Урок «Лес - природное сообщество» (окружающий мир, 4 класс)
Урок: Окружающий мир
Класс: 4
Учитель: Миназиева Роза Фарварстиновна
Тип урока: Урок - исследование
Тема: Лес – природное сообщество.
Цель:формирование исследовательских навыков в работе над понятием «природное сообщество леса», развитие способностей применять знания в учебной деятельности.
Задачи: расширять представление о лесе, как о природном сообществе;
развивать умение извлекать информацию из разных источников;
развивать умение договариваться при работе в группе, учитывать мнение другого ученика;
воспитывать самостоятельность в работе над заданиями
Предполагаемые результаты
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к изучению темы, умеют договариваться, учитывают мнение друг друга, адекватно оценивают работу в группе.
Предметные: обучающиеся понимают, что такое природное сообщество леса, узнают по иллюстрациям представителей лесного сообщества.
Метапредметные:
Познавательные: обучающиеся осознают значимость всех составляющих лесного сообщества.
Регулятивные : умеют определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; умеют действовать в соответствии с планом; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать и принимать мнение других.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||||||
Организационный момент 2 мин |
-Добрый день, у нас гости, повернитесь, улыбнитесь и поприветствуйте их кивком головы. Чтобы поднять настроение, поиграем в игру «Комплимент» Все мальчики нашего класса самые………. У Все девочки нашего класса самые.. .Р Все гости нашего класса самые ….А -Получилось слово «УРА», чтобы на уроке все было на «ура» пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения. Повернитесь друг к другу и пожелайте успеха. |
Приветствуют гостей. Называют слова – комплименты. Поворачиваются друг к другу и в полголоса говорят: «Желаю успеха» Умные, удивительные, улыбчивые Радостные, решительные Аккуратные, активные |
Личностные: Формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности. |
||||||
Актуализация знаний 4 мин |
- Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Чтобы узнать его, послушайте звуки ( включить запись) - Где можно услышать такие звуки? ( слайд 1 – картинка леса) - Кому захотелось попасть в лес? - Почему лес манит человека? - Чем он интересен? |
Слушают звуки Отгадывают слово. Отвечают на вопросы. |
Познавательные : Извлекают информацию из услышанного, отвечают на поставленные вопросы Коммуникативные : Умеют слушать и понимать других Умеют высказывать свое мнение |
||||||
Создание проблемной ситуации |
- Готовясь к уроку, я прочитала что лес – это природное сообщество Я долго думала, так ли это. |
Пытаются объяснить |
|||||||
Постановка проблемы исследования 2 мин |
-Может кто– нибудь поможет разобраться мне? - Почему не можем дать определение? |
|
|||||||
Определение темы исследования |
- Значит, какая будет тема урока? ( слайд 2 – Лес – природное сообщество) |
Называют тему урока |
Регулятивные : Умеют определять тему и цель урока |
||||||
Формулирование цели исследования |
- Какую цель для себя определим? |
Называют цель |
|||||||
Выдвижение гипотезы 2 мин |
- Мы не можем дать определение, но мы можем сделать предположение. Если лес – это природное сообщество, то все растения и животные должны жить вместе, сообща (на доске) |
Предлагают гипотезы |
|
||||||
Выбор метода решения проблемной ситуации 2 мин |
-Чтобы доказать или опровергнуть наше предположение, ребята, вы сегодня будете исследователями и будете работать группами и парой. Давайте вспомним правила работы в группах.(3 слайд)ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ: 1. Говори вполголоса; 2. Один говорит – другие слушают; 3. Не перебивай выступающего; 4. С уважением относись друг к другу; 5. Разговор должен идти только о предмете задания. В конце урока вы оцените работу в группах. Ознакомьтесь с критериями оценки на желтых листах. -Распределите роли: секретарь, выступающий |
Называют правила Знакомятся с критериями Распределяют роли |
Личностные: Принимают правила работы в группе
Коммуникативные: Умеют договариваться и принимать на себя роль
|
||||||
Составление плана исследования 3 мин |
- Чтобы исследовать надо составить план, что можно исследовать в лесу. (На доске план 1, 2, 3.) -Предлагаю вытянуть ребус и отгадать слово. - 1 группа будет исследовать растения, 2 - животные, 3 – грибы. - Как называются ученые, которые изучают растения? (ботаники) Вы будете ботаниками и т.д 1 группа – Ботаники 2 группа – Зоологи 3 группа – Микологи (ученые, которые изучают грибы) |
Называют, что можно исследовать Отгадывают ребусы Выбирают название для группы |
Познавательные: Умеют читать слова, представленные знаково-символическими средствами |
||||||
Проверка гипотезы 15 мин |
Учитель контролирует работу, помогает. |
Самостоятельная работа |
Познавательные: Анализируют материал, составляют схемы, таблицы, текст Коммуникативные: Умеют слушать и понимать друг друга, формулировать свое мнение, принимать чужое, умеют мирно договариваться |
||||||
Интерпретация полученных данных 6 мин |
- Время вышло, приглашаю для выступления команду ботаников. - Приглашаю к выступлению группу зоологов. -Следующее выступление микологов.
