Занятие психолога «Как стать счастливым»
Пояснительная записка к презентации
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Как стать счастливым?»
Составила: педагог-психолог высшей категории
Бадыкова А.Г.
Описание занятия: занятие с элементами тренинга, направленное на на формирование позитивного мироощущения и профилактики суицида у учащихся среднего и старшего звена. Может использоваться для профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего звена.
Цель: стимулирование самопознания и развитие навыков позитивного мировосприятия.
Задачи:
1. Образовательная: формирование представлений о содержании понятия счастья, условиях и средствах, необходимых для его достижения.
2. Развивающая: обучение участников простым и доступным упражнениям, направленным на формирование позитивного мироощущения и чувства удовлетворенности своей жизнью.
3. Воспитательная: повышение уровня психологической культуры участников занятия. (Получение знаний, позволяющих сохранять душевное равновесие, заботиться о своем психическом здоровье, принимать себя и окружающих, находить выходы из сложных жизненных ситуаций).
Структура занятия.
Занятие состоит из трех основных блоков.
1 блок – организационно-мотивационный.
Его целью является создание заинтересованности у участников занятия, выяснение эмоционального настроя группы и введение в тему занятия.
2 блок – основной.
Он предполагает теоретическую и практическую работу по теме занятия.
Во 2 блоке используются 5 упражнений. 3 и 4 упражнения можно было менять местами в зависимости от настроя группы.
Целью первого упражнения является осознание участниками содержания их личного счастья и условий, необходимых для его достижения.
Остальные упражнения направлены на осознание необходимости ценить настоящее, принимать себя и гордиться своими успехами и жизнью в целом.
Упражнения второго блока строятся на следующих принципах:
1. «Принцип достаточности и необходимости». Заключается он в том, что предлагаемая для изучения информация должна быть необходима слушателям, ее объем должен быть достаточным для полного понимания сути рассматриваемой проблемы.
Говорить о том, что такое счастье можно бесконечно. Существует огромное количество литературы по этому вопросу. Есть различные релаксационные, медитационные, психогимнастические и прочие методы, направленные на достижение счастья. В ходе работы мы собрали много интересного материала и часть его мы представили в буклетах. Ну а в этом занятии мы попытались соединить минимум теоретической информации и самые простые и доступные для большинства людей упражнения. Очень надеемся, что это у нас получилось.
2. Смена видов деятельности.
При составлении занятия мы опирались на известное положение из области экспериментальной психологии: человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит. 70% того, что проговаривает, и 90 % — того, что делает сам.
В занятии используются не только теоретические сведения, но и мультимедийная презентаци, стихи и музыка, которые способствуют созданию положительного настроя для работы и лучшему усвоению предлагаемой информации, а также практические упражнения, направленные на проработку полученных данных.
3. Принцип доступности
Эффективность деятельности участников занятия напрямую зависит от доступности излагаемого материала и четкости инструкций к упражнениям.
Для реализации этого принципа в ходе занятия приводятся словесные примеры выполнения упражнений, задаются вопросы на понимание.
4. Принцип осознания (объективации) поведения.
В процессе занятия поведение участников переводилось на сознательный уровень посредством получения обратной связи после выполнения каждого упражнения.
5. Принцип ответственности участников занятия за свою жизнь.
Психолог – не волшебник. Он не может научить человека быть счастливым за 15 минут. Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировались у человека на протяжении всей жизни, нельзя так быстро поменять.
В ходе занятия участники должны понять, что счастливыми за них никто не станет. Для достижения счастья им необходимо систематически работать над собой. А цель занятия — показать «как это делается» и дать импульс для дальнейшего развития.
3 блок – рефлексия – подведение итогов занятия и получение обратной связи.
Он предполагает:
1) обобщение знаний, полученных на занятии, его смысловую и эмоциональную оценку; для этого участникам задаются вопросы о том, что они чувствовали, что узнали, чему научились;
2) формирование установки на дальнейшее саморазвитие и обретение счастья (систематическое выполнение упражнений, отработанных на занятии); для этого используются просмотр мультимейдийной презентации и буклеты с рекомендациями и стихами о счастье).
