12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Гончарова Олеся Леонидовна1235
Психолог, преподаватель психологии, кандидат педагогический наук
Россия, Москва, Москва
2

Подготовка и трудоустройство специалистов автомобильного профиля в условиях политехнического колледжа

Подготовка и трудоустройство специалистов автомобильного профиля

в условиях политехнического колледжа.

Бодров Александр Николаевич, доктор педагогических наук,

Денисова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук,

Гончарова Олеся Леонидовна, кандидат педагогических наук

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Политехнический

колледж № 31

115280, г. Москва, ул. Автозаводская д. 23 корп. 12

рк31аvtozavodskoe@yandex.ru

Подготовка специалистов автомобильного профиля в условиях политехнического колледжа осуществляется по федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования третьего поколения (ФГОС СПО-03). Стандарты третьего поколения предусматривают освоение основной профессиональной образовательной программы по выбранной специальности. Основная профессиональная образовательная программа направлена на изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного, профессионального и разделов: учебная практика, производственная практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная), промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам составляет около 70% от общего объема времени. Вариативная часть около 30% дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводится учебная практика или производственная практика (по профилю специальности). Оценка качества основной образовательной программы включает в себя текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. В результате освоения профессиональной образовательной программы специалист должен обладать общими, профессиональными и дополнительными компетенциями.

Согласно требованиям к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы специалист по автомобиле- и тракторостроению должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; быть готовым к смене технологий и профессиональной деятельности; исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. И профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам деятельности и позволяющими специалисту: осуществлять технологический процесс изготовления деталей, сборку и испытания изделий автотракторной техники; обеспечивать технологическую подготовку производства по реализации технологического процесса; разрабатывать под руководством более квалифицированного специалиста прогрессивные технологические процессы изготовления деталей, сборку узлов, агрегатов, монтажа систем автотракторной техники в соответствии с требованиями Единой системы технологической подготовки предприятия; внедрять разработанный технологический процесс в производство и выполнять работы по контролю качества при производстве автотракторных изделий; определять экономическую эффективность технологического процесса изготовления и сборки агрегатов автотракторной техники; под руководством квалифицированного специалиста проводить стандартные и сертифицированные испытания объектов техники, управлять современными техническими системами; разрабатывать технологические процессы изготовления деталей средней сложности, сборку простых видов изделий автотракторной техники и их испытаний; проектировать изделия средней сложности основного и вспомогательного производства; составлять технической оснастки; разрабатывать рабочий проект деталей и узлов в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации; под руководством более квалификационного специалиста проводить патентные исследования и определить показатели технического уровня проектируемых объектов техники и технологии; осуществлять руководство производственным участком и обеспечивать выполнение участком производственных заданий; проверять качество выпускаемой продукции или выполняемых работ; проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической и других видов информации для реализации инженерных и управленческих решений и оценки экономической эффективности производственной деятельности участка с применением информационно-коммуникационных технологий; обеспечивать безопасность труда на производственном участке; выполнять работы по оценке качества и сертификации объектов деятельности; под руководством более квалифицированного специалиста проводить работы по проверке объектов техники и технологических процессов, регистрировать по заданной программе необходимые характеристики и параметры, обрабатывать полученные результаты.

Дополнительные компетенции специалист по автомобиле- и тракторостроению получает в результате освоения вариативной части основной профессиональной образовательной программы.

Необходимо отметить, что подготовку и трудоустройство специалистов автомобильного профиля колледж осуществляет совместно с предприятиями-партнерами.

При участии предприятий-партнеров ОАО «Московский завод специализированных автомобилей», ООО «Европроект», «Компания Ауди Груп Рус», ООО «Лаборатория Рекламных Технологий», ООО «Делкам» (Delcam), ООО «Эквинет», «Basf» (Франция), «Spanesi» (Италия), ЗАО «Крайслер Груп Рус», заинтересованных в подготовке специалистов в колледже были созданы учебно-производственные мастерские:

  • учебно-лабораторный комплекс диагностики электронных систем автомобилей;
  • учебно-производственный комплекс высокоэффективных методов обработки и сварки алюминиевых деталей кузова автомобиля;
  • учебно-производственный участок обработки и восстановления деталей и узлов автомобильных двигателей.

В учебно-производственных мастерских обучающиеся проходят учебную, производственную практику (по профилю специальности) на современном оборудовании, получая необходимый практический опыт для успешного прохождения преддипломной практики и трудоустройства на предприятиях-партнерах.

В колледже работает Служба профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройства обучающихся ГБОУ СПО города Москвы Политехнического колледжа № 31.

Основной целью работы Службы профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройства обучающихся ГБОУ СПО города Москвы Политехнического колледжа № 31 является организация процесса профессиональной ориентации, сопровождения профессиональной карьеры и содействию трудоустройства обучающихся колледжа с использованием профессиональной материально-технической и образовательной базы колледжа.

