Статья «Как научить читать выразительно?»
Как научить читать выразительно
Чтобы ученики научились читать выразительно, недостаточно напоминать им: «Не торопитесь. Останавливайтесь на точках. Читайте громко. Читайте выразительно». Ведь для того, чтобы ученик прочитал выразительно хотя бы небольшое стихотворение, статейку или даже одно предложение он должен не только вдумываться в содержание читаемого, но и знать основные приемы выразительного чтения и владеть ими. И если учеников не обучали этому, нельзя ожидать от них правильного выполнения указаний и требований.
Уже на первых уроках чтения необходимо показать детям, как следует стоять во время чтения: прямо, непринуждённо, спокойно. Чтобы дыхание было свободно и горло не сжато, голову нельзя опускать на грудь, а держать прямо. Книга при чтении должна находиться на расстоянии приблизительно 25-30 см от глаз (если не считать разных индивидуальных ситуаций). Вовремя устной речи ученик должен стоять спокойно, не облокачиваясь на парту или на стол учителя, не прислоняться к доске или стене, не раскачиваться. Так же при окончании чтения не забудьте похвалить ученика и мягко указать на неточности если он их совершил.
Научить владеть дыханием
Необходимое условие правильного и выразительного чтения - умение регулировать свое дыхание.
Чтобы научить детей справляться с дыханием, надо объяснить им, что звук голоса зависит от дыхания и, что дышать во время чтения и разговора следует правильно.
Встав перед классом, учитель показывает, как следует набирать воздух в легкие и при выдыхании медленно расходовать его: руки кладете выше пояса, где находится последняя пара рёбер, большой палец сзади, остальные четыре пальца впереди. Затем делает вдох. Обращаете внимание детей на то, что вдох делается через нос, бесшумно, легко.
1-ое упражнение: ученики тихо встают, кладут руки на пояс так же, как показывал учитель. Вместе с учителем делают вдох; на счёт «раз» задерживают дыхание, потом вместе выдыхают. На одном дыхании считают сперва до трёх, затем упражнение проводится при счёте до четырёх и пяти.
2-ое упражнение дети делают глубокий вдох. После этого, медленно расходуя воздух при выдохе, произносят тихо какое-либо слово или предложение, например: ма-те-ма-ти-ка, э-лек-три-чест-во.
Учитель обращает внимание на то, чтобы конец слова или последнее слово в предложении звучало с такой, же силой, как и в начале.
Научить читать отчётливо
С первого дня обучения детей в школе следует их научить произносить слова ясно и отчётливо.
Учитель внимательно прислушивается к речи учеников, к манере их произносить слова и отдельные звуки, тактично выправляет ошибки у отдельных детей и систематически проводит индивидуальную работу и со всем классом по приучению отчетливо и ясно произносить слова, отдельные звуки и сочетания звуков в словах.
Ясно и отчётливо учитель читает по слогам намеченный текст, выговаривая каждый звук, т.е. гласные звуки произносит при надлежавшем открытии рта/губ и зубов/языка, согласные звуки – при энергичной работе языка и губ: «Я ле-чу, лечу, ле-чу.....
После этого, подражая учителю, читают отдельные ученики. Если ученик читает невнятно, учитель обращает внимание всего класса на необходимость отчётливого произношения слов, показывая, как надо произносить слова и отдельные звуки в словах. Заканчивается упражнение хоровым чтением.
Основное внимание уделяется исправлению недочетов в произношении детьми отдельных звуков в словах.
Перед тем как упражнять детей в произношении того или иного звука, учитель сообщает цель упражнения и показывает, как надо произносить намеченный для упражнения звук, например: «Ш». Ученикам предлагается произносит этот звук, придумать слова, в которых «Ш» в середине и в конце слова. Ясно и отчетливо артикулируя слова и звука «Ш», учитель по слогам читает намеченное для упражнений четверостишие.
После этого читают по слогам, ученики по вызову и хором, всем классом, тщательно выговаривают слова и наиболее часто встречающийся согласный «Ш». При изучении звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких, постановки ударения в словах и т.п. учитель обращает внимание учеников на то, что ударные гласные всегда звучат ясно, как написаны, безударные же часто не соответствуют намеченному; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными звучат как глухие; твёрдые перед мягкими согласными произносятся мягко и т.д.
