12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Клишина Валентина Викторовна926
По образованию учитель русского языка и литературы.Педагогический стаж 28 лет. стаж воспитателя 10 лет.Люблю вязать.
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Цель: осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей.

Задачи:  познакомить родителей с логико-математическими играми для развития логического мышления детей;

  • обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в домашних условиях
  • реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду
  • развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Предварительная работа :  работа с детьми с блоками Дьенеша , разучивание стихотворений , решение логических задач, использование на занятиях кругов Эйлера.

Оборудование : блоки Дьенеша, 2 обруча разного цвета, простые карандаши, мяч , магнитная доска.

Оформление :  «Людей, рассуждающих логически, больше, нежели красноречивых. Красноречие есть искусство приукрашивать логику.»Дени Дидро , «Сократ –человек; все люди смертны; следовательно ,Сократ

смертен .» Аристотель.

Структура собрания :

1 часть теоретическая. Выступление воспитателя.

2 часть практическая. Решение логических задач.

3 часть презентация « Блока Дьенеша».

4 часть практическая .Игровая деятельность.

5 часть .Подведение итогов. Выступление детей.

 

Ход собрания:

I часть. Теоретическая «Что такое логическое мышление?»

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов.

Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Но это не значит, что развитием логического мышления детей нужно заниматься только в старшем дошкольном возрасте.

Наглядно-действенное мышление – когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом – это основной вид мышления ребенка раннего возраста.

Наглядно-образное мышление – когда ребенок мыслит с помощью образов предметов – такое мышление является основным видом мышления ребенка дошкольного возраста.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей.

Чтение стихотворений детьми.

1 ребенок:

Чтоб водить корабли ,

Чтобы в небо взлететь ,

Надо многое знать ,

 И при этом , и при этом ,

Вы заметьте-ка ,

Очень важная наука Математика!

2 ребенок : Почему корабли

Не садятся на мель ,

 А по курсу идут

Сквозь туман и метель ?

Капитанам помогает Математика!

3 ребенок :  Чтоб врачом, моряком

Или лётчиком стать.

Надо прежде всего Математику знать.

И нет на свете профессий,

Где бы вам не пригодилась

Математика!                            (В.Шефнер)
 

Логико-математические игры.

Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с игровым материалом, который вы можете использовать дома:

  • «Что лишнее?» — из четырех – пяти предметов дети выбирают лишнюю фигуру и объясняют свой выбор.

Словесная игра «Что лишнее?» — Света, Марина, Коля, Кристина, Вера.

  • «Назови соседей» — числа 5, вторника, осени, буквы «В».
  •  «Что перепутал художник?» — у детей развивается не только мышление, но и зрительное восприятие, внимание.
  • «Шуточные логические задачи» — «Какого цвета волосы у колобка?»

Дети в возрасте 5-6 лет  умеют считать до 10 и необходимо научить оперировать данными цифрами .для этого предлагаются такие игры :

- «Найди числа». Для игры понадобятся карточки с цифрами. Родитель кладёт перед малышом две карточки с любыми числами. Задача крохи найти выложить между ними промежуточные числа. Например, взрослый предлагает числа 5 и 9, малыш выкладывает между ними 6,7,8. Когда чадо усвоит это упражнение, продолжайте игру без карточек, называя числа устно.

-Математические раскраски, чтобы узнать в какой цвет раскрасить , ребенок должен  решить пример.

- Графические диктанты являются отличным видом работы для развития произвольного внимания, моторики и пространственного воображения .Они могут быть зрительными, когда малыш перерисовывает схематический рисунок по образцу, и слуховыми. Во втором случае родитель диктует, как ребёнку двигаться по клеточкам (одна вверх, 4 клетки вниз и т.д.), и в результате получается рисунок.

2 часть . Решение логических задач.

1.Разминка - игра с мячом «Продолжи ряд».

Воспитатель бросает мяч ребенку, родителю  и задает вопрос :

1,2,3…, 8,7,6…, март, апрель,…, квадрат, круг,……, утро, обед, .., понедельник, вторник ,…, зима, весна ,….., красный, желтый,…., дождь, снег,…, лук, картошка,…, яблоко, груша,…,Петя, Миша, Саша,… .