Структура и содержание занятия
Этапы занятия |
Содержание занятия |
Время выполнения |
Оборудование |
|
Упражнения |
Описание упражнений |
|||
Организационно-мотивационный |
Организационный момент - вступительная беседа Цель: введение в тему занятия |
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами собрались, чтобы немного отвлечься от бесконечных забот и тревог повседневных будней и посмотреть на нашу жизнь совсем с другой стороны. Для того, чтобы Вам стало понятно, о чем мы сегодня будем заниматься, я хочу прочитать Вам небольшое стихотворение. На остановке маленькой, той, что в конце квартала, Сидело тихо Счастье и на ветру дрожало. А люди торопливо все мимо пробегали. Сидело счастье тихо, его не замечали… И вот дождливым утром счастье ждать устало. В углу на остановке, как-то пусто стало. Нам помнить не мешало бы в пустые грусти дни, Что счастье где-то рядом – лишь руку протяни. Ирина Погорелова Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем с Вами говорить? - Ответы участников (о счастье). - Вы совершенно правы, сегодня мы с вами поговорим о том, что такое СЧАСТЬЕ и почему к нему все так стремяться. |
2 мин |
|
Мотивационно-диагностический момент Цель: выяснить эмоциональное состояние группы, заинтересовать и настроить участников на работу. |
Прежде, чем мы начнем наше занятие, я попрошу Вас подумать и поднять руки тех, кто считает себя на самом деле счастливым человеком. Тем, кто поднял руки, можно сказать: «Я очень рада, что среди нас есть счастливые люди, потому что по статистике, те, кто испытывают простое человеческое счастье живут на 20% дольше. Ну а всех остальных я прошу не расстраиваться, потому что сегодня у Вас есть уникальная возможность познакомиться с очень простыми упражнениями, которые помогут вам стать немного счастливее или по-крайней мере изменят Ваше отношение к жизни. А теперь давайте мы с Вами улыбнемся друг другу и приступим к работе. |
|||
Основной |
Мини-лекция «Что такое счастье» |
Ученые уже очень давно и безуспешно бьются над созданием универсальной формулы счастья. Главная проблема заключается в том, что нет универсального определения этого понятия. Единственное, что точно известно о счастье, что это феномен, в основе которого лежат сильные положительные эмоции. Прежде всего, это ощущение радости и удовлетворения от того, что человек видит, слышит и делает. В остальном счастье каждый человек понимает по-своему, и в этом мы с Вами сейчас убедимся. |
1 мин. |
|
Упражнение 1. «Мое счастье» Цель: определение участниками содержания собственного счастья, осознание условий, необходимых для его осуществления. |
Сейчас мы с Вами попробуем определить, что Вы вкладываете в понятие счастья. Для этого я попрошу Вас нарисовать солнышко, так как показано на слайде. В его середине вы пишите МОЕ СЧАСТЬЕ. Затем, вы рисуете лучики. Каждый лучик – это ваши потребности, то, что Вам необходимо для счастья (естественно у каждого будет что-то свое: любовь, деньги, машина, квартира и т.п.). И еще, описывайте Ваши потребности как можно точнее (если для счастья Вам нужна машина – напишите какой марки, если хотите большую зарплату – напишите ее размер…). Рисуйте и помните, что СЧАСТЬЕ – это цель. И чтобы эту цель достичь, ее надо видеть и знать. Чем больше лучиков вы нарисуете – тем четче будет для Вас ваша цель. (Участники рисуют как минимум 5 лучиков – на выполнение задания дается 1 минута.) Затем идет обсуждение упражнения. -Озвучьте, пожалуйста, что у Вас получилось. Вы можете начать словами «Для меня счастье – это…» (все, что Вы написали, говорить не обязательно, только самое главное). - Легко ли вам было выполнять это упражнение? – Да/нет – почему? - Ответы участников. - Обобщение ведущим всего сказанного: «Посмотрите как много разных вариантов мы услышали. Действительно, счастье у каждого свое, оно многогранно и неповторимо. |
3 мин. |
Листы-шаблоны для выполнения упражнения |
|
Проблематизация ситуации Цель: осознание участниками необходимости жить настоящим и ценить то, что они умеют. |
