Вводное занятие по выразительному чтению «Учимся читать выразительно» (5 класс)
Учимся читать выразительно Вводное занятие по выразительному чтению Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска Легоцкая Вера Сергеевна
Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения Цель выразительного чтения: истолкование внутреннего содержания произведения выявление темы, предмета изображения выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение)
Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи интонация ударение паузы понижение и повышение голоса темп и ритм
Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста! К.С.Станиславский
Правила постановки логического ударения (ЛУ) ЛУ нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. ЛУ, как правило, ставится на именах существительных и на глаголах При сочетании двух существительных ЛУ всегда падает на имя существительное в родительном падеже Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ЛУ на каждом слове с возрастающим усилием. Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ЛУ Не рекомендуется и «злоупотреблять» ЛУ: речь, перегруженная ударениями, теряет смысл.
Мелодика речи- движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты Мелодические типы резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова отсутствие резких интервалов конечная синтагма произносится на более низком тоне
Мелодические фигуры Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса нисходящая фигура нисходящая фигура Развитие мысли вместе с развитием высказывания требует повышения голоса восходящая фигура
Специфические мелодики вопросительная пояснительная перечислительная предупредительная причинной связи противительной связи разделительная мелодика водности незаконченности Мелодика воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону
Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этими отклонениями. Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы – обо всем этом расскажет тембр вашего голоса
Техника речи голос дикция дыхание
Учимся дышать правильно Правильное дыхание происходит в перерывах между словами или фразами незаметное пополнение запаса воздуха в легких экономное равномерное расходование воздуха плечи неподвижны грудь приподнята живот подтянут
Использованная литература Аксенов В. Н. Искусство художественного слова / Под ред. В. Н. Шацкой. М., 1962. Блинов И. Я. Выразительное слово учителя-словесника. М., 1963. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя. М., 1986. Еремеева Е. Ю. Выразительное чтение как средство развития младших школьников. http://festival.1september.ru/articles/211243/ Коренюк Л.Ю. Некоторые упражнения по технике речи. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie06.html Соловьева Н.М. и Майман Р.Р. Выразительное чтение на уроках литературы. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie03.html
Киселева Наталия Геннадиевна
Алина Яковлевна Корогод