Научить читать громко и тихо
Научить детей слышать самого себя и улавливать различие в силе голоса, помочь осознать важность и социальную необходимость приобретения умения читать и говорить, когда надо, тихо, громко и очень громко и шепотом - необходимое условие выразительного чтения.
Перед тем как обучать детей громкому и тихому чтению, с учащимися проводится небольшая предварительная беседа. В беседе выясняются, всегда ли ты говоришь «одним голосом» т. е. всегда ли говоришь тихо, шепотом, громко, очень громко.
Учитель приучает детей придерживаться следующих правил:
1. Читать так, чтобы весь класс тебя слышал.
2. Не спеши, читай так, чтобы слова звучали отчетливо.
З. Начало и конец слова должны звучать ясно.
Полезно время от времени давать ученикам специальное задание: подготовиться читать негромко небольшой рассказ или отрывок, но так, чтобы каждое слово чтеца доходило до слушателя.
Позже, когда ученики овладеют умением читать громко и тихо, элементарные требования выразительного чтения несколько усложняются. От чтецов требуется не только громкое и ясное чтение, но и различные вариации силы голоса в зависимости от содержания читаемого текста.
Научить читать на разных темпах голоса
Когда ученики овладеют навыками усиления и ослабления голоса в соответствии с содержанием читаемого, можно перейти к обучению умению читать в разных темпах: быстро, медленно.
Упражнения в чтении в разных темпах проводятся так же, как предыдущие по овладению умением читать отчетливо, громко и тихо. С этой целью хорошо использовать скороговорки, четверостишия, отдельные предложения. В начале скороговорка читается учителем, а затем ученики читают сперва медленно при этом приближаясь к скороговору. Потом темп чтения несколько ускоряется: паузы делаются между словами.
На следующих уроках скороговорка читается всем классом и отдельными в медленном темпе. И если ученики приобрели навыки отчетливого чтения, темп ускоряется и доходит до самого быстрого. Полезно упражнять детей в чтении скороговорок под команду учителя с замедлением и ускорением темпа; с усилением и ослаблением видов голоса: скороговорка произносится негромко, тихо; совсем тихо, шепотом и беззвучно при энергичной работе речевого аппарата.
Научить понимать знаки препинания
Одно из условий выразительного чтения - умение читать знаки препинания и в соответствии с ними соблюдать грамматические паузы, сопровождаемые изменением голоса со стороны высоты его звучания.
С того момента, когда ученики получают первое элементарное понятие о предложении, их надо учить при чтении останавливаться на точках, понижая голос на последнем слове предложения; предложение от предложения отделять паузой.
В предварительной беседе учитель обращает внимание детей на то, что наша речь только когда становится понятной и ясной, когда мы делаем во время речи остановки то короткие, то продолжительные. Так же и при чтении надо делать, остановки, или, как говорят, паузы. Для этого в книгах ставятся различные знаки препинания.
Продолжительность пауз после знаков препинания первое время определяется часто механически - счетом. Ученикам предлагается открыть в книгах страницу, где имеется намеченные для упражнения тексты. Учитель читает текст‚ слегка отстукивая карандашом длительность голоса в последнем слове предложения.
Затем ученики готовятся читать этот текст так хе, как читал учитель. Потом этот же текст читается два-три раза хором. Длительность пауз каждый раз учитель отстукивает карандашом. На следующих уроках длительность пауз отсчитывается учениками уже в уме.
Даётся задание самостоятельно подготовить чтение небольших текстов.
При обучении чтению вопросительных и восклицательных предложений ученикам сообщается, что после вопросительного и восклицательного знаков пауза делается равная счёту «три» так же, как и после точки.
Кроме того, эти знаки требуют повышения голоса на словах, стоящих под логическими ударением.
Для упражнений в правильном интонировании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений ученикам предлагается читать и писать под диктовку предложения с соответственными знаками препинания, например:
Поезд идёт. Поезд идёт? Поезд идёт!
Научить соблюдать ударения и паузы
Согласно новым программам уже на третьем году обучения от школьников требуется «умение после разбора текста соблюдать логические ударения, паузы».
