Урок-путешествие «Древняя Греция» (История, 5 класс)

3
2
Материал опубликован 30 November 2017

I. Организационный момент. Создание образовательной среды.

(Учитель со звонком начинает урок. Представляется.)

Хайре, пайдес! Калой кай агатой!

Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!

Меня зовут Алексей Петрович, сегодня мы с вами проведем урок истории. А с вами мы познакомимся по ходу урока.

Вводное слово учителя:

Я предлагаю вам посмотреть маленький видеоролик (Греция)

Ребята, что это за страна? (Греция)

А не хотите еще лучше узнать эту страну? (Да)

Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. И самым лучшим способом познакомиться с этим - это путешествие с помощью машины времени. Чтобы своими глазами увидеть, как жили греки.

В ходе нашей игры мы разделимся на 3 команды. Мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества и уважения своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.

Итак, мы начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока мы будем выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно. За каждый правильный ответ команда получает древнегреческую монету.

Чтобы избежать неприятностей во время путешествия, командам нужно выбрать своего бога покровителя.

(Входят боги загадывают загадки)

1. Меня особенно почитают земледельцы, всюду сопровождают сатиры. В честь меня устраивались театральные представления. (Дионис)

2. Меня зовут Громовержец. Если я взмахну рукой, то удары грома раскатятся по небу… (Зевс)

3. Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава… (Деметра)

Вот мы и определились с покровителями, которые будут нам помогать в путешествии. У каждого бога-покровителя маршрутный лист, в котором есть задания для каждой команды.

Но перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним:

Где находится Греция? (На Балканском полуострове)

Какая там природа? (Горы, тепло, омывают Эгейское и Ионическое моря)

Как называется самая высокая гора? (Олимп)

А чем знаменита эта гора? Самая высокая гора в Греции)

Кто там живет? (Боги)

Вот мы и готовы к перемещению во времени.

Ребята, вы не против, если я буду вашим капитаном? (нет) Я тут проложил примерный маршрут.

Основными пунктами назначения будут:

гора Олимп;

Афины;

Спарта;

Олимпия.

Итак, ребята, закрыли глаза. Мы отправляемся.

(Звучит космическая музыка)

III. Выполнение заданий и их проверка (Маршрутный лист)

Гора Олимп

Учитель:

Мы перелетели на гору Олимп. Самую высокую гору в Греции.

Греки верили, что здесь живут боги. Они вмешиваются в жизнь людей. То помогают, то мешают. Чтобы не гневить богов, нужно знать кому и когда нужно преподнести дар.

Перед вами эти боги. Ваша задача правильно назвать, какой бог чему покровительствовал.

Имена богов

Чему покровительствовали

Зевс

Бог неба, царь богов и людей

Посейдон

Бог морей

Аид

Бог царства мёртвых

Деметра

Богиня плодородия

Гермес

Вестник богов, покровитель дорог и путников

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Афродита

Богиня красоты и любви

Арес

Бог войны

Афина

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гера

Царица богов и защитница семейного очага

Дионис

Бог виноделия

Молодцы, все справились. Осторожно, пристегните ремни, полетели дальше.

Город Афины

Итак, мы оказались в Средней Греции и мы в одном из самых известных городов.

Ныне это столица Греции Афины. В нем много красивых зданий и храмов.

Почему он так назван? (В честь богини Афины)

(Ученик рассказывает миф о споре Афины и Посейдона.)

Назовите основные районы Афин. (Агора, Акрополь, Пникс, Театр Диониса…)

Сегодня главный храм Афин – Парфенон разрушен. Однако в V веке до н.э. он выглядел совершенно по другому. Давайте посмотрим.

Фильм Парфенон – храм богини Афины.

Учитель:

историки считают, что Афины являются родиной демократии.

Что такое демократия? (Власть народа)

Что значит власть народа? (Возможность управлять государством)

Какой властью обладало Народное собрание? (Объявляло войну, утверждало законы)

Кто участвовал в Народном собрании? (Все граждане)

А кто такие граждане? (Оба родителя родились в Афинах)

Какие достопримечательности Афин вам известны? (Парфенон, театр…)

Ребята, а вы знаете, на чем писали древние греки?

Вот здесь у меня какие-то странные предметы. Греки называли их табулами. Это доски, покрытые воском. На них с помощью специальной палочки острым концом выдавливали буквы. Она изготавливалась из кости или из металла и называлась стиль. Другой конец палочки – плоский, чтобы можно было затирать неправильно выведенные буквы.

Каждой группе я сейчас раздам табулы и стили. Попробуйте написать слово, которое видите на экране. (На досках пишут I Σ Т O Р I A)

Вот так пишется мое имя греческими буквами.

А теперь вы напишите свои имена греческими буквами. (В маршрутных листах)

Лишь старшие ученики писали на папирусе. Это был дорогой материал, который привозили в Грецию из далекой страны. А как называется эта страна? (Показывается папирус с египетскими иероглифами).

Образование греков никогда не прекращалось.

А как называются школа для занятия спортом? (Палестра)

Что такое гимнасии? (Школа для взрослых)

Наверное, устали в путешествии. Пора и размяться. Мы видим греческий танец «Сиртаки». Можно подражать танцовщицам. А можно побегать по горам.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель:

Ну, немножко размялись. Тогда в путь.

А отправляемся мы в известный греческий город, о котором говорили, что он не имеет стен. Считалось, что его стенами является доблесть воинов.

Спарта

Работа с картой и атласами.

Где находится Спарта? (В Южной Греции, Лаконии)

Чем была знаменита Спарта? (Воинами)

Фильм о спартанском воспитании.

Ребята, как вы считаете, можно ли сегодня применить такие методы?

А что вы думаете про афинскую школу?

Где бы вам хотелось учиться: в спартанской или в афинской?

А может в современной?

Работа в маршрутных листах. Объясните значение выражения:

«Со щитом или на щите»

Олимпия

Учитель:

Следующей целью путешествия является город, в котором проходили Олимпийские игры.

Когда состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н. э.)

Почему спортивные состязания в Древней Греции получили такое название? (По названию города Олимпия).

Как часто они проходили и сколько длились? (Раз в 4 года)

Фильм «Виды спорта» и «Марафонская битва»

В маршрутных листах выполним задания «Олимпия»

Какому богу были посвящены игры? (Зевсу)

Кто мог участвовать в состязаниях? (Мужчины, свободные греки)

Сколько дней продолжались игры? (Пять дней)

Перечислите основные состязания, проходившие в ходе игр? (Бег, кулачный бой, борьба, прыжки в длину, бег колесниц…)

Как чествовали победителей по возвращении в родной город?

Учитель: Итак, мы совершили путешествие по Древней Греции.

IV. Рефлексия.

Понравилось вам путешествие?(да)

Что конкретно понравилось?

А что не понравилось?

Выскажите, пожалуйста, свое мнение.

В Афинах существовал обычай голосовать белыми и черными камнями. Если согласен – кидали в горшок белый камень, а если нет, то – черный. А в Спарте голосовали криком, кто кого перекричит.

Но нам с вами нужно вернуться в свое время. Поэтому мы будем голосовать привычными нам смайликами под греческими масками.

 

V. Подведение итогов путешествия

Подсчитывается количество монет, полученных командами. Команда победитель получает горшок ВИНОГРАДА

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательное путешествие!

30 November 2017

Интересное путешествие, но почему нет ссылок на источники?

14 January 2018