12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Марина32 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (ОБЩИХ, УНИВЕРСАЛЬНЫХ)
Марина Владимировна Большедворская
кандидат социологических наук, доцент,
Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма
e-mail:
89148923955
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
(ОБЩИХ, УНИВЕРСАЛЬНЫХ)
В 2005 году постановлением Правительства Российской Федерации были конкретизированы задачи вступления в Болонский и Копенгагенский процессы с целью включения российского образования в международную профессиональную образовательную систему [1]. В 2008 году в концепции развития страны в рамках задачи развития образования: «обеспечение инновационного характера базового образования» зафиксирована мера по обеспечению компетентностного подхода [2].
Основными понятиями компетентностного подхода являются компетентность и компетенция. Компетентность – это не сумма знаний, умений, навыков, это качество личности, позволяющее осознанно и профессионально действовать, отвечать за свои решения, действия, в целом за жизнь [3]. Руководство принципами компетентностного подхода в профессиональном образовании подразумевает подготовку квалифицированного специалиста, способного вступить в трудовые отношения и реализовать на практике полученные знания, умения. В процессе подготовки в профессиональных образовательных организациях у обучающихся формируются как профессиональные компетенции, так и надпрофессиональные. В терминах федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) – универсальные компетенции, федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) – общие компетенции. Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности личности, которые взаимосвязаны между собой, необходимы для качественной продуктивной деятельности и заданы по отношению к определенному кругу предметов и процессов; обладание компетенцией является компетентностью и включает личностное отношение к предмету деятельности [3, с. 47].
Проблема формирования надпрофессиональных компетенция (общих, универсальных) перманентно присутствует в образовательном процессе. Ответы на вопросы: как формировать надпрофессиональные компетенции; как оценивать уровень сформированности надпрофессиональных компетенций; требуют решения. В последние годы такое решение назрело – интеграция двух процессов: воспитание и формирование надпрофессиональных компетенций (общих, универсальных).
Воспитание как часть образовательного процесса определено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4], воспитание направлено на социализацию личности на основе норм и правил, принятых в социуме.
С 2014 г. на уровне государства изданы подзаконные акты, в том числе регулирующие и регламентирующие воспитательный процесс. Основным подзаконным актом, регламентирующим воспитательный процесс на современном этапе, является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [5]. Сущность процесса воспитания отражена в основных задачах молодежной политики в Российской Федерации (табл. 1).
Таблица 1
Основные задачи молодежной политики
Задача | Характеристика |
формирование системы ценностей | гражданско-патриотической тематики; направленных на развитие толерантности в многонациональном и многоконфессиональном государстве; популяризации национальных традиций; расширение сети спортивных, творческих, патриотических организаций, доступных для молодежи; |
создание условий для самообразования молодежи | повышение уровня финансовой грамотности; доступ к просветительским курсам; поощрение талантливой молодежи; инклюзивное образование; развитие молодежного самоуправления в образовательных организациях; |
формирование ценностей здорового образа жизни | пропаганда здорового образа жизни; развитие студенческого спорта; ежегодная диспансеризация; |
создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере | создание рабочих мест; стимулирование предпринимательского потенциала молодёжи; развитие студенческих отрядов; планирование карьеры; развитие института наставничества в образовательных и других организациях; создание равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности; формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности; развитие самоуправления в образовательных и других организациях; |
формирование информационного поля | в интересах патриотического и гражданского воспитания и создания обратной связи с государственными, общественными структурами. |
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р, развитие воспитания в системе образования предполагает:
реализацию воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин;
разработка и реализации программ воспитания обучающихся;
поддержка одаренных детей;
развитие системы дополнительного образования детей;
формирование навыков коммуникации. [6]
Значимость воспитательного процесса отражена также в паспорте национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), в котором указана основная цель воспитания: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и национально-культурных традиций» [7].
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8] были внесены коррективы в цели и задачи развития страны, которые были провозглашены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [9], в рамках цели «Возможности для самореализации и развития талантов» определена одна из задач: «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесена статья 12.1, в которой воспитание трактуется как обязательная часть образовательного процесса; при этом была уточнена процедура документирования воспитательного процесса обучающихся. К числу ее обязательных элементов относятся рабочая программа и календарный график воспитательной работы на всех уровнях образовательного процесса: основном общеобразовательном, среднем профессиональном и высшем (бакалавриат и специалитет), с учетом мнения обучающихся, родителей; включение в рабочие программы дисциплин воспитательного компонента [10].
Итак, анализ федеральных государственных документов, законов и нормативных актов, позволяет сделать вывод, что организация и реализация воспитательного процесса является архиважной государственной задачей.
