12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Азаматова (Филимонихина)43
Россия, Белорецк

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы г. Белорецк

МР Белорецкий район Республики Башкортостан
















Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Всемирному Дню Космонавтики и 60-летию со дня первого полёта человека в космос





Тема: «К тайнам Вселенной»













Подготовила педагог:

Азаматова Светлана Вячеславовна









2021г


Пояснительная записка.

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. В настоящее время мечта стать космонавтом совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют детей, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у воспитанников представлений о космосе. Эта тема очень интересна и увлекательна. В детских объединения дополнительного образования Центра внешкольной работы г. Белорецк дети получают представления о профессиях, связанных с космосом, узнают о Вселенной, о планетах Солнечной системы, созвездиях, о знаменитых космонавтах, о технике, используемой в космосе и многом другом. Дети эмоционально воспринимают окружающую действительность, у них появляется чувство восхищения и гордости за знаменитых людей нашей страны и ее историю. Эти знания находят отражение в играх, рисунках, беседах, занятиях.

Актуальность.

Актуальность данной темы заключается в том, что более 50 лет назад началась эра освоения космоса и успешно продолжается до сих пор, встав на новую ступень своего развития.  Основоположниками космонавтики были наши соотечественники, поэтому первостепенной задачей данного мероприятия было подчеркнуть высокую общенациональную значимость космической деятельности, усилить общественный авторитет тех профессий, которые обеспечивают и прогресс, и прочные позиции России в космонавтике, т. к. всё, что связано с космосом, с ярчайшими страницами его освоения, составляет безусловную гордость нашего народа.

Большинство школьников сегодня имеют смутное

представление о наших соотечественниках, которые открывали космическую

эпоху человечества.

Об этом дне должен знать каждый вступающий в жизнь

молодой человек!

Это наше достояние, которое мы обязаны хранить, приумножать и развивать.



Назначение разработки:

Данная разработка направлена на формирование представлений у детей о космическом пространстве, Солнечной системе, понятиях «космос», «звезды», «планеты», «кометы», «спутники», освоение космоса людьми. Воспитание чувства гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных учёных, конструкторов, космонавтов.

Практическая значимость заключается в том, что данная разработка может быть применена педагогами-организаторами, воспитателями детских образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, классными руководителями в своей профессиональной практической деятельности.

Тема мероприятия: «К тайнам Вселенной»

Методическая разработка проведение воспитательного мероприятия «К тайнам Вселенной». Работа посвящена празднику День космонавтики.



Дата проведения: 16. 04.2021

Форма проведения: Информационно-познавательная беседа с игровыми элементами

Возраст детей: 5-12 лет

Цель:  расширить кругозор воспитанников о космосе и планетах, о празднике День Космонавтики, о космонавтах и о первом космонавте Ю.А.Гагарине.

Задачи:
Образовательные: 

 повысить уровень знаний детей о космосе, о солнечной системе;

 систематизировать знания об истории освоения космоса.

 Воспитательные: 

 прививать уважение и гордость к профессии космонавта;

 воспитывать чувства патриотизма и любви к нашей планете Земля.

 Развивающие: 

 улучшить речевую активность, мышление, память;

 научить сосредотачиваться на заданиях, правилах игры;

 развивать общую моторику;

 развивать умения взаимодействовать со сверстниками;

 закреплять коммуникативные навыки.

Оборудование: 

музыка: «Марш Космонавтов», музыка для игр;

  презентация;

  видео;

 два конверта с пазлами;

  яркий наглядный материал о планетах, указка, мультимедийное оборудование, ноутбук, проектор, колонки, жетончики, Удостоверения юного космонавта.

 Два стола;

  «Космический мусор» (комочки смятой бумаги, шарики);

Зашифрованные, необычные телеграммы 2 шт.


 Продолжительность досуга: 60 м.

Досуг организован педагогом.

Условия успешности проведения досуга: наглядно оформленный, проветренный зал, оснащенный необходимым оборудованием. Педагог, хорошо владеющий материалом. Яркий наглядный материал. Хорошее настроение.