Для успешного трудоустройства выпускников колледжа Служба профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройства проводит:

  • информирование выпускников колледжа о состоянии рынка труда города Москвы;
  • информирование о современных требованиях работодателей к уровню профессиональной подготовки специалистов;
  • информирование о вакансиях, предлагаемых городской службой занятости города Москвы и агентствами по трудоустройству;
  • обучение выпускников колледжа методам поиска работы и трудоустройства;
  • работу с обучающимися колледжа по совместному определению их будущих мест работы;
  • встречи с социальными партнерами, предприятиями-партнерами, окружными центрами службы занятости по вопросам трудоустройства молодежи на рабочие профессии и специальности;
  • распределение выпускников колледжа на основании ежегодных разовых заявок с предприятий-партнеров, организаций и учреждений;
  • мониторинг трудоустройства выпускников с учетом их профильной подготовки, закрепляемости на предприятии после первого года работы;
  • мониторинг успешности карьеры выпускников.

Взаимодействие Службы профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройства обучающихся осуществляется:

  • с СМИ города Москвы и Московской области;
  • с окружными центрами занятости населения;
  • с предприятиями-партнерами;
  • социальными партнерами;
  • с ВУЗами;
  • с агентствами по трудоустройству.

Служба профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройства оказывает содействие выпускникам в выборе дальнейшего пути обучения. Так, ежегодно выпускники колледжа поступают учиться по профильным специальностям в ВУЗы города Москвы. Многие из них совмещают работу с учебой.

Служба профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройства обучающихся ежегодно проводит мониторинг трудоустройства выпускников. Трудоустройство выпускников автомобильного профиля представлено в таблицах и на диаграммах.

Таблица 1. Выпуск специалистов автомобильного профиля 2012 год

Специальность

Выпуск 2012

Продолжают обучение

Призваны в ВС РФ

Другое

Количество

Из них трудо-

устроено

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

29

13

10

6

-

Автомобиле- и тракторостроение

30

13

13

3

1

Автомеханик

(на базе

9 классов)

127

30

59

36

2

Автомеханик

(на базе

11 классов)

44

23

13

2

6

Таблица 2. Выпуск специалистов автомобильного профиля 2013 год

Специальность

Выпуск 2013

Продолжают обучение

Призваны в ВС РФ

Другое

Количество

Из них трудо-

устроено

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

30

8

17

5

-

Автомеханик

(на базе

9 классов)

122

30

75

14

3

Автомеханик

(на базе

11 классов)


 

20


 

14


 

3


 

3


 

-

 

Таблица 3. Выпуск специалистов автомобильного профиля 2014 год

Специальность

Выпуск 2014

Продолжают обучение

Призваны в ВС РФ

Другое

Количество

Из них трудо-

устроено

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

36

29

-

7

-

Автомеханик

(на базе

9 классов)

129

104

8

10

7

Таблица 4. Выпуск специалистов автомобильного профиля 2012-2014 гг.

Количество

выпускников

Из них трудоустроено

Продолжают обучение

Призваны в ВС РФ

Другое

567

264

198

86

19

Так за три года было трудоустроено 264 человека, что составляет 59% от общего числа выпускников, 23% выпускников продолжают обучение в высших учебных заведениях, 10% выпускников призваны в Вооруженные силы РФ, 8% выпускников в силу определенных обстоятельств не смогли быть трудоустроены, продолжить учебу и быть призванными в Вооруженные силы РФ.

Таким образом, положительная динамика свидетельствует о том, что взаимодействие колледжа с предприятиями-партнерами позволило подготовить востребованных, конкурентоспособных специалистов автомобильного профиля, обладающих общими, профессиональными и дополнительными компетенциями для работы в промышленных отраслях, обеспечивающих модернизацию и развитие экономики России.

Литература:

  1. Бодров А.Н., Денисова О.Ю., Гончарова О.Л. И профориентация, и сопровождение // Журнал «Служба занятости» – № 3, 2014. – С. 36-39.
  2. Гончарова О.Л. Подготовка конкурентоспособных специалистов в условиях политехнического колледжа // Информационно-аналитический журнал «Неформальное образование» – № 3 (9), 2013. – С. 66-68.
  3. Бодров А.Н., Денисова О.Ю., Гончарова О.Л. Создание многофункционального центра прикладных квалификаций для подготовки высококвалифицированных кадров в области машиностроения и металлообработки // Сборник материалов X Международной научной конференции «Инновационное развитие общества: условия, противоречия, приоритеты». – Часть I. – [Электронное издание]. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2014. – С. 238-242.
  4. Бодров А.Н., Денисова О.Ю., Гончарова О.Л. Служба профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройство обучающихся политехнического колледжа: из опыта работы // Сборник докладов по материалам Десятой Всероссийской научно-практической конференции. – Кн. II. – Петрозаводск: Изд-во Петр ГУ, 2013. С. 52-63.
  5. Бодров А.Н., Денисова О.Ю., Гончарова О.Л. Взаимодействие колледжа с предприятиями-партнерами при подготовке специалистов автомобильного и технологического профиля // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Часть 6. – Мин. обр. и науки РФ. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – С. 26-27.
  6. Бодров А.Н., Денисова О.Ю., Гончарова О.Л. Профориентационная работа с учащейся молодежью в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы // Образование, экономика, право в современном информационном обществе. Часть III. Материалы VIII Международной научной конференции. – М.: НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте», 2012. – С. 529-536.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.