А теперь, посмотрите, пожалуйста, на свои рисунки. Что из того, что Вы написали, у Вас уже есть? - Чего в вашем списке больше реализованных или нереализованных потребностей? - Подумайте, пожалуйста, и ответьте сами себе вот на какой вопрос: «Вы уверенны, что когда все ваши потребности и желания исполняться, вы станете по-настоящему счастливы? Не захочется ли Вам еще чего-нибудь?»… Большинство из нас думает, что жизнь станет счастливее, когда мы: - закончим учебу; - найдем хорошую работу; - выйдем замуж; - обустроим дом; - купим машину; - вырастим и выучим детей, выдадим их замуж… и вот тогда мы действительно заживем! ОСТАНОВИТЕСЬ! ЗАДУМАЙТЕСЬ: почему мы живем в постоянном ожидании чего-то лучшего?! Вы не боитесь, что в бесконечной погоне за счастьем, жизнь пройдет мимо Вас? Страшно? А как Вы думаете, что можно сделать, чтобы избежать такого печального исхода? - Ответы участников. - Обобщение ответов и переход к следующим упражнениям. Стремиться к счастью, ставить себе цели и достигать их – это прекрасно!!! Но в стремлении к совершенству нельзя забывать о главном: У СЧАСТЬЯ НЕТ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ, ОНО ЖИВЕТ ТОЛЬКО В НАСТОЯЩЕМ! Нужно учиться ценить каждый момент нашей жизни и радоваться тому, что у нас уже есть. Именно в этом мы сейчас и поупражняемся. |
2 мин. |
||
Упражнение 2. «Благодарность судьбе» Цель: формирование позитивного отношения к жизни. |
Итак. Сядьте поудобнее и составьте список всего, за что Вы лично можете быть благодарны судьбе. Вспомните всё, что стоит благодарности: от глобальных вещей до мелочей, известных только Вам. Я подскажу. Вы можете поблагодарить судьбу за то, что Вы родились, за свое здоровье, друзей, семью, работу, за то, что успели на автобус, не порвали колготки и т.д. И запомните, чем больше будет Ваш список, тем быстрее будет путь к счастью. - Озвучьте, пожалуйста, что у Вас получилось. - Молодцы, упражнение выполнили. Тяжело ли вам было составлять этот список?/ если легко – Вы очень способные ученики. Буквально за 2 минуты работы вы научились ценить то, что у вас есть! Если тяжело – ничего страшного в этом нет. Вам просто нужно немного потренироваться. - Улучшилось ли ваше настроение? (если улучшилось, тогда закрепим полученный результат – упражнение «Три повода для радости»; если нет, тогда выполним упражнение «Утопи свои печали»). |
4 мин. |
Листы-шаблоны для выполнения упражнения |
|
Упражнение 3. «Три повода для радости» |
Обычно вечером перед сном мы вспоминаем прошедший день, оцениваем что успели и что не успели сделать, строим планы на завтра и обязательно находим повод для грусти. Измените подход. Вместо того, чтобы копаться в собственных ошибках, задайте себе три вопроса: Что заставило вас сегодня улыбнуться? За что вы можете себя сегодня похвалить? Что хорошего сегодня произошло? Речь не идет о событиях мирового масштаба, достаточно припомнить какие-то мелочи, но для того, чтобы «закрепить» позитивный настрой, их должно быть как минимум три. Не ленитесь, выполняйте это упражнение регулярно. И совсем скоро Вы начнете по-другому смотреть на мир: научитесь ценить настоящее и радоваться каждому дню. |
4 мин. |
Листы-шаблоны для выполнения упражнения |
|
Упражнение 4. «Утопите» свои печали |
Иногда в нашу голову закрадываются мысли исключительно серо-черного цвета. Карьера? Никаких шансов на повышение в должности или повышение зарплаты. Личная жизнь? Это пародия, а не личная жизнь. Перспективы? Никаких… Сядьте поудобнее, закройте глаза, представьте себе ванну, в которую вы «сливаете» свои негативные мысли в виде грязной воды черного цвета. Наполняйте ванну до отказа, не стесняйтесь! Затем мысленно выдерните пробку и наблюдайте, как весь этот негатив закручивается воронкой над сливом, а потом исчезает. Это первая часть упражнения. А теперь представьте, что вы наполняете ванну снова - чистой, водой ваших позитивных ожиданий. Зафиксируйте этот образ и откройте глаза! - Стало легче? (Молодцы, теперь вы знаете, как избавиться от плохих мыслей;/ если у вас ничего не получилось, тогда внимательно послушайте то, что я сейчас скажу.) Пессимизм и плохое настроение, как насморк. Ими тоже можно заразиться. Но тоже самое можно сказать и про оптимизм. Поэтому задумайтесь, кто из ваших друзей излучает позитив? А может быть, после общения с кем-то вы чувствуете себя подавленным и разбитым? Постарайтесь меньше общаться с этими людьми. Ну и больше времени проводите с теми, кто доставляет Вам положительные эмоции. |
