Как адаптировать ребенка к обучению в первом классе

4
0
Материал опубликован 18 January 2021 в группе

Как адаптировать ребенка к обучению в первом классе Автор-составитель: педагог-психолог МДОУ « Детский сад «Рябинка» г. Переславля-Залесского Гридяева И.А.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

Что же такое «школьная адаптация»? Школьная адаптация – это процесс перестройки познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер к систематическому организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки зависит от уровня развития мыслительной, эмоционально-волевой сферы и сформированности коммуникативных навыков. Дезадаптация – неумение решать новые задачи, в условиях новой социальной реальности.

Виды адаптации Академическая – характеризует степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни Социальная – отражает успешность вхождения ребенка в новую социальную группу Личностная – уровень принятия ребенком себя, как представителя новой социальной общности

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни ребенка. Начало школьной жизни меняет образ бытия ребенка. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, трудиться, следовать правилам школьной жизни и выполнять требования учителя. Период адаптации к школе, к ее новым требованиям существует у всех первоклассников.

Каждый ребенок по-разному адаптируется к школе. Одни привыкают в течении 1-2 месяцев и успешно осваивают учебную программу без вреда здоровью. Другие же проходят этот процесс более длительно, вплоть до конца учебного года. Период адаптации тесно связан с кризисом 7 лет, перехода к новой социальной роли – школьника, вступления в более широкий круг общественных отношений, что влечет за собой существенные трудности.

Процесс адаптации напрямую зависит от: - особенностей нервной системы типа темперамента характера соматического состояния умственного развития общительности и социализации. Большинство детей, переступая порог школы, чувствуют себя достаточно тревожно и неуверенно.

Очень тяжело проходит адаптация у детей, родители которых: сравнивают достижения своего ребенка с другими детьми; осуществляют тотальный контроль; редко хвалят своих детей за их успехи, а неудачи подогревают упрёками и раздражением; не проводят связь между достижениями ребёнка и его способностями.

Как проверить уровень адаптации? У вашего ребенка высокий уровень если: он хорошо приспосабливается к новым условиям; положительно относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал; находит общий язык с одноклассниками; прилежно учится, слушает объяснения учителя; проявляет большой интерес к самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет домашние задания.

У вашего ребенка средний уровень если: ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения; внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается тогда, когда ему интересно; выполняет добросовестно общественные поручения; дружит со многими одноклассниками.

У вашего ребенка низкий уровень если: ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях; жалуется на здоровье, на смену настроения в сторону его ухудщения; наблюдается нарушение дисциплины; не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках; не регулярно выполняет домашние задания; при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя; не ладит с одноклассниками; общественные поручения выполняет под руководством, пассивен.

Условия адаптации Физиологические условия «Физиологическая буря» или «острая адаптация» - первые 2-3 недели самое тяжелое время для ребенка. Неустойчивое приспособление. В этот период организм ребенка находит оптимальные варианты реакции на новые условия. Относительно-устойчивое приспособление. В этот период организм находит подходящие варианты реакции на новые условия. В эти периоды у ребенка можно наблюдать признаки утомления: снижение А/Д, аппетита, головную боль, усталость, двигательное возбуждение или заторможенность.

Социально-психологические условия Развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, воображения, тонкой моторики. Развитие коммуникативной сферы. Саморегуляция и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять данную ребенку простую инструкцию, выполнять задание по образцу, готовой схеме, умение вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения, способность сдерживать импульсивные действия).

Условия безболезненной адаптации ребенка к школе помощь, поддержка, похвала за успехи, терпимое отношение к неудачам ребенка и забота родителей; создание комфортной для ребенка домашней среды; активное участие родителей в процессе обучения ребенка, без предъявления повышенных требований; внимательное отношение к состоянию здоровья ребенка. В первые две недели разрешать разово не посещать школу, не записывать ребенка в новые кружки; соблюдение режима дня: достаточное время для сна, подвижных игр, общения с друзьями; избегание критики школьной программы в присутствии ребенка, личности учителя, взаимоотношений с окружающими; призыв уважительно относиться к требованиям учителя.

Признаки успешной адаптации нравится в школе; охотно рассказывает о своих успехах и неудачах; активен, жизнерадостен, любопытен, редко болеет, хорошо спит, достаточно самостоятелен; адекватно воспринимает требования учителя; легко усваивает учебный материал; прилежно выполняет задания без внешнего контроля; проявляет самостоятельность; имеет положительный статус в коллективе.

Как родителям помочь ребенку в период адаптации? Составить оптимальный распорядок и режим дня. Поощрять самостоятельность в ребенке: собирать самому портфель, выполнять часть домашних заданий, с которыми ребенок может справиться. Первокласснику также необходимо играть. Игры - это не только отдых, но и смена деятельности. Не подрывать авторитет учителя в глазах ребенка. Не заставляйте ребенка делать все упражнения сразу: 20 минут на задание – 10 минут перерыв. Создавайте условия для новых для получения ребенком новых позитивных эмоций: посещайте кинотеатр, театр, музеи, зоопарк (также в виртуальном пространстве), вместе читайте и делайте домашние дела, обсуждайте текущие события дня.

7. Проявляйте искренний интерес к школьным событиям, используя вопросы: «Что сегодня было самого интересного?», «Чем вкусным вас кормили в столовой?», «С кем ты сегодня успел подружиться?», «Что было веселого на уроке физкультуры?» и т.д. 8. Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми, а хвалите за Его успехи и достижения, признавая за ним право на индивидуальность. Мальчики и девочки отличаются по биологическому и социальному развитию, девочки в этом направлении опережают мальчиков-ровесников. 9. Исключительно положительно оценивайте успеваемость вашего ребенка, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны и не ругайте за неспособность что-то понять или сделать. 10. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к эмоциональный отклик к его неудачам и даже самым маленьким успехам. 11. Будьте ему другом и тогда он доверит вам самое сокровенное.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.