Технологическая карта урока окружающего мира «Свойства воздуха» (Окружающий мир, 3 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира
Учитель: Верещагина Наталья Викторовна
Класс: 3
Тема: «Свойства воздуха»
Цель: формирование представлений о свойствах воздуха через организацию проведения опытов
Задачи:
- формирование алгоритма проведения опыта по готовой инструкции;
- формирование и развитие познавательных универсальных действий (умений делать выводы, анализировать, обобщать, работать с информацией);
- формирование и развитие коммуникативных умений (взаимодействие в малой группе);
- формирование и развитие регулятивных умений учащихся (умение определять цель урока, проводить рефлексию, умение совместно определять критерии для оценивания, умение оценивать работу и результат работы)
Планируемый результат:
Предметные:
- учащиеся называют свойства воздуха;
- учащиеся описывают опыт, с помощью которого можно каждое свойство продемонстрировать;
Личностные УУД
- формируется положительная мотивация изучения материала, к предмету;
Регулятивные УУД
- формируются умения определять тему урока, ставить задачи урока в соответствии с темой при помощи взрослого, проводить рефлексию;
- формируются действия контроля и оценки, умение вырабатывать критерия оценивания, умение оценивать деятельность группы и результат работы;
Коммуникативные УУД
- формируются умения работать в малой группе;
Познавательные УУД
- формируются умения сравнивать, анализировать, проводить опыты, наблюдать, оформлять результаты наблюдений;
Работа с информацией:
- формируется умение работать с текстом – инструкцией, текстом – таблицей
Оборудование: 2 воздушных шарик, нитка для его завязывания , литровая банка, салфетка, пустая пластиковая бутылка 0,2 л и воздушный шарик, банка, можно пластиковая 0,5 л, салфетка небольшая, пластиковая дощечка, две маленькие круглые свечки (плоские), один высокий и один низкий прозрачный стакан, секундомер два небольших прозрачных полиэтиленовых пакетиков разного размера, зубочистка
Идея урока заключается в следующем: учащиеся проводят опыты по готовой инструкции, обсуждают результаты и оформляют выводы в таблицу. Опыты проводят в группе, каждая группа в своем режиме: выполнив опыт, подведя итоги и проведя самооценку работы группы, убрав рабочее пространство, только тогда получает новое задание. Для того, чтобы хорошо организовать подобный урок, нужно продумать как будет организовано пространство кабинет. Я решила, что в нашем классе по периметру будут стоят парты с оборудованием, а в середине - парты, работая на которых учащиеся будут записывать результаты опытов. Это поможет им четче действовать при уборке рабочего стола и подведении итогов опыта, они не будут отвлекаться, не будет соблазна потрогать. Инструкции для детей в группу печатаются в двух экземплярах, в увеличенном размере. При формировании критериев работы в группе дети будут называть несколько, эти критерии буду актуальны для каждого класса свои. Для нашего класса важно два критерия – не мешать работать другим группам, включить в работу всех. В приложение даны инструкции для проведения опытов. Красным шрифтом - предполагаемые ответы детей.