3 мин. |
||
Упражнение 5. «Галерея личных достижений» |
Ощущение счастья и удовлетворение своей жизнью напрямую связаны с успехами и достижениями человека. Если Вы думаете, что вы помните все ваши успехи и добрые дела, скорее всего Вы ошибаетесь и обманываете себя. Попробуйте записывать успехи каждый день, прокручивайте их несколько раз в своей памяти, перечитывайте дневник успеха и вы увидите, как измениться ваше отношение к себе и окружающим. Я предлагаю Вам сейчас немного в этом потренироваться. Разделитесь на пары и по очереди поделитесь хотя бы 5-ю своими достижениями. И не забудьте похвалить своего соседа за то, чего он смог добиться. - На выполнение упражнения дается пара минут, потом идет обсуждение. - Легко ли Вам было вспомнить свои достижения? - Понравилось ли Вам, когда вас хвалили? Выполняйте это упражнение регулярно. Не жалейте времени и фиксируйте свои маленькие и большие победы. Создавайте свою галерею Славы! |
5 мин. |
Листы-шаблоны для выполнения упражнения |
|
Мини-беседа Цель: обобщение материала, закрепление позитивного настроя и формирование установки на дальнейшую работу над собой. |
Итак, сегодня мы с Вами говорили о том, что каждый человек стремится к счастью. Ставит себе цели, добивается их и идет дальше. Но, к сожалению, в своем стремлении к совершенству мы очень часто забываем о том, что у Счастья нет будущего времени. Оно живет в настоящем. Поэтому на нашем занятии мы с вами рассмотрели самые простые упражнения, которые помогут Вам изменить отношение к себе и окружающему миру, научат ценить каждый момент жизни и, надеюсь, стать немного счастливее. И теперь прежде, чем перейти к заключительной части нашего занятия, предлагаю Вам посмотреть небольшую презентацию… |
3 мин. |
Презентация |
|
Рефлексия |
Получение обратной связи. Цель: эмоциональная и смысловая оценка занятия |
- Понравилось ли вам занятие? Какое упражнение понравилось больше всего? Почему? - Изменилось ли ваше настроение? Если да, то почему? - Что нового Вы для себя узнали, поняли, чему научились? -Подведение итогов. Я очень надеюсь, что из сегодняшнего занятия Вы вынесли для себя много полезного и интересного. М. Горький говорил, что человек создан для счастья, как птица для полета. Будьте счастливы, но помните, никто не сделает Вас счастливыми, кроме Вас самих, поэтому радуйтесь жизни, цените настоящее. По окончании занятия участникам раздаются буклеты с рекомендациями и стихами о счастье. |
5 мин. |
буклеты |
Аплодисменты Цель: создание ощущения успешности и удовлетворения от проделанной работы |
- все аплодируют друг другу и благодарят за работу |
1 мин. |
- |
|
ИТОГО |
35 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
«КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?»
М. Горький говорил, что человек создан для счастья, как птица для полета. Будьте счастливы, но помните, никто не сделает Вас счастливыми, кроме Вас самих, поэтому радуйтесь жизни, цените настоящее.
Рисуется солнышко, на каждом лучике делаются записи.
Упражнение 2. «Благодарность судьбе»
Я благодарен судьбе за …
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 3. «Галерея личных достижений»
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО ЗА ПРОДЕЛАННУЮ РАБОТУ!
буклет о счастье
PUB / 8.88 Мб
Презентация о счастье к занятию
PPT / 2.41 Мб
Музыка к презентации о счастье
MP3 / 3.81 Мб
Занятие "Как стать счастливым" проводилось со старшеклассниками в сентябре 2016 г. и было приурочено к 10 сентября - Всемирному дню предотвращения самоубийств. дополнительно в классах были оформлены информационные стенды. Пример одного из них приводится ниже. Надеемся предложенный нами материал будет вам полезен.