Наглядный материал: яркие картинки по теме (планеты), тематические плакаты.

Методы: информирование, использование презентаций, интеллектуальные, дидактические игры. Объяснительно-иллюстрационный, игровой, показ слайдов

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, информационная, технология организации самостоятельной деятельности воспитанников, диалогового взаимодействия, сотрудничества, ИКТ.

Предварительная работа: разучивание ролей, стихотворений о космосе. Подготовка викторины «Космическая викторина», подготовка кабинета к мероприятию (расстановка парт). Украшение кабинета для создания праздничного настроения, подготовка презентации, изготовления жетонов, удостоверений юного космонавта. Изготовление элементов костюмов (маски-ободки 9 штук).

Ожидаемый результат: формирование  чувства сопричастности к истории своей страны и судьбе народа; выстраивание собственной модели нравственного поведения.

Ход мероприятия:

План мероприятия

1.Вступительное слово педагога;

2. Краткая история о Дне космоса;

3. Просмотр документального видеоролика.

4. Театрализованное представление;

5. Декламация легенды педагогом о Дедале и его сыне Икаре;

6. Конкурс № 1.. Собрать пазл (картинка ракета);

7. Конкурс № 2. Расшифровать необычные телеграммы;

8. Продолжение краткой истории о космосе;

9. Конкурс № 3. «Космическая викторина»;

10. Конкурс № 4 «Убери космический мусор»;


11. Конкурс № 5. «Кто быстрее»;


12. Подведение итогов;

13. Награждение.








Звучит «Марш Космонавтов»


I. Вступительное слово педагога:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о космосе!

 Кто знает, что  такое космос? (ответы детей)

 Космос ребята, – это всё пространство Вселенной. Посмотрите как красиво! Миллионы, миллиарды звёзд!

 А что вы можете мне сказать о космонавтах? Кто это? Ответы детей

(Это люди, которые летают в космос, они надевают специальную одежду).

 Правильно. Космонавты – это сильные, смелые, специально подготовленные люди, которые  летают в космос.

Специальное обмундирование космонавтов – это космический скафандр. Его надевают космонавты для безопасного пребывания в открытом космосе. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты перед выходом из корабля надевают наполненные воздухом скафандры.

 А на чём они летают? (на космическом корабле)     

Интересно, а знаете ли вы хоть одного космонавта? Ответы детей (Юрий Гагарин) Юрий Гагарин – первый человек, который полетел в космос. Мечта людей о полете в космос сбылась.

Солнечным утром 12 апреля 1961 года  мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли. Нашим соотечественником Юрием Алексеевичем  Гагариным на борту. Полёт вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических станций.

 Поэтому 12 апреля – называется Днём космонавтики. В этом году исполняется ровно 60 лет первому полёту в космос. Внимание на экран (документальный видеоролик 5-минут о полёте Ю.А. Гагарина).

А первым космонавтом, вышедшим в космосе за пределы корабля, был Алексей Леонов.

 Валентина Терешкова стала самой первой женщиной, которая полетела в космос. 

Ребята, из Центра управления полётами поступило указание набрать команду сильных, храбрых, дружных ребят в звездный десант!

Вы сильные? Дружные? Храбрые? Смелые? (да!) Попробуем стать космонавтами? (да!)

Педагог:

Космонавтом чтобы стать, надо очень много знать.

Быть проворным и умелым, очень ловким, очень смелым.

Каждый будущий космонавт должен знать, какие планеты существуют в нашей Солнечной системе. Я предлагаю вам посмотреть театрализованное представление «Разнообразие планет».

Выходят дети с масками - ободками планет на голове.

Ребёнок 1. В пространстве космическом воздуха нет, и кружат там девять различных планет.
Ребёнок 2. Солнце – звезда в самом центре системы, и притяжением связаны все мы.

Солнце – звезда приогромнейший шар, свет излучает, как будто пожар.

Ребёнок 3

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Ребёнок 4. Раз — Меркурий, встречает первым солнечные бури неуловимый, маленький Меркурий.

