Статья «Профессиональная ориентация старшеклассников в современных условиях»

6
0
Материал опубликован 9 October 2016 в группе

Профессиональная ориентация старшеклассников в современных условиях

Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук,

руководитель комиссии педагогов-психологов

ГБОУ СПО г. Москвы Политехнический колледж № 31

Актуальность проблемы профессиональной ориентации старшеклассников в современных условиях обусловлена постоянно изменяющимися социально-экономическими, политическими условиями. На сегодняшний день возрастают требования к будущим специалистам в любой области. Становятся значимы такие профессионально-деловые качества как профессиональная компетентность, профессиональная мобильность, гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, коммуникабельность, самообладание, стрессоустойчивость, постоянное стремление к самосовершенствованию. Для достижения успешности и результативности в профессиональной деятельности будущим специалистам необходимо адекватно самоопределиться в жизненном, личностном и профессиональном плане.

В последние годы идея самоопределения личности декларируется как ведущая в российском образовании. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (статья 14 пункт 1) содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентированно на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

Самоопределение личности – центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений [2. С. 328].

Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих:

- жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;

- личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельностного своеобразия человека;

- профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере [7. С. 11].

Результаты анкетирования учащихся 9, 11 классов, проведенных в разных регионах страны показали следующее: учащиеся 9 классов (1200 анкетируемых) из них 51% – выбрали будущую профессию; 56% – приняли решение о профильном обучении в конкретном профессиональном учебном заведении (51% – высшем, 5% – среднем); 18% – знают профессию родителей; 47% – желают углубленно заниматься по конкретным школьным предметам; 53% – желают обучаться в равной мере по всем школьным предметам. Учащиеся 11 классов (750 анкетируемых): у 25% – выбор профиля обучения происходит интуитивно или под влиянием случайных факторов; у 31% – уверенность в выборе учебного заведения связана с продолжением образования; у 8% – на выбор сферы образовательной или трудовой деятельности повлияли профессии родителей; у 21% – большую роль в выборе сферы образования или трудовой деятельности сыграли школьные предметы, которые хотелось бы изучать в дальнейшем; у 6% – художественная литература, кино и видеофильмы, средства массовой информации оказали влияние на выбор профиля обучения; 12% – имеют собственный практический опыт в избираемой сфере труда; для 31% – советы родителей или других родственников имели значимость; для 4% - имели значение рекомендации учителей; 27% – учитывали собственные желания, качества и способности; для 10% – значима территориальная близость мест будущей учебы или работы; 29% – учитывали перспективность и престижность будущей сферы образования и трудовой деятельности; 9% – сделали выбор задолго до окончания школы; 7% – еще не задумывали выборе сферы образования (Чистякова С.Н.).

Проведенный опрос студентов, обучающихся Политехнического колледжа № 31 (150 человек) показал, что только у 40% – была уверенность в выборе профессии, специальности; у 60% – не было уверенности в выборе профессии, специальности.

На основе выше приведенных данных и практического опыта работы можно сделать вывод о том, что у старшеклассников не сформировано профессиональное самоопределение по причине отсутствия осознанного, самостоятельного выбора будущей профессии. Несформированность профессионального самоопределения ведёт к тому, у старшеклассников возникают трудности при выборе дальнейшей сферы обучения. Для того чтобы старшеклассники могли сделать правильный выбор профессии, самоопределиться необходимо, чтобы они были профориентированы ещё со школы.

В «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» (утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 № 1) профессиональная ориентация рассматривается как обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [5. С. 150].

Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

- содействия непрерывному росту профессионализма как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [5. С. 151].

Основными направлениями профессиональной ориентации проводимой со старшеклассниками педагогами, психологами являются профессиональное информирование, профессиональная диагностика, профессиональное консультирование.

Рассмотрим более подробно основные направления профессиональной ориентации со старшеклассниками:

Профессиональное информирование – ознакомление старшеклассников с миром профессий, с особенностями той или иной профессии, перспективами развития рынка профессий.

При информирование старшеклассников помимо общей информации о мире профессий, выборе профессии, также рекомендуется использовать информационно-профориентационные игры «Угадай профессию», «Стажеры-инопланетяне», «День из жизни профессионала» и др. [4. С. 56-78].

Профессиональное информирование даёт возможность расширить круг знаний старшеклассников о профессиях, принять осознанное решение о выборе профессионального пути.

Профессиональное информирование старшеклассников может осуществлять как психологи, так и педагоги.

Профессиональная диагностика – определение профессиональной направленности старшеклассников, выявление их способностей, склонностей, намерений.

При проведении диагностики можно использовать методику «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, методику «Карта интересов» А.Е. Голомштока, методику «Структура интересов» В. Ханнинга, методику «Определение склонностей» Л.А. Йовайши, методику «Определение социальной направленности личности» Д. Голланда, методику «Профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой [1, 6]. Результаты диагностика учитываются при проведении профессиональной консультации со старшеклассниками.

Профессиональное консультирование – оказание помощи старшеклассникам по вопросам, связанным с выбором будущей профессии, планированием дальнейшего профессионального пути.

Профессиональное консультирование со старшеклассниками проводится в форме беседы, однако при проведении индивидуальной консультаций со старшеклассниками можно использовать карточную игру «Человек–судьба–чёрт», профессьянс «Формула – 5», профессьянс «Кто? Что? Где?», при групповой консультации настольную игру «Страна богатых и умных», карточную игру «Психо-бизнес», профориентационную игру «Ловушки-капканчики», «Три судьбы», карточную бланковую игру «Комплимент», игру-дискуссию «Заработная плата работника» и др. [3. С. 48-78].

Профессиональную диагностику, профессиональное консультирование в школе проводят психологи.

После проведенной профессиональной диагностики, профессиональной консультации старшеклассники могут получить от психолога рекомендации по дальнейшему выбору профессионального пути.

Таким образом, профессиональная ориентация, осуществляемая со старшеклассниками в школе, играет важную роль при выборе профессии, планировании дальнейшего профессионального пути, даёт возможность самоопределиться в жизненном, личностном и профессиональном плане и стать успешным в будущем.

Литература

Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С.О. Кропивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. –М.: ВАКО, 2009. – 160 с.

Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике / Под ред. П.И. Пидкаксистого – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. М.: ВАКО, 2008. – 288 с.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004. – 224 с.

Сборник нормативных документов регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования / Составители: М.В. Зиновьева, Т.Н. Войтик / Ответственный редактор ректор МГППУ Рубцов В.В. / М.: МГППУ, 2006. – 288 с.

Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. – 96 с.

Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.