Источники:
Картины
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D1%8B&stype=image&lr=11302&noreask=1&parent-reqid=1514911486467543-643071752190632727328415-sas1-1639&source=wiz
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D1%85&img_url=https%3A%2F%2Fweekend.rambler.ru%2Fimgs%2F2017%2F05%2F18%2F17%2F303817%2Fafa02914fd03f206871967942a9866276e8f5b24.jpg&pos=58&rpt=simage&lr=11302
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемый результат |
|||
Целеполагание |
Организует целеполагание. Предлагаю вам познакомиться с картинами |
Учащиеся знакомятся с картинами художников, отмечают, что на них изображены ученые, которые проводят эксперименты, опыты На одной картине действий происходит давно, на другой - не так давно Учащиеся отвечают, что опыты проводят ученые, которые изучают науки, опыты проводят, чтобы узнать что-то, проверить свою гипотезу |
Формируется положительная мотивация изучения материала, к предмету |
|||
Что такое опыты? Кто их проводит? С какой целью? |
||||||
Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? Что мы уже узнали по этой теме? Как вы думаете, для чего мы будем проводить опыты на уроке по теме «Воздух»? Сформулируйте тему урока, задачи урока |
Учащиеся называют тему раздела «Воздух», формулируют тему урока «Проведение опытов с воздухом» Задачи: - узнать свойства воздуха - научиться проводить опыты |
Формируются умения определять тему урока, ставить задачи урока в соответствии с темой при помощи взрослого |
||||
Планирование деятельности на уроке |
Организует формирование представлений о действиях учащихся на уроке Есть ли какие – то правила при проведении опытов? |
Учащиеся предполагают, что должны быть правила, и называют, что может случиться, если правила нарушить. Например, если не убирать оборудование, то можно разбить, испортить и опыт может не получиться. |
Формируются действия контроля и оценки, умение вырабатывать критерия оценивания, умение оценивать деятельность |
|||
Учитель дает инструкцию, как работать в группе и совместно вырабатываются критерии оценки группы Прежде всего отмечаем, что опыты большие, поэтому их можно провести только, если работать в группе. Давайте назовем два критерия, которые мы будем отслеживать, когда работает группа Каждая группа будет выполнять опыты со своей скоростью, поэтому вводим такое правило – выполнил опыт – получил инструкцию для проведения следующего опыта. Следующий опты можно провести, если полностью выполнен предыдущий – убран рабочий стол, заполнены таблицы и листы оценки работы группы. Отмечайте шаги, которые вы сделали Задайте вопросы |
Учащиеся называют критерии, они фиксируются учителем на доске Учащиеся могут задать вопрос, нужен ли командир группы, можно ли менять командира группы…. |
|||||
Практическая работа |
Учитель определяет для каждой группы задание, оказывает необходимую помощь при проведении опыта, оформлении результат. Помощь оказывается, если группа ее попросила. |
Учащиеся выполняют задание – проводят опыты по инструкции |
Формируются умения работать в малой группе; Формируются умения сравнивать, анализировать, проводить опыты, наблюдать, оформлять результаты наблюдений; Формируется умение работать с текстом – инструкцией, текстом – таблицей Формируется умение оценивать деятельность |
|||
Обобщение |
Учитель организует обобщение результатов опыта Для чего мы проводили опыты? Какая группа желает нам рассказать, о каких свойствах воздуха они узнали из определенного опыта. |
Каждая группа рассказывает о результатах проведения опыта, называют свойство воздуха, оно появляется на слайде |
Формируется умение работать с текстом, сравнивать результат своей работы с результатом других |
|||
Рефлексия |
Учитель организует рефлексию работы группы по названным критериям |
Группы рассказывают, что у них получилось, что не получилось |
Формируются умение проводить деятельностную рефлексию по заданным критериям |
Приложение 1. Инструкции для работы в группе. (для детей печатаются в двух экземплярах и шрифтом № 16)
Опыт № 1 |
Что легче, воздух или вода? |
Оборудование |
2 воздушных шарика нитка для его завязывания литровая банка, салфетка |
Инструкция |
Наполните банку наполовину водой. Приготовьте два воздушных шарика: один пустой, второй немного надуйте, чтобы он проходил в банку. Опустите по очереди в банку сначала пустой шарик, потом надутый. Понаблюдайте, что получится Выньте шарики из воды и высушите салфеткой Приберитесь на столе Заполните таблицу и сделайте вывод Оцени работу группы |