Ребёнок 5. Два — Венера, Второй, за ним, летит с тяжёлой, плотной атмосферой.

Ребёнок 6. Три — Земля, вот третьей кружит карусель, земная наша колыбель.

Ребёнок 7.Четыре — Марс. планета ржавая, красно – оранжевая самая.

Ребёнок 8. Пятый – Юпитер, очень уж большой, на звёздном небе виден хорошо.

Ребёнок 9. Шесть — Сатурн, в шикарных кольцах, очаровашка, под лучами солнца.

Ребёнок 10 Седьмой – Уран, прилёг как лежебока, ведь труден путь его далёкий.

За ним — Нептун четвёртый газовый гигант, в красивой голубой рубашке франт.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

под названием Плутон. (говорят хором)

в системе, во тьме коротает время.

Автор: Аркадий Хайт


Ребёнок 11. Юрий Гагарин

В космической ракете

С название «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни Весенняя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апрель. (Владимир Степанов).

Первый Спутник


Ребёнок 12. ( Ф Александров)

Дрожит земля,
Ракета - ввысь,
С ней "Спутник" улетает.
Смотрите все,
Весь Мир дивись -
Он над Землёй летает.
Россия первая смогла
Земли сорвать оковы.
Но скажем честно мы, дузья,
Победы нам не нОвы!


Правильная профессия
Ребёнок 13

Алексей Ерошин
Я решил сегодня твёрдо:
Космонавтом стать хочу!
Я в ракету влезу гордо
И в ракете полечу!

Будут звёзды и кометы
Проплывать в моём окне,
Все журналы и газеты
Всем расскажут обо мне.

А когда сердито мама
Крикнет мне издалека:
«Срочная радиограмма
Для любимого сынка:

Воротись сию минуту -
Выбрось мусор, пыль протри!
За собой помой посуду,
В шкаф игрушки убери!»

«Мам, - скажу я, - брось обиды,
Слово честное, не вру:
Через год вернусь с орбиты,
Вот тогда и приберу!»

Космонавты (Анатолий Лисица)
Ребёнок 14
Мы в ракете серебристой
Полетим легко и быстро,
Прямо в небо среди туч,
Где играет солнца луч.
На недельку на одну
Залетим мы на Луну,
День иль два, по крайней мере,
Погостим мы на Венере,
А затем в обед как раз
Полетим играть на Марс.
Если сядем на Юпитер,
Через год домой нас ждите.

Ребёнок 15. Буду космонавтом (Вадим Руденко Ростовский)
Видишь, вот летит ракета -
Это я нарисовал.
На борту я без ошибок
Своё имя написал.

Для чего? Да ведь ракетой
Кто-то должен управлять!
А я буду космонавтом,
Буду в космосе летать.

Напишу ещё - "Россия",
Чтобы знали все земляне,
Что ракета из России,
Что в полёте - россияне!

Ребёнок 16.

Мы построили ракету
Вера Аношина
Расскажу вам по секрету:
Мы построили ракету
Из коробок, стульев, штор,
Забрались гурьбой под стол,
Взяли сок и бутерброды,
Вдруг лететь придется... годы?
Завели мотор и… р-р-раз…
Полетели мы на Марс.

Мы летели очень долго,
Дней… не знаю даже сколько!
Мчим в ракете над Землей:
Друг мой, я и пёсик мой.
В космос выходили дружно -
Космонавтам тоже нужно
Соблюдать там гигиену,
И подкручивать антенну.

Примарсились мы на час…
Съели бутерброды в раз,
А затем назад, домой,
Улетели на покой…
После нашего полёта…
Убираться неохота.
В доме полный кавардак,
Мама входит: «Вот так, т-а-ак!

Может, инопланетяне
Прилетели вместе с вами?
Перепачкали посуду,
Насорили мне повсюду?
Ну-ка, космонавты быстро
Всё убрать, чтоб было чисто!»…
Я открою вам секрет:
В космосе… порядка нет.

