Статья «Качество использования современного технического оснащения на занятиях»
КАЧЕСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
В данной статье рассматривается качество использования современного технического оснащения на учебных занятиях из личного опыта.
Последствием информатизации учебного процесса стала среда современных информационных технологий. Изменились способы представления и усвоения знаний, характер взаимодействия между субъектами образовательного процесса и профессиональная деятельность учителя. Вопрос о качестве использования современного технического оснащения урока на сегодняшний день является актуальным.
Педагогическая среда урока, конструируемая с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, - это система условий, создающихся на основе применения средств компьютерной техники и информационных технологий для решения учебно-воспитательных (образовательных) задач урока.
Информационные технологии в учебной деятельности позволяют: широко применять возможности цифровых образовательных ресурсов; демонстрировать и моделировать эксперименты; широко использовать справочный материал; пользоваться возможностями презентационных программ; многократно применять интерактивные задания; совершенствовать процесс подготовки урока и ведения мониторинга своей деятельности.
Оценив целесообразность, качество, рентабельность и результативность применения информационных технологий на уроке на личном опыте, я пришла к определенным выводам. На мой взгляд, в первую очередь необходимо:
Соблюдать технические и санитарно-гигиенические требования, временные нормы непрерывной работы школьников за компьютером, соответствие интерфейса используемых программных средств уровню восприятия, степени сформированности умений взаимодействия учащихся с ПК.
Использовать средства ИКТ в соответствии с образовательным стандартом и программой обучения. При выборе средств ИКТ за основу принимать понятия учебной программы, выделять четкие цели использования ресурсов, обозначать планируемые результаты обучения.
Создавать условия для активной познавательной позиции учащихся. Средства ИКТ позволяют учащимся строить свою учебную образовательную траекторию в соответствии с их интересами и увлечениями; в процессе работы учащиеся имеют возможность самостоятельно определять адекватные формы и структуру представления информации, а также преобразовывать личный опыт.
Обеспечивать и повышать эффективность обучения методами и средствами ИКТ. Методы и средства ИКТ на уроке должны обладать следующими характеристиками: возможность построения индивидуальной траектории обучения, интерактивность, коммуникативность, рефлексивность.
Оценивать влияние применения ИКТ для достижения цели, выполнения плана урока, эффективности этапа закрепления материала, оперативности контроля знаний учащихся на уроке.
Из этого следует, что разработка урока согласно актуальным технологиям представляется как целенаправленное сочетание педагогических ситуаций, охватывающих и обучающихся, и педагогов, и содержание обучения, и техническое оснащение, и программное обеспечение информационно-коммуникационных технологий, и организацию обучения в новой информационной среде обучения. При этом каждый урок разрабатывается педагогом, учитывая как общие, так и индивидуальные особенности детей.
Список литературы:
1. Волобуева, О.В. Методика оценки качества использования средств ИКТ для создания педагогической среды урока / О.В. Волобуева // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2013. - №7.
2. Дмитриев Д.А. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением / Д.А. Дмитриев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2011. - №4.
3. Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева – Санкт-Петербург: Каро, 2011.
4. Волобуева О.В. Методика оценки качества использования средств ИКТ для создания педагогической среды урока // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2013