Группа № ______
Результаты опыта № 1
Описание опыта. В воду опускаются по очереди два воздушных шарика, один пустой, другой – надутый воздухом. |
|
Что произошло с пустым шариком? Объясни причину. |
Пустой шарик постепенной опуститься на дно, так как вода заполнит все пространство. |
Что произошло с надутым шариком? |
Надутый шарик не утонет, потому, что воздух внутри не дает ему утонуть |
Сделай вывод. Что легче вода или воздух? Воздух легче воды |
|
Работа группы: |
Опыт № 2 |
Как ведет себя воздух при нагревании и охлаждении |
Оборудование |
пустая пластиковая бутылка 0,2 л и воздушный шарик банка, можно пластиковая 0,5 л, салфетка небольшая |
Инструкция |
Наденьте шарик на горлышко бутылки Налейте в банку до половины горячей воды (с помощью учителя) Опустите бутылку в воду, при необходимости аккуратно поддерживайте ее руками Наблюдай, что происходит с шариком Выньте бутылку из воды, оботрите ее. Аккуратно вылейте горячую воду из банки и наполните ее холодной водой Поставьте в нее бутылку с шариком, при необходимости поддерживайте ее руками Наблюдайте, что происходит с шариком Уберитесь на столе Заполните таблицу и сделайте вывод |
Группа № _______
Результаты опыта № 2
Описание опыта. Бутылка с шариком опускается по очереди сначала в горячую воду, потом в холодную |
|
Что произошло с шариком в бутылке с горячей водой? |
Шарик стал немного надуваться |
Что произошло с шариком в бутылке с холодной водой |
Шарик на бутылке стал сдуваться |
Сделай вывод. Что происходит с воздухом при нагревании и при охлаждении. Вохдух находился в бутылке и шарик не давал ему выйти. При нагревании воздух расширялся и шарик немного надувался, при охлаждении шарик сдувался, так как воздух сжимался |
|
Работа группы: |
Опыт № 3 |
Воздух и огонь |
Оборудование |
пластиковая дощечка две маленькие круглые свечки (плоские) один высокий и один низкий прозрачный стакан секундомер |
Инструкция |
Прочитайте правила безопасности для этого опыта. Во время этого опыта нужно будет работать с зажженными свечами, они могут сильно обжечь! Зажигать свечу может только взрослый! Не трогать пламя руками и не ничего не подносить к нему! Не трогать руками свечку в ближайшее время после того, ка погаснет пламя! Расположите две свечки на дощечке, приготовь стаканы Попросите учителя зажечь свечу Приготовьте секундомер Осторожно, чтобы не задуть пламя, накройте свечу одним стаканом, включите секундомер Запишите результаты в таблицу Попросите учителя зажечь вторую свечу Осторожно, чтобы не задуть пламя, накройте ее другим стаканом, включите секундомер. Запишите результаты в таблицу. Уберитесь на столе. Сделайте выводы. |
Группа № _________
Результаты опыта № 3
Описание опыта. Зажженную свечу накрывали прозрачными стаканами разной величины. |
|
Что произошло с пламенем свечи, когда его накрыли маленьким стаканом? Через какое время? |
Пламя погасло через сек |
Что произошло с пламенем свечи, когда его накрыли большим стаканом? Через какое время? |
Пламя погасло через сек |
Сделай вывод. Почему под большим стаканом пламя свечи горело позже? Потому, что под большим стаканом воздуха больше, он дольше горит, значит воздух (а точнее кислород, содержащийся в нем) поддерживает горение |
|
Работа группы: |
Опыт № 4 |
Воздух, он какой? |
Оборудование |
два небольших прозрачных полиэтиленовых пакетиков разного размера зубочистка |
Инструкция |
Поймайте пакетиками воздух и закрутите пакеты. Обсудите вопрос «Какую форму принял воздух в пакетах?» Предположите, если бы пакеты были круглые, пятиугольные, какой формы был бы воздух в них? Аккуратно проткните один пакет зубочисткой, понаблюдайте, что происходит с пакетами? Какой звук слышите? Посмотрите на свою руку сквозь второй пакет? Хорошо видно руку? |
Группа № _______
Результаты опыта № 4
Описание опыта. Пакеты наполняются воздухом, смотрят на руку сквозь пакет, протыкают пакет зубочисткой |
|
Какую форму принимает воздух в пакетах? |
Воздух принимает форму того предмета, который наполняет |
Что происходит с пакетом, если его проткнуть? |
Воздух выходит с легким шумом, его можно услышать, но нельзя увидеть |
Если посмотреть на руку сквозь пакет с воздухом, что происходит? |
Сквозь пакет с воздухом видно руку |
Сделай вывод. Воздух какой ???? |
|
Работа группы: |