Завтра мы корабль построим,
Чтобы плыть по свету морем…

Педагог: Спасибо ребята.

Солнечную систему изучили! Хорошо! 

А теперь давайте заглянем в прошлое.

- Таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как?

Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Они разлетятся - и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история.

Но люди на этом не остановились. Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили еще жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был создан дирижабль, а затем самолет. Наука не стояла на месте.

А кто же придумал ракету, с помощью которой можно было подняться в космос? Кто знает? (К. Э. Циолковский)

Первыми ракетами были ракеты-спутники. Но спутники не могли ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?

Об этом я вам расскажу немного позже. А сейчас конкурс.

Группа делится на две команды: «Ракета», «Комета».

Конкурс № 1.

Показывается рисунок с изображением ракеты. У команд конверты, в которых такие же ракеты, только разрезанные. Ваша задача - как можно быстрее собрать рисунки (пазл).

- Молодцы! Вы справились с этим заданием.

Конкурс № 2.

Вам пришли вот такие необычные телеграммы. Что в них, вы узнаете, если правильно их расшифруете.

3, 14, 9, 13, 1, 14, 9, 6 (внимание)

16, 15, 18, 1,5, 11, 1 (посадка)

14, 6, 3, 15, 8, 13, 15, 7, 14, 1 (невозможна)

30, 16, 9, 5, 6, 13, 9, 33 (эпидемия)

18, 16, 1, 18, 1, 10, 19, 6, 18, 29 (спасайтесь)

Ключ: А Б В Г Д...

           1 2 3 4 5 ...

А теперь продолжение истории, после которой вас ждёт продолжение конкурсов.

К.Э. Циолковский доказал (предсказал), что в космосе возникает состояние невесомости - состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес. Он был уверен в том, что к этому состоянию можно приспособиться.

Чтобы в этом убедиться, для полета в космос стали сначала готовить собак. Уже второй спутник вышел на орбиту с пассажиром на борту - собакой Лайкой. После Лайки в космос отправились другие четвероногие разведчики - собаки Белка и Стрелка, Чернушка, Звездочка, белые мыши и крысы. Все они вернулись целыми и невредимыми. Этим ученые доказали, что живые существа могут жить в космосе.

Но ответить на вопрос, как они себя там чувствуют, мог только человек. Кто же первым должен был лететь в космос: врач, моряк, инженер или летчик? Ближе всех к этой мечте оказались летчики- истребители. Они летают на большой высоте, в скафандрах, знают, что такое перегрузка, невесомость, умеют прыгать с парашютом.

Ну а теперь проведём викторину.

Конкурс № 3 «Космическая викторина»

Следующий конкурс № 4 «Убери космический мусор»

Две команды. Пока звучит музыка, один человек собирает в  ведро (корзину, коробку) мусор (комочки бумаги, шарики). Музыка останавливается и в игру вступает следующий член команды. Кто больше соберёт мусор.

Заключительный конкурс № 5 «Кто быстрее».

Для этого приглашаются по одному участнику из каждой команды.

- Вам нужно взяться за угол газеты одной рукой. По сигналу вы стараетесь собрать весь лист в кулак. Поправлять лист другой рукой нельзя. Победит тот, кто первым завершит.

Итог занятия.

- А теперь подведём итоги нашего занятия.

Каждая команда, посчитайте все свои жетоны.

(Вручение удостоверения юного космонавта, поощрения.)



Список литературы:


1.     Гигантская детская энциклопедия с дополненной реальностью. / Д. В. Кошевар, В. В. Ликсо, Е. А. Папуниди, Б. Б. Проказов и др. – М.: Издательство АСТ, 2018 г. – 384 с.

2.     Энциклопедия с развивающими заданиями Космос. / Н. В. Ерофеева. – М.: СИМБАТ. – 2018 г. – 48 с.



Интернет-ресурсы



1.  https://www.youtube.com/watch?v=BMS1cYxOIZc 

2. https://multi-mama.ru/stihi-pro-kosmos/

3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/14/kosmicheskaya-viktorina



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.