В 2018 году Министерство просвещения Российской Федерации провело конкурс «Лучший проект модели профессионального воспитания» среди образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО). Результатом конкурса и мониторинга воспитательной работы в СПО было выделение направлений воспитательной работы:
гражданско-патриотическое;
профессионально-ориентирующее (развитие карьеры);
спортивное и здоровьеориентирующее;
экологическое;
студенческое самоуправление;
культурно-творческое;
бизнес-ориентирующее (молодежное предпринимательство) [11].
В основу методики конкурса легли требования ФГОС СПО по формированию общих компетенций, проблема управления воспитательным процессов в средних профессиональных образовательных организациях пересекается с другой проблемой – формирование и контроль сформированности общих компетенций обучающихся. Предложенная модель профессионального воспитания в СПО, на основе формирования общих компетенций, актуализированных ФГОС СПО, позволяет организовать воспитательный процесс системно, комплексно и добиться синергетического эффекта. Формирование знаний и умений общих компетенций имеет двусторонний характер и происходит в процессе освоения предмета и участия во внеурочных мероприятиях.
Рассмотрим надпрофессиональные компетенции в системе высшего и среднего профессионального образования на примере специальности 43.02.14 «Гостиничное дело» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1552 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.14 Гостиничное дело») [12] и направления 43.03.03 «Гостиничное дело» (бакалавриат) (Приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 № 515 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело») [13] методом сравнения (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ универсальных и общих компетенций специальности 43.02.14 Гостиничное дело» и
направления 43.03.03 Гостиничное дело»)
Наименование направлений воспитательного процесса | ФГОС СПО | ФГОС ВО (3++) |
наименование общей компетенции выпускника | наименование универсальной компетенции выпускника | |
гражданско-патриотическое | ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. | УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
профессионально-ориентирующее (развитие карьеры) | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
спортивное и здоровьеориентирующее | OK 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. | УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
экологическое | ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций |
студенческое самоуправление | ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
культурно-творческое | ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
бизнес-ориентирующее (молодежное предпринимательство) | ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | _ |
Сравнительный анализ требований к сформированности универсальных и общих компетенций ФГОС ВО и ФГОС СПО позволяет сделать вывод о том, что модель воспитательного процесса в СПО может быть применима и к системе высшего образования. Направление «бизнес-ориентирующее (молодежное предпринимательство)» не обозначено посредством универсальных компетенций ФГОС ВО и может быть реализовано в рамках направления «профессионально-ориентирующее (развитие карьеры)».
Воспитательный процесс в Иркутском колледже экономики, сервиса и туризма зиждется на формировании личности, уважающей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В колледже определены основные направления работы:
• гражданское воспитание;
• патриотическое воспитание;
• духовное и нравственное воспитание;
• приобщение обучающихся к культурному наследию;
• популяризация научных знаний среди обучающихся;
• физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
• трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
• экологическое воспитание и др.
Направления реализуются в процессе участия обучающихся в социально значимых, познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении, конкурсах и др.
В рабочие программы дисциплин на основании требований ФГОС внесены общие компетенции, которые формируются в процессе овладения специальностью или профессией, на каждом занятии ставится воспитательная цель, основанная на общих компетенциях ФГОС.
Интересная методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях предложена ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования», в основе, которой также лежит идея становления надпрофессиональных компетенций в процессе обучения профессии, специальности, и в процессе воспитания [14].
Таким образом, сформированные надпрофессиональные (общие, универсальные) способствуют профессиональному, социальному становлению индивида. В процессе обучения общие, универсальные компетенции имеют надпредметный характер и формируются как в процессе обучения, так и внеучебной деятельности. Формирование надпрофессиональных (общих, универсальных) компетенций осуществляется в интегративной форме включения во все процедуры образовательного процесс посредством содержания, методов, приемов, средовых факторов. Такой системный и комплексный подход позволяет подготовить конкурентоспособного выпускника учебного заведения.
Источники и литература:
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы». URL:
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL:
Большедворская М.В. Становление ключевых компетенций в процессе обучения взрослых: социологические исследования. / М.В. Большедворская. – Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG., 2012 – 110 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL:
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL:
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения 28.10.2020)
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL:
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/(дата обращения 28.10.2020)
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения 28.10.2020)
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». URL:
Мониторинг ПОО России и конкурс моделей̆ профессионального воспитания. URL:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1552 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.14 Гостиничное дело».
Приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 № 515 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело». URL:
Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие. Издание второе, переработанное. Автор-составитель: Лебедев М.К. – Ярославль: ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования», 2019. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/11/27/metodika-formirovaniya-i-otsenki-obshchih (дата обращения 28.10.2020)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма» [сайт]. URL: