12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Брашко Евгения Владимировна618
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Учащимся зачитывается учителем (без презентации) текст о рабстве в Древней Греции. Текст может быть любой из источников, вт.ч. сети интернет, особенность в том, что он в целом текст не должен быть знаком учащимся, хотя они имеют представление  о положении рабов в Древней Греции при прочтении параграфов учебника.

Перед пятиклассниками ставится задача: во время прочтения текста они представляют себя древними художниками, которые занимаются наскальной живописью, создают рисунок об услышанном параллельно с чтением текста. Для выполнения задания ученикам предлагается взять листы А4, карандаши или фломастеры (можно попросить учеников заранее принести необходимое на урок). Лист А4 учащиеся делят пополам (или используют две стороны листа – на одной рисунок, на другой письменная часть). Учитель зачитывает текст, не торопясь, давая возможность учащимся осмыслить рисунок и сделать «наскальные наброски» на листе (можно делать цветными карандашами/флоастерами или ручко (желательно черного цвета), простым карандашом. Время выполнения первой части 10 мин. Обязательное условие предупредить ребят, что качество рисунка не имеет значения, главное понятными символами передать основные понятия, положения.

«Греческая цивилизация была основана на процветании немногих за счет большинства. Богатства и ресурсы среди населения распределялись неравномерно. Широко использовался труд рабов, а также вольнонаемных рабочих, чьи усилия подчас оплачивались очень скудно и труд которых зачастую мало чем отличался от рабского. Существовали и зависимые крестьяне, которые теоретически не являлись рабами, но были привязаны к земле, а также илоты.

Рабство в Греции появилось еще в бронзовом веке. Рабы и их дети были собственностью своих хозяев и могли быть проданы, как любой другой товар. Рабы продавались и сдавались в аренду работорговцами или отдельными владельцами. Рабы фактически не имели прав и отличались от зависимых крестьян и других работников тем, что являлись так называемым движимым имуществом, полностью принадлежащим своему хозяину. К ним относились как к «живым орудиям». Основными источниками рабства являлись война и пиратство (в своих городах люди могли до этого быть свободными гражданами). Обычно рабы были чужеземцами. Например, в Афинах рабы в большинстве своем не были афинянами, и, как правило, это были представители различных национальностей. Точная доля рабов от общего количества населения неизвестна.

Рабов использовали в качестве квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы для выполнения самых различных работ. Не существовало работы, которую выполняли бы только рабы, но они составляли подавляющее большинство в таких отраслях, как горное дело, ручной труд, развлечения, домашняя работа в частных хозяйствах. У всех, кроме очень бедных людей, имелся хотя бы один раб. Рабский труд был необходим греческому обществу. Ремесленникам и торговцам нужен был, по крайней мере, один раб, которого они могли обучить своему мастерству, чтобы было кому продолжить дело после их ухода на покой. Хозяева могли также получить выгоду, сдавая своих рабов в аренду ремесленным мастерским. Некоторое количество рабов находилось в общегородской или государственной собственности и выполняло общественные работы.

Отношение к рабам было очень разным и зависело от того, какую работу они выполняли и кем был их хозяин. От жестокого обращения часто удерживал тот факт, что раб был объектом капиталовложений, и если его трудоспособность снижалась, то хозяин нес убытки. С рабами обращались более сурово в ремесленных мастерских, в сельском хозяйстве и на рудниках. Известно, что рабы носили оковы, при раскопках даже были найдены кандалы. Относительно небольшое количество рабов обладало какой-либо профессией,  некоторые были врачами, кто-то достиг значительных высот в коммерческих предприятиях.

Рынки рабов имелись во многих городах, а самым крупным из них был рабский рынок, располагавшийся в Эллинистический период на острове Делос. Поскольку раб являлся имуществом, его можно было продать, завещать или подарить, но не убить. Если кто-то причинял вред чужому рабу, он должен был заплатить компенсацию его хозяину. Рабы могли найти убежище в различных храмах и святилищах, однако при этом им было запрещено принимать участие в религиозных обрядах. На суде свидетельские показания раба принимались только в том случае, если они были получены после пыток, — видимо считалось, что только страх перед повторной пыткой может пересилить страх перед хозяином. Существует мало свидетельств того, что рабов использовали в качестве свидетелей».(Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 464.цит по URL:// http://ponjatija.ru/node/16589).

После прочтения текста (читается один раз) можно дать учащимся возможность доделать рисунки, выделив на это от 3 до 5 минут.

Затем учащимся предлагается по кругу передать рисунки и попытаться понять, что на них изображено. Затем учащиеся еще раз меняются по кругу рисунками, так, чтобы у каждого оказался не свой и не соседа по парте рисунок.

На следующем этапе (5 - 10 минут) учащиеся составляют рассказ о рабстве в Древней Греции, используя в качестве подсказки рисунки одноклассников.

По завершению выполнения работы предлагается обсудить, чьи рисунки помогли составить рассказ. Данная работа не предполагает оценивание по 5-балльной шкале, но можно поощрить наиболее удачные работы команды – у кого получилось составить рассказ по рисунку товарища.

Возможны и другие варианты выполнения работы. Использовать лист ватмана и предложить делать рисунки рядами, или использовать часть рулона обоев, чтобы рисунки на одном листе делал весь класс, сдвигаясь через минуту по часовой стрелке и дорисовывая рисунок товарища, чтобы было понятно, а в конце попытаться составить рассказ.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.