"Как образуется слог?" Конспект урока

0
0
Материал опубликован 21 September

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Ф.И.О. практикантки:

Купоросова Елизавета Владимировна

Группа ПНК-4Б

Специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»





Конспект урока обучение грамоте

(чтение)





Место проведения: МБОУ СОШ №12

Дата проведения: 23.09.2025

Методист: Погребняк Алена Сергеевна



______________

Учитель: Царёва Елена Анатольевна



_____________





Дзержинск-2025

Тема: «Как образуется слог?»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Класс: 1 В.

Цель: формирование представлений о слоге как минимальной произносительной единице и его образовании на основе гласных звуков.

Задачи:

Образовательные:

Повторить отличительные признаки гласных и согласных звуков в слоге.

Формировать умение находить в слове слоги-слияния и использовать схемы для их обозначения.

Формировать умение соотносить слова со слого-звуковыми схемами.

Формировать умение моделировать предложения по заданным схемам.

Развивающие:

Формировать умение использовать предметные понятия «согласные вне слияния», слого-звуковые схемы, схемы предложений.

Формировать умение классифицировать предметы, обобщая данные и подводя множество под одно понятие «мебель».

Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формировать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Способствовать развитию умения оценивать себя и свои действия в процессе рефлексии.

Воспитательные:

Формировать аккуратное отношение к окружающим вещам.

Воспитывать соблюдение правил в общении с незнакомцами.


Планируемые результаты:

Предметные:

Демонстрируют умение отличать гласные звуки от согласных.

Находят в слове слоги-слияния и обозначают их схемой.

Соотносят слова со слого-звуковыми схемами.

Моделируют предложения по заданным схемам.

Метапредметные:

ПУУД:

Используют предметные понятия «согласные вне слияния», слого-звуковые схемы, схемы предложений.

Классифицируют предметы, обобщая данные и подводя множество под одно понятие «мебель».

КУУД:

Выражают с достаточной полнотой и точностью свои мысли.

РУУД:

Оценивают себя и свои действия в процессе рефлексии.

Личностные:

Проявляют аккуратное отношение к книгам и окружающим их предметам.

Проявляют послушание взрослым и осторожность в общении с незнакомцами.


План урока:

Орг. момент (1 мин).

Актуализация знаний (4 мин).

Постановка познавательной задачи урока (7 мин).

Первичное усвоение новых знаний (11 мин).

Первичное закрепление (10 мин).

Подведение итогов. Рефлексия (2 мин).

Материалы и оборудование: карточки с заданиями, ТСО, раздаточный материал.


Ход урока



Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и средства

Орг. момент

Проверка готовности детей

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Владимировна. Сегодня урок чтения проведу у вас я.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку, есть ли на столе азбука, пенал, красный и простой карандаши, карточка, которую я вам раздала.

- Давайте сначала тихонько сядут на свои места девочки, теперь мальчики. Сядьте ровно, выпрямите спины, ноги поставьте вместе, а глаза обращаются ко мне.

- Приветствуют учителя.

- Проверяют готовность к уроку.

Методы: беседа.

Формы: фронтальная.

Средства: речь учителя.

Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации

Получить представление о качестве усвоения учениками материала, определить опорные знания. Создать ситуацию затруднения, которая приведет к осознанию необходимости изучения слогов.

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о звуках. Какие бывают звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? Расскажите мне секрет гласных звуков. А согласных?

- Что называется слогом-слиянием?

- На каком месте стоит согласный звук в слоге-слиянии?

- Каким цветом в схеме обозначается гласный звук?

- Посмотрите на рисунок. Какая сказка здесь изображена? (добиваться полных ответов).

- Верно, тут изображена сказка «Волк и семеро козлят».

- Кто мне расскажет эту сказку? (спросить 3 человека, первый – начало, второй – середина, третий – конец).

- Отлично, ребята, как вы думаете, а зачем автор учебника вам поместил эту сказку в учебник, какое важное сообщение он хотел вам передать?

- Ребята, а кто из вас уже один дома остается? А как себя нужно правильно вести, когда остаешься дома один? А что нужно делать, если звонят в дверь?

- А что будет, если ослушаться родителей?

- Да, жди беды, поэтому нужно слушаться родителей и выполнять то, что они просят.

- Да ребята, вы правильно сказали, что сказка учит нас быть осторожным и внимательным, особенно с незнакомцами, которые могут пытаться обмануть. Соблюдать инструкции родителей и не доверять незнакомцам, даже если они пытаются притвориться кем-то знакомым.

- Ребята, давайте составим предложения по предложенным нам схемам. Посмотрите на рисунок и на схему первого предложения. Сколько слов здесь должно быть? (2).

- Кто готов составить предложение?

- Отлично, во втором предложении сколько слов должно быть? (3). Кто готов составить предложение?

- Хорошо, в третьем предложении сколько слов должно быть? (4). Кто готов составить предложение?

- Молодцы, вы хорошо справились!

- Ребята, в ваших предложениях прозвучало слово ЧАСЫ. Давайте произнесем это слово все вместе (ЧАААА-СЫЫЫЫ)

- Молодцы! Позовет теперь это слово как болельщики на стадионе: ЧААААА-СЫЫ. Сколько слогов? (добиваться полных ответов).

- Верно, в этом слове два слога. А сколько гласных звуков в слове ЧАСЫ?

- Да, в слове часы два гласных звука.

- Ребята, мы поделили слово ЧАСЫ на два слога, это слоги-слияния? (да). Какая будет у него схема? (вызвать к доске ребенка). А почему это слоги-слияния? (сочетание согласного звука и следующего за ним гласного звука, которые произносятся вместе, неразрывно, как единое целое).

- Верно!

- А также в ваших предложениях прозвучало слово СТОЛ. Давайте произнесем это слово все вместе (СТОООЛ)

- Молодцы! Позовет теперь это слово как болельщики на стадионе: СТООООЛ. Сколько слогов? (добиваться полных ответов).

- Верно, в этом слове один слог. А сколько гласных звуков в слове СТОЛ?

- Верно, в слове стол один гласный звук. А какой тут слог-слияния? (ТО). Какая будет схема у слова СТОЛ? (вызвать к доске ребенка). А что обозначает белый квадратик в схеме?

- Да, в схеме примыкающий согласный обозначается белым квадратом. (показать). А почему он не является слогом-слияния и обозначается белым квадратом? (потому что нет после него гласного звука, который произносятся вместе с согласным звуком, неразрывно, как единое целое).

- Давайте посмотрим на доску, тут у нас схемы наших слов ЧАСЫ и ДОМ. Почему в слове ЧАСЫ два слога, а в слове ДОМ один слог? Какой мы можем сделать вывод?

- Вот сегодня мы получим ответ на этот загадочный