Урок «Как человек использует свойства воды» (Окружающий мир, 4 класс)

3
0
Материал опубликован 3 April 2017

этап

содержание

примечания

Орг./момент

(1 мин)

Внимание, подравняйтесь! Здравствуйте, присаживайтесь!

 

Постановка целей урока

(1 – 2 мин)

Ребята, отгадайте загадку:

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И «стеклянной» быть могу!

Верно, это вода. На сегодняшнем уроке мы с вами вспомним все, что знаем о воде, узнаем, как человек использует свойства воды в повседневной жизни

Вода

Актуализация знаний

(7 – 10 мин)

Некоторые ребята выполнят индивидуальные задания, остальные все внимание на доску:

Нужно восстановить схему «Круговорот воды в природе»

Объясните схему «Синий человек»

Объясните расположение молекул в разных состояниях воды

Соедините стрелками состояния воды с примерами жидкостей

Проверка индивидуальных заданий:

Объясните разницу между пресным и соленым водоемом

Назовите примеры естественных и искусственных водоемов

Составьте характеристику одного из водоемов Приморского края, пользуясь атласом

Хорошо, ребята, а вы знаете какие-нибудь праздники, посвященные специально воде?

- варианты ответа

Я вам принесла экологический календарь, вы на перемене посмотрите, какие существуют «водные» праздники

 

Новое знание

(15 – 20 мин)

Физкульт -

минутка

Ребята, откройте учебник на странице 82. Тема «Как человек использует свойства воды» была нами определена в начале урока. Мы также выяснили, для чего вода нужна всем живым организмам.

А теперь давайте определим свойства воды, которые отличают её от других жидкостей: выясним какой у воды цвет, запах, вкус?

Хорошо, в ходе эксперимента выяснили, что вода бесцветна, безвкусна, не имеет запаха. Продолжим изучать свойства. Найдем в учебнике первый тезис, зачитайте его

- все жидкости текут и принимают форму сосуда, в котором находятся

- проверим?

-…………………..

- подтвердили? Далее, прочтите диалог Миши и Лены. Ребята, как вы понимаете выражение «выталкивающая сила»?

- варианты ответа

- прочтите последний абзац на стр.82, объясните опыт. Что вы узнали о выталкивающей силе?

- Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды

- верно, этот закон открыл известный вам древнегреческий ученый Архимед. Проверим?

-…………….

- Хорошо, ребята, мы только что видели, что железо утонуло в воде, тогда скажите, почему на воде держаться огромные, тяжелые, железные корабли?

-из-за воздуха, которым заполнен трюм корабля, он выталкивает воду, поэтому железный корабль на воде мало весит

- верно, ребята, Архимед в свое время вывел еще одно свойство воды, он назвал его законом сообщающихся сосудов. Как вы понимаете это выражение?

- Это сосуды, которые соединены

- Правильно, так вот уровень жидкости в таких сосудах всегда одинаков.

А вы можете привести мне пример таких «сосудов» из жизни?

- Например, если из одной лужи сделать небольшой канал к другому углублению, то вода быстро заполнит его, тогда уровень воды будет одинаковым

- Отлично, прочитайте последний абзац на странице 83, о каком еще свойстве воды мы не сказали?

- о течении воды. Течение воды – это большая сила, которую люди используют в жизни

- Приведите примеры

- водяное колесо, гидроэлектростанции и др.

Хорошо, мы уже много свойств воды назвали, что-то я сомневаюсь, что вы все запомнили. Давайте так, я называю свойство воды, если он действительно верно, то вы два раза хлопаете, если нет – два раза топаете. Договорились? Встаем!

Вода сладкая

Вода не может быть твердой

Вода принимает форму сосуда, в котором она находится

Течение воды не обладает силой

Выталкивающая сила воды направлена вверх

Вода голубого оттенка

В сообщающемся сосуде уровень воды всегда одинаковый

Хорошо, присаживайтесь. Откройте учебник на странице 84, прочтите первый абзац, какое еще свойство воды вы обнаружили?

- Вода – хороший растворитель

- Проверим?

-………………………

- Итак, вода растворяет все вещества, которые в нее попадают?

- Нет, н./п., земля не растворилась, а порошок сделал воду мутной

-Верно, а такая вода уже не годна для применения?

- В некоторых случаях такую воду используют в быту, её так же можно очистить в дом.усл. с помощью фильтра или в лаборатории (рис.84)

- Молодцы, какое следующее свойство воды обнаружили?

- Жидкости несжимаемы (рис.85)

- Давайте сами проверим?

- Хорошо, ребята, а что вы можете сказать о нагревании и замерзании воды?

- В этих случаях жидкости меняют свой объем, н./п., лед или пар

-Хорошо, а где мы можем найти воду в природе, помимо открытых водоемов?

- Это лед, пар, туман, роса, снег, град и т.д.

Ученик проводит первый опыт: перед ним стакан с водой, необходимо определить цвет, запах, вкус

Опыт №2

Перед учеником сосуды разной формы и жидкости разного цвета, при выливании жидкости из сосуда, ученик выясняет, что независимо от цвета все жидкости текут, и все они приняли форму сосуда, в котором находились

На доске появляется портрет Архимеда

Опыт №3

Ученик опускает в стакан с водой поочередно дерево, камень и железо, выясняя, что дерево всплывает

Опыт №4

Ученик заполняет сообщающийся сосуд водой и устанавливает, что её уровень одинаковый

Т

Т

Х

Т

Х

Т

Х

Опыт№5

Перед учеником 4 стакана воды и четыре вещества: соль, сахар, порошок и земля. При попытке растворить вещества в воде ученик выясняет, что не все вещества растворимы

Опыт №6

Ученик пытается сжать воду в шприце

Итог урока

( 5 мин)

Ребята, сегодня очень хорошо поработали, узнали много новых свойств воды. Те, кто отвечал, молодцы – дневники мне на стол. Запишите д./з.:

Стр. 87 (учебник), стр.33, №2 – 6 (рабочая тетрадь), ответить на вопросы после параграфа на странице 86.

Спасибо за урок, до свидания

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.