Знакомятся ученики с логическими ударениями по пути разбора простых по содержанию и несложных по составу предложений.
Учитель объясняет детям:
- Как в каждом слове есть ударный слог, так и в каждом предложении есть наиболее важное слово, которое заключает в себе основной смысл предложений. Это слово выделяется голосом. На нём делается ударение, которое называется логическим ударением. Как в слове от перемены ударения меняется его смысл или оно теряет всякий смысл /зáмок-замóк, мýка-мукá/, так в предложении от переноса логического ударения с одного слова на другое меняется или искажается смысл предложения.
Затем учитель пишет на доске какое - либо предложение столько раз, сколько в нём имеется членов предложения, столько же к нему вопросов. Например, предложение Коля купается в реке, пишет три раза и к нему-три вопроса: Кто купался в реке? Что делал Коля в реке? Где купался Коля?
Ученики указывают, какое слово он выделил голосом, слово это подчёркивается; при этом каждый раз выясняется, как меняется, смысл предложения в зависимости от перемены мест логического ударения.
Постановка вопросов и чтение ответов помогают ученикам правильно расставлять логические ударения в предложениях с этой целью следует заготовить дидактический материал.
О логических паузах третьеклассники получают самые элементарные представления. На конкретных примерах учитель объясняет, что при чтении паузы делаются не только после знаков препинания, но и по смыслу, чтобы выделить главное в предложении. Паузы эти короткие.
Научить правильно интонировать читающего
Учить правильно интонировать читаемого следует с того момента, когда ученик под руководством учителя приступает к чтению ещё только отдельных предложений.
Вначале интонации чисто внешний характер: понижение или повышение тона, усиление или ослабление силы голоса, ускорение или замедление темпа в соответствии со знаками препинания и содержанием читаемого текста.
Постепенно учитель знакомит детей с интонациями, отражающими различные настроения, переживания, чувства, доступные детям: радость, гордость, удивление, испуг, сожаление, таинственность и др.
Затем учитель предлагает отдельным ученикам прочитать предложения с различного рода интонациями и объяснить, что хотел выразить ученик своим чтением того или иного предложения.
Чтобы ученики приобрели навыки передачи разнообразной интонации, полезно упражнять их в чтении прямой и диалогической речи, отличающихся богатством разговорных интонаций.
С этой целью можно заготовить дидактический материал «Диалоги».
Чтение диалогов обычно проходит оживленно, с большим интересом. Подыскивание правильной интонации при чтении тех иди иных реплик требует от учащихся вдуматься в содержание всего диалога, осмыслить его. Кроме чтения диалогов, полезно проводить инсценирование басен, сказок, стихотворений, содержание которых учащиеся поняли и усвоили.
Итог обучения
Итак, при обучении выразительному чтению ведущим является не подражание образцу, а понимание текста, собственного отношения учеников к событиям, о которых рассказывает автор, сопереживание с героями произведения. Однако необходимо подчеркнуть особую роль выразительного чтения учителя для формулирования выразительного чтения учеников. Ученики всегда должны слышать выразительную речь учителя.
Результат проверки читательской компетенции (2021)
Цель: проверка беглости чтения и понимания прочитанного по 6 критериям.
Присутствуют: 25 учеников
Умение выражать свое восприятие текста (0 - 2 балла)
2б – 15, 1б -10, 0б – 0
Умение ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл (0 – 2 балла)
2б – 19, 1б – 6, 0б – 0
Умение находить нужную информацию (0 – 3 балла)
3б – 16, 2б – 5, 1б – 4, 0б – 0
Владение навыком анализа и интерпретации (0 – 3 балла)
3б – 15, 2б – 5, 1б – 5, 0б – 0
Умение строить связное высказывание (0 – 5 балла)
5б – 14, 4б – 5, 3б – 3, 2б – 3, 1б – 0, 0б - 0
Умение рассуждать, делать выводы (0 – 3 балла)
3б – 15, 2б – 6, 1б – 4, 0б – 0
Беглость: выше нормы – 14, норма – 11, ниже нормы – 0
Имеют высокий уровень ЧК – 17, средний – 8, низкий – 0
В минуту на одного ученика по классу 103 слова