Урок «Как человек воспринимает окружающий мир» для учащихся 3–4 класса
Пояснительная записка к презентации
Вопросный план урока окружающего мира
по теме «Как человек воспринимает окружающий мир»
Урок в 4 классе, это первый урок в блоке-теме «Органы чувств человека», следующий урок посвящен изучению темы «Органы зрения человека».
/data/files/t1478420643.rar (Материалы урока "Как человек воспринимает и познает окрмир")
№ п/п |
Содержание урока (через вопросы и реплики учителя) |
Примечание |
1 |
Приветствие На уроке окружающего мира мы вместе попытаемся ответить на вопрос «как человек воспринимает и познает окружающий мир?» Слайд № 1 |
|
2 |
Начнем с небольшого эксперимента-разминки. Участниками станут те ребята, у которых на таких листах изображен смайлик. Вы будете по очереди совершать определенные действия, чтобы определить то, что находится в этом мешочке. Затем на листе нужно записать, что это, по-твоему мнению, и положить этот листок в этот ящик. Один из участников останется в кабинете, а остальные ребята подождут своей очереди в коридоре.
|
1ый участник – с завязанными глазами, закрывает нос и слушает звуки, издаваемые предметом в мешочке при потряхивании. 2ой ученик – с завязанными глазами и закрытыми ладонями ушами нюхает и по запаху пытается определить предмет в мешочке. 3ий ученик – смотрит видеозапись предмета на экране мобильного телефона. 4ый – с завязанными глазами и закрытыми ладонями ушами пробует предмет (поднесенный учителем ко рту) на вкус. 5ый участник эксперимента с завязанными глазами, закрытыми (ладонями учителя) ушами, «закрывает» нос своей одной рукой, а другой – трогает поверхность предмета, но не берет его в руки. |
Давайте посмотрим, что ребята написали об этом предмете.
|
Учитель достает из коробочки записи на стикерах, зачитывает их и прикрепляет на доску. «Маша пробовала на вкус этот предмет и считает, что это…» |
|
|
Предлагаю участникам эксперимента посовещаться прямо сейчас у доски и выбрать один вариант ответа на вопрос «что в мешочке?», а мы за вами понаблюдаем. Что решили участники эксперимента? Почему вы так думаете? А хотите узнать, что там было на самом деле? Что показывает этот эксперимент? Слайд № 2 |
Вывод: человек получает информацию с помощью органов чувств, но не с помощью одного, а по всем пяти органам чувств. |
Кто из ребят был ближе всего к правильному определению предмета? Слайд № 3 Ученые выяснили об органах чувств некоторые сведения и представили их в этой диаграмме. Что она рассказывает? |
В ответах детей сведения из диаграммы о количестве воспринимаемой информации с помощью конкретного органа чувств.
|
|
3 |
Предлагаю провести несколько опытов, чтобы убедиться в том, что органы чувств помогают человеку воспринимать окружающий мир. 1) Приложение № 1 Возьмите лист (показываю лист) и найдите справа от клетки точку. Приложите к точке линейку – вот так (показываю как приложить линейку и смотреть на рисунок) и скажите что видите. - а на самом деле? удивляет? - как объяснить, почему мы видим птицу в клетке? 2) Отложите линейку и лист и посмотрите на слайд. Слайд № 4 - поднимите руки те дети, которые видят изогнутые линии - а кто видит прямые линии? - как это проверить? (один из учеников проверяет «прямоту» линий с помощью линейки); - что здесь удивляет? 3) Следующее задание выполним в группах (приложение № 2) Слайды № 5 - 8 - проверка по вопросам: какое задание выполняла ваша группа, что решили, как проверить и что могут дополнить другие группы по этому заданию? |
После серии экспериментов необходимо подвести учащихся к выводу, что органы чувств человека иногда могут не точно передавать информацию, т. е. ошибаться.
|
4) Послушайте инструкцию к следующему эксперименту: по моей команде положи монету на ладонь и закрой глаза; прислушайся к своим ощущениям – когда поймёшь, что ты не чувствуешь монетку, то открой глаза и запомни время на секундомере. Ссылка на секундомер на слайде № 9 - на какой секунде ты понял, что кожа не чувствует монетку? - есть у вас предположение, почему кожа перестает чувствовать монетку? 5) Еще один эксперимент проведем в парах, посмотрите, как он будет проходить (демонстрация эксперимента учителем в паре с учеником - про движение пальцами до локтевого сустава ученика, который в этот момент не видит своей руки). - проведите эксперимент; - поднимите руку те ученики, которые ошибочно почувствовали место локтевого сгиба? - что удивило? - на следующих уроках вы продолжите более подробно изучать органы чувств и попробуете разобраться, почему иногда органы чувств ошибаются. |
||
А вы знаете, что степень чувствительности у всех людей неодинаковая. Например, у народов севера в словарном запасе есть более 20 слов для обозначения оттенков белого цвета. А это значит, что такие оттенки они различают. Если у всех людей чувствительность разная, то о чем это говорит? (чувства можно развивать, как и мышление) слайд № 10 |
||
4 |
Сейчас мы посмотрим видеозапись. Те, кто знает в чем секрет, пока не рассказывайте его, чтобы другие дети могли подумать - почему так происходит? - слайд № 11 просмотр видеосюжета «Комната Эймса» до рукопожатия. - кто из вас удивился, а чему? - есть ли у вас версия, объясняющая почему так происходит? - давайте досмотрим видео до конца. |
|
5 |
Что показали нам эксперименты с клеткой, с монеткой, с рисунками и с видеозаписью? - как мы с вами поняли, что на самом деле происходит вокруг нас? - слайд № 12 сделайте вывод о том, как человек воспринимает и познает окружающий мир? |
|
6 |
Слайд № 13 задание Попробуйте в группе придумать или вспомнить такие ситуации, в которых люди специально используют иллюзии. Заслушивание ответов. Посмотрите еще примеры иллюзий на слайде. Слайд № 14 |
|
7 |
Давайте вспомним вопрос, на который мы хотели найти ответ в начале урока. Как же человек воспринимает и познает мир вокруг себя? Слайд № 15 |
|
8 |
Домашнее задание. Подумайте/поэкспериментируйте, как или откуда нужно посмотреть на эти 2 предмета (пенал и книга), чтобы размер их изменился. |
|
Презентация "Как человек воспринимает и познает окр мир "
PPTX / 8.56 Мб
Вопросный план к уроку
DOCX / 18.9 Кб