Урок «Как человек использует свойства воды» (Окружающий мир, 4 класс)
этап |
содержание |
примечания |
Орг./момент (1 мин) |
Внимание, подравняйтесь! Здравствуйте, присаживайтесь! |
|
Постановка целей урока (1 – 2 мин) |
Ребята, отгадайте загадку: Я и тучка, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И «стеклянной» быть могу! Верно, это вода. На сегодняшнем уроке мы с вами вспомним все, что знаем о воде, узнаем, как человек использует свойства воды в повседневной жизни |
Вода |
Актуализация знаний (7 – 10 мин) |
Некоторые ребята выполнят индивидуальные задания, остальные все внимание на доску: Нужно восстановить схему «Круговорот воды в природе» Объясните схему «Синий человек» Объясните расположение молекул в разных состояниях воды Соедините стрелками состояния воды с примерами жидкостей Проверка индивидуальных заданий: Объясните разницу между пресным и соленым водоемом Назовите примеры естественных и искусственных водоемов Составьте характеристику одного из водоемов Приморского края, пользуясь атласом Хорошо, ребята, а вы знаете какие-нибудь праздники, посвященные специально воде? - варианты ответа Я вам принесла экологический календарь, вы на перемене посмотрите, какие существуют «водные» праздники |
|
Новое знание (15 – 20 мин) Физкульт - минутка |
Ребята, откройте учебник на странице 82. Тема «Как человек использует свойства воды» была нами определена в начале урока. Мы также выяснили, для чего вода нужна всем живым организмам. А теперь давайте определим свойства воды, которые отличают её от других жидкостей: выясним какой у воды цвет, запах, вкус? Хорошо, в ходе эксперимента выяснили, что вода бесцветна, безвкусна, не имеет запаха. Продолжим изучать свойства. Найдем в учебнике первый тезис, зачитайте его - все жидкости текут и принимают форму сосуда, в котором находятся - проверим? -………………….. - подтвердили? Далее, прочтите диалог Миши и Лены. Ребята, как вы понимаете выражение «выталкивающая сила»? - варианты ответа - прочтите последний абзац на стр.82, объясните опыт. Что вы узнали о выталкивающей силе? - Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды - верно, этот закон открыл известный вам древнегреческий ученый Архимед. Проверим? -……………. - Хорошо, ребята, мы только что видели, что железо утонуло в воде, тогда скажите, почему на воде держаться огромные, тяжелые, железные корабли? -из-за воздуха, которым заполнен трюм корабля, он выталкивает воду, поэтому железный корабль на воде мало весит - верно, ребята, Архимед в свое время вывел еще одно свойство воды, он назвал его законом сообщающихся сосудов. Как вы понимаете это выражение? - Это сосуды, которые соединены - Правильно, так вот уровень жидкости в таких сосудах всегда одинаков. А вы можете привести мне пример таких «сосудов» из жизни? - Например, если из одной лужи сделать небольшой канал к другому углублению, то вода быстро заполнит его, тогда уровень воды будет одинаковым - Отлично, прочитайте последний абзац на странице 83, о каком еще свойстве воды мы не сказали? - о течении воды. Течение воды – это большая сила, которую люди используют в жизни - Приведите примеры - водяное колесо, гидроэлектростанции и др. Хорошо, мы уже много свойств воды назвали, что-то я сомневаюсь, что вы все запомнили. Давайте так, я называю свойство воды, если он действительно верно, то вы два раза хлопаете, если нет – два раза топаете. Договорились? Встаем! Вода сладкая Вода не может быть твердой Вода принимает форму сосуда, в котором она находится Течение воды не обладает силой Выталкивающая сила воды направлена вверх Вода голубого оттенка В сообщающемся сосуде уровень воды всегда одинаковый Хорошо, присаживайтесь. Откройте учебник на странице 84, прочтите первый абзац, какое еще свойство воды вы обнаружили? - Вода – хороший растворитель - Проверим? -……………………… - Итак, вода растворяет все вещества, которые в нее попадают? - Нет, н./п., земля не растворилась, а порошок сделал воду мутной -Верно, а такая вода уже не годна для применения? - В некоторых случаях такую воду используют в быту, её так же можно очистить в дом.усл. с помощью фильтра или в лаборатории (рис.84) - Молодцы, какое следующее свойство воды обнаружили? - Жидкости несжимаемы (рис.85) - Давайте сами проверим? - Хорошо, ребята, а что вы можете сказать о нагревании и замерзании воды? - В этих случаях жидкости меняют свой объем, н./п., лед или пар -Хорошо, а где мы можем найти воду в природе, помимо открытых водоемов? - Это лед, пар, туман, роса, снег, град и т.д. |
Ученик проводит первый опыт: перед ним стакан с водой, необходимо определить цвет, запах, вкус Опыт №2 Перед учеником сосуды разной формы и жидкости разного цвета, при выливании жидкости из сосуда, ученик выясняет, что независимо от цвета все жидкости текут, и все они приняли форму сосуда, в котором находились На доске появляется портрет Архимеда Опыт №3 Ученик опускает в стакан с водой поочередно дерево, камень и железо, выясняя, что дерево всплывает Опыт №4 Ученик заполняет сообщающийся сосуд водой и устанавливает, что её уровень одинаковый Т Т Х Т Х Т Х Опыт№5 Перед учеником 4 стакана воды и четыре вещества: соль, сахар, порошок и земля. При попытке растворить вещества в воде ученик выясняет, что не все вещества растворимы Опыт №6 Ученик пытается сжать воду в шприце |
Итог урока ( 5 мин) |
Ребята, сегодня очень хорошо поработали, узнали много новых свойств воды. Те, кто отвечал, молодцы – дневники мне на стол. Запишите д./з.: Стр. 87 (учебник), стр.33, №2 – 6 (рабочая тетрадь), ответить на вопросы после параграфа на странице 86. Спасибо за урок, до свидания |