|
Группы выходят к доске, показывают схемы, таблицы по вэб - камере, выступающий подводит итоги работы в виде небольшого сообщения |
Коммуникативные: Умеют слушать, речь выступающих понятная, громкая. |
||||||
Вывод по результатам исследовательской работы 3 мин |
- Может ли лес обойтись без животных, животные без растений, растения без грибов? - Какой вывод можно сделать? - Так что же такое природное сообщество? (4слайд) ( природное СООБЩЕСТВО - группа растительных или животных организмов, живущих вместе). - давайте вернемся к нашему предположению. (на доске) Если лес- это природное сообщество, то все в лесу д.б взаимосвязано, все жители живут сообща. Мы доказали это или нет? - Спасибо, разобрались, теперь я буду это помнить - Кто часто нарушает жизнь лесного сообщества? - Из-за необдуманного вмешательства человека, возникают экологические проблемы. Как сохранить сообщество леса? - 2017 год объявлен годом экологии. Я надеюсь, что вы настоящие друзья леса, и соблюдает правила поведения в лесу. ( слайд 5) |
Нет Всё в лесу взаимосвязано и не могут существовать отдельно. Да Отвечают на вопросы человек |
Личностные: Умеют делать выводы Познавательные: Умеют видеть причинно – следственные связи |
||||||
Применение новых знаний 3 мин |
Проверочная работа. (слайд 6) Вам предложено ряд утверждений. Если утверждение верно, вы ставите “+”, если неверно - “-”. На эту работу вам дается 2 минуты. Самый верхний ярус леса образован деревьями. (+) На деревьях обитают кроты и землеройки. (-) Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (+) Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу. (-) Природное сообщество – это группа растений, живущих вместе. (+) Взаимопроверка и взаимооценка по слайду7. - Кто получил пять, почему? И т.д. |
Выполняют тест Проверяют и оценивают работу друг друга Объясняют, почему такая оценка |
Регулятивные: Умеют проверять и оценивать работу друг друга |
||||||
Итоги урока 2 мин |
- Какая была тема урока, цель? Удалось ли доказать наше предположение? - Оцените работу в группах |
Отвечают на вопросы Оценивают работу в группе |
Регулятивные: Умеют адекватно оценивать свою работу |
||||||
Домашнее задание 1 мин |
Ботаники
1. Посмотрите видео «Растения смешанного леса».
2. Разбейте растения гербария на группы, в соответствии с ярусами. (Можно воспользоваться текстом «Лесные этажи» на карточке, учебником с. 164-165)
3. Заполните таблицу.
4. Запишите по 2-3 растения в каждую группу.
5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений (Можно пользоваться карточкой - помощником)
“Лесные этажи”
Лес можно сравнить с лестницей: каждая ступенька - это этаж. Ученые называют эти этажи ярусами и
располагают их в порядке уменьшения. Самые верхние ярусы образованы деревьями (ели, сосны, березы и т. д.). Они
любят свет. На среднем ярусе расположены кустарники (малина, смородина, калина и др.). Ещё ниже - травы
(черника, брусника, кислица, ландыш и т. д.). Самый нижний - мхи и лишайники. К ярусам не относятся молодые,
подрастающие деревца и те лишайники, которые поселяются на стволах деревьев.