 

    2. Воспитатель читает задачи для родителя и ребенка.

-Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько он обул утят?

-Три яблока из сада ежик  притащил,

Самое румяное белки подарил.

С радостью подарок получила белка,

Сосчитайте яблоки у ежика в тарелке?

-На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух,

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

    - Испугались медвежонка

     Еж с ежихой и ежонком.

    Сколько было всех ежей?

     Посчитай-ка поскорей:

   - Ну-ка, сколько всех ребят 

    На горе катается? 

    Трое в саночках сидят, 

    Один дожидается. 

-  Какую фамилию имеет каждая из девочек? Оля и Катя имеют фамилии Лисичкина и Зайцева. Какую фамилию имеет каждая из девочек, если известно, что Катя и Зайцева — одноклассницы?

3. Три брата — Петя, Сережа и Дима — учились в разных классах одной школы. Петя был не старше Димы, а Сережа — не старше Пети. Назови самого старшего брата, среднего и младшего.

4. В одном классе учились три друга: Сережа, Толя и Юра. Все они были разного роста. Сережа был не ниже Толи, а Юра был не выше Толи. Кто из них был ниже всех, средний по росту и выше всех?

7. Толя, Володя и Саша живут на одной улице, но в разных домах. На этой же улице находится школа, в которой они учатся.

Володя живет от школы не ближе Толи, а Саша — не дальше Толи. Ребята любят приходить в школу вместе. Кто из этих ребят должен выходить из дома раньше всех, кто несколько позднее и, наконец, кто из них встречает двух остальных, чтобы им одновременно приходить в школу?

8.Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.

Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.

Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто где сидит?

Чтение стихотворения .

1 ребенок :

 В небе тучек - восемь штучек,
И еще - тринадцать тучек.
И еще в сторонке - пять.
Рядом с ними - пять опять.
Если сложишь тучки эти,
То получишь дождь в ответе.

 3 часть .   Презентация «Знакомство с блоками Дьенеша».

Логические блоки Дьенеша – это комплект геометрических фигур, который состоит:

  • из фигур четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
  • из фигур трех цветов (красный, синий, желтый);
  • из фигур двух размеров (большие и маленькие);
  • из фигур двух видов толщины (толстые и тонкие).

Каждая геометрическая фигура имеет 4 признака: форму, цвет, размер, толщину, которые закодированы. Сейчас мы предлагаем вам поиграть в блоки Дьенеша.

Воспитатель: Я буду описывать фигуру по признакам. а дети будут находить данную фигуру.

Выходят дети (8-9 человек ) и берут фигуру по описанию.

  1. Найдите квадрат, желтого цвета, большой, тонкий.
  2. Найдите треугольник, красного цвета, маленький, толстый.
  3. Найдите прямоугольник, синего цвета, большой, толстый.
  4. Найдите круг желтого цвета , маленький , толстый.
  5. Найдите круг красного цвета, большой, тонкий.
  6. Найти круг синего цвета. Большой, толстый.
  7. Найдите треугольник желтого цвета, толстый, большой.
  8. Найдите прямоугольник желтого цвета. маленький ,толстый.

Воспитатель: Сейчас мы найдем общий признак выбранных фигур ,используя круги Эйлера.У меня 2 обруча: желтый и белый. В желтый обруч положим все желтые фигуры, а в белый –все круглые . А теперь в пересечение обручей мы положим фигуры , которые имеют общий признак.(круг желтого цвета)

Игру можно повторить с другой группой детей или с родителями , взяв фигуры синего цвета, квадраты и толстые. Разложить в три обруча ,в месте соединения положить квадрат синего цвета толстый

3 задание Соединим точки.

Детям и родителям раздаются листки с заданием «Соединить точки по цифрам».

Рисунки разные : у детей до цифры 10 ,у родителей до 20

III часть. Итог .

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.

 

Литература :

Интернет ресурс .

Стихи  В .Шефнера .

Яшин Б.Л. «Задачи и упражнения по логике.»

Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников.»

Подготовила

Клишина Валентина Викторовна

воспитатель высшей категории

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.