Статья «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
Техническое оснащение современного урока:
личный опыт, проблемы и перспективы.
Скударнова Н.В.,
учитель начальных классов,
МБОУ гимназии № 1 города Белово
С 2010 года наша школа участвовала в пилотном проекте по реализации ФГОС НОО в начальной школе. Документами, в которых прописаны материально - техническое и информационное оснащение образовательного учреждения, основные требования к применению электронных образовательных ресурсов, широко используемые в информационно – образовательной среде являются Федеральной государственной образовательный стандарт начального общего образования глава IV. п. 25.3 «Материально-техническое и информационное оснащение образовательной деятельности» и «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы», 2009 года.
При реализации стандартов невозможно представить современный урок без применения информационно – коммуникационных технологий и использования электронных образовательных ресурсов.
В своей деятельности использую электронные образовательные ресурсы и информационно – коммуникационные технологии.
В кабинете имеется интерактивная и маркерная доска, проектор, стационарный компьютер и ноутбуки, к которым подключается необходимое оборудование: цифровые микроскопы, наушники, графический планшет для рисования, микрофон. Имеется доступ к сети Интернет. Интернет подключен в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование». Данное оборудование необходимо в повседневной работе с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Интернет используем для участия детей в сетевых проектах. Приняли участие в сетевых проектах «Растение – путешественник» 2015 г. (www.wiki.vladimir,i-edu.ru), «По дорогам русских сказок», 2016г. (www.wiki.vladimir,i-edu.ru ). Первое, что необходимо было сделать - это создать свою визитную карточку. Дети создали эмблему команды, нарисовали её, отсканировали. При помощи учителя прошли регистрацию. Затем, используя фантазию и смекалку, оформили свои странички, следуя правилам. Работая над проектом, дети научились группировать материалы для ментальной карты, освоили новые формы работы по созданию звуковых сказок, научились составлять синквейны и актонимы.
Например, работа по созданию звуковой сказки «Каша из топора» состояла из нескольких этапов. Первый этап – разбить сказку на смысловые части, к которым можно нарисовать иллюстрации. Второй этап – «создание шедевров - рисунков». Третий этап – сканирование. Четвёртый – монтирование презентации. Пятый – составление нового текста с опорой на сказку. Шестой – распределение ролей, озвучивание. Последний этап – прослушивание новой сказки. Вся работа проходила в игровой форме. Дети с удовольствием принимали участие, активно предлагали свои версии к иллюстрациям, к тексту, не боялись, что скажут неправильно, прислушивались к мнению каждого, учились работать в команде. Работа не только интересна, но и полезна для детей для развития навыка работы с текстом, что немало важно при подготовке к ВПР.
Занимательной в проекте была интерактивные познавательная игра о домашних растениях, с учениками из города Владимира. Игра проходила в режиме он – лайн, До начала игры дети на занятиях внеурочной деятельности и самостоятельно изучали домашние растения из разных источников: знакомились с растениями в школе, дома, просматривали справочную литературу, работали с интернет - источниками. В режиме оф-лайн просматривали работы других участников. Данная работа помогла сплотиться детям, стать единой командой, переживать за участие команды в проекте. Учителю данная работа помогает освоить новые формы взаимодействия с детьми, научить работать детей с компьютером, различными программами и разными источниками информации, чётко выполнять поставленную задачу, действуя по предложенному алгоритму.
Мне, как учителю, интернет помогает в первую очередь учиться самой через участие в вебинарах, видеоконференциях, участие по созданию локальных проектов и конкурсах, поиск информации при подготовке к уроку, отслеживание уровня участия детей в отечественной онлайн-платформе «Учи.ру» и конкурсах «Олимпиада плюс», «Лисенок», «Умка», где ученики класса изучают материал по темам разных предметов в интерактивной форме.
На занятиях внеурочной деятельности работаем с интерактивным каталогом издательства «Перспективная начальная школа» еженедельный интерактивный журнал «Место для шага вперёд». В нём широко представлен материал по разным тематикам. В работе используем рубрики: Поход в «Музейный дом», окружающий мир в интерактивных иллюстрациях, Россия знакомая и загадочная, интерактивные карты животных и растений. Данная работа проходит на интерактивной доске, где дети самостоятельно, выполняют задания. Данные материалы помогают учителю быстро подготовить материал к урокам, занятиям внеурочной деятельности и способствуют лучшей подготовке детей к региональным и всероссийским проверочным работам.
Работая в сетевых проектах, задача учителя состоит в подготовке необходимого оборудования и подборе заданий для нужной темы урока или занятия. Учитель выступает в форме помощника – тьютора, направляющего детей и помогающий, если возникли сложные ситуации. Работает принцип системно – деятельностного подхода в обучении. Детям прививается любовь к учебе, умение не бояться ошибок в решении задач и действие по алгоритму, развивается память, воображение, сообразительность, находчивость.
На уроках окружающего мира активно используем цифровые микроскопы. Микроскопы, подключаются как к стационарному компьютеру, так и ноутбуками. Если необходимо быстро рассмотреть какой – либо объект, без его исследования, то используем стационарный компьютер с проекцией изображения на большой экран. Для решения проблемы или проведения исследования используем групповую работу на ноутбуках. Данный вид работы вызывает особый интерес у детей и часто используется для работы над учебными проектами и исследованиями. Первоначально учимся собирать микроскоп, правильно накладывать исследуемые объекты, развиваем умение фокусировать линзу на нужной части объекта. Работаем как в группах, так и в парах. Учащиеся, работая в группах, рассматривают объекты для наблюдения (состав почвы, структура листа растения, «смывы» с собственных рук, снеговую воду, воду из - под крана и др.). Провели исследования, с использованием микроскопа, по определению почвы для посадки растений; отличие снеговой воды от водопроводной; рассмотрели структуру биоразлагаемой бумаги и обычной их отличие друг от друга; примеси снега.
Данный вид работы интересен детям тем, что изображение с объектива, в увеличенном виде, проектируется на экран монитора, ноутбука или широкоформатный экран, а так же это изображение можно сохранить. Данный вид работы посилен не только сильным ученикам, но и ученикам, испытывающим трудности в учёбе. Работая, с микроскопами дети учатся работать с цифровой техникой, делать выводы, аккуратности, развивается умение работать в команде или в паре.
В каждом классе присутствует классная доска, а мы активно используем на уроках интерактивную доску. Это доска помогает мне, как учителю, взаимодействовать с учащимися в информационном поле для подачи учебного материала. К нашей «доске» подключен проектор, который позволяет нам работать, используя различные источники цифровой информации: демонстрация презентаций, фильмов, показ необходимых файлов с компьютера или флэш-памяти, видеоплейера, видеокамеры. Работая на интерактивной доске, мне не приходится поворачиваться спиной к классу, что важно при живом общении с детьми. На доске работает не только учитель, но и дети.
На доске быстро изображаем нужные объекты – фигуры, раскрашиваем их, перемещаем, накладываем друг на друга, так же показываем презентации, перелистывая слайды с помощью специальной «ручки». При помощи интерактивной доски научились созданию презентаций, создали фильм о детях блокадного Ленинграда (данная работа представлена на городских и областных конкурсах, где заняла призовые места). При работе с данной доской развивается уверенность в себе, мотивация и интерес к занятиям, способствует воспитанию чувства патриотизма, возможность сохранения и тиражирования информации с доски.
Замечательным устройством при рисовании картин является графический планшет. Учащиеся с удовольствием создают как простейшие объекты, так и уникальные картины. Данный вид работы проводим только на внеурочном занятии, так как планшет в одном экземпляре. Сначала изучаем условные обозначения, технологию работы с планшетом, а затем создаём наши маленькие шедевры и не беда, если это самые обычные предметы, затем их форма усложняется. На планшете работают сразу несколько человек, поэтому получается совместная картина. Детям предлагается тематика, они изначально договариваются о том, что будут рисовать и начинают работать. При работе с планшетом развивается мелкая моторика рук, чувство прекрасного, умение распределять предметы в определенных границах.
Очень хотелось бы, чтобы всё оборудование находилось в специально – оборудованном кабинете, что очень важно, так как при подключении всего оборудования через переходники мы сталкиваемся с проблемой огромного количества проводов. Это наша большая проблема!
В перспективе - освоение электронного учебника на уроках. Сейчас только делаем первые шаги. ·
Для сотрудничества с педагогами из других городов участвуем в видеоконференциях с помощью видеоконференционной системы. Данное участие помогает перенять передовой опыт педагогов.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что в своей работе с учащимися мне приходится использовать много оборудования, что соответственно занимает много времени на её установку, подключение, проверку, настройку, но данная работа приносит свои плоды. Дети любят занятия с применением технических устройств, получая не только знания, умения, навыки, но и способность развития УУД и ценный опыт работы с техникой, что немало важно при обучении младших школьников.
|
||
Фото 1. Работа с интерактивной доской |
Фото 2. Групповая работа в режиме он-лайн по составлению ментальной карты. |
Фото 3. Победитель конкурса «Подвиг народа». Представлена исследовательская работа с фильмом о детях из блокадного Ленинграда |
·
Трефилова Раиса Поликарповна