Лес имеет огромное значение для человека: защитник воздуха, водоёмов и почв. Лес является домом для растений,
животных, грибов. Место для отдыха человека. Источник ягод, грибов, лекарственных растений. Источник древесины.
В лесу всё взаимосвязано, нельзя нарушать эти связи.
Таблица
ЯРУСЫ ЛЕСА
Верхний |
Средний |
Нижний |
Самый нижний |
|
|
|
|
|
|
||
Карточка – помощник для сообщения
Лес можно сравнить с ____________________ домом. На каждом «этаже» живут свои растения. Самым светлым будет
___________ ярус. Он состоит из светолюбивых деревьев таких как:________________,_____________,____________.
На среднем ярусе располагаются_____________________: ____ __________, _______________.
И нижний ярус это - ____________. Самый нижний - ___________ и __________________. Растения – это
____________ и____ ________ для животных. В лесу всё взаимосвязано.
Для зоологов
1. Посмотрите презентацию на ноутбуке «Животные»
2. Вспомните на какие группы можно разделить животных (можно воспользоваться текстом “Животные леса” на карточке )
3. Заполните схему «Животные леса»
5.Запишите по 2-3 животных в каждую группу ( можно воспользоваться атласом – определителем)
5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений (можно пользоваться карточкой - помощником)
“Животные леса”
Разнообразен животный мир леса: здесь можно встретить не только млекопитающих (волк, медведь, белка,
лиса, заяц и др.), но и птиц (дятел, иволга, кукушка, дрозд и т. д.), насекомых (пчелы, мухи, жуки, бабочки,
стрекозы), пресмыкающихся (змеи, ящерицы), земноводных (лягушки, жабы) и червей.
Одни из них обитают на деревьях, другие ведут наземную жизнь, третьи обитают в почве. Лес для животных
является домом. В лесу они находят себе пищу.
Как в природе, так и в жизни человека животные имеют огромное значение. От них получают продукты питания
и сырье для промышленности. Животных используют в качестве рабочего скота.
Но нужно помнить о том, что животных в лесу меньше, чем растений. В лесу все взаимосвязано и неразрывно.
Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
Схема
Животные леса
Карточка – помощник для сообщения
Весь лес – от верхушки и до ____________ - заселён животными. На деревьях обитают ____________такие
как:_____________, ______________, _____________. Здесь они вьют свои ___________ и находят себе корм.
Наземную жизнь ведут _____________, ____________, лоси, ____________,_______________.
В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых,____________ _____________ . Все животные леса
взаимосвязаны друг с другом и с растениями. Нельзя нарушать эти связи.
Для микологов:
1. Посмотрите презентацию «Нужны ли лесу грибы?»
2. Разделите грибы на группы по видам и заполните схему.
3. Запишите по 2-3 гриба в каждую группу ( можно воспользоваться атласом – определителем)
4.Заполните таблицу « Значение грибов» (можно воспользоваться текстом “Нужны ли лесу грибы” на карточке )
5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений (можно пользоваться карточкой - помощником)
“Нужны ли лесу грибы!”
Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из
шляпки, ножки и грибницы (подземная часть гриба).
Грибы" очень нужны в лесу: во-первых, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав
и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными солями; во-вторых, ими питаются многие
животные (олени, белки, сороки, слизни, насекомые); в-третьих, некоторыми ядовитыми для человека грибами
животные лечатся; в-четвертых, грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших стволов
и сучьев, отмершей листвы) и тем самым они поддерживают круговорот веществ в природе.
Схема
Грибы
Таблица «Значение грибов»
Польза |
||
Для человека |
Для деревьев |
Для животных |
Карточка – помощник для сообщения
Грибы – это _________________________________________ . Гриб состоит из _____________, _____________ и
__________________. Грибы бывают съедобные и __________________. Грибы нужны в лесу, потому что они
помогают деревьям всасывать___________________________. Грибами питаются и лечатся _______________ и
_____________ . Грибы способствуют разложению ____________________________ остатков. Без грибов лес
невозможен.
Анкета
Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах:
1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская работа.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
Кадырова Ольга Игоревна
Пластинина Галина Григорьевна
Роза Миназиева
Кадырова Ольга Игоревна