общий признак выбранных фигур ,используя круги Эйлера.У меня 2 обруча: желтый и белый. В желтый обруч положим все желтые фигуры, а в белый –все круглые . А теперь в пересечение обручей мы положим фигуры , которые имеют общий признак.(круг желтого цвета)
Игру можно повторить с другой группой детей или с родителями , взяв фигуры синего цвета, квадраты и толстые. Разложить в три обруча ,в месте соединения положить квадрат синего цвета толстый
3 задание Соединим точки.
Детям и родителям раздаются листки с заданием «Соединить точки по цифрам».
Рисунки разные : у детей до цифры 10 ,у родителей до 20
III часть. Итог .
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.
Литература :
Интернет ресурс .
Стихи В .Шефнера .
Яшин Б.Л. «Задачи и упражнения по логике.»
Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников.»
Подготовила
Клишина Валентина Викторовна
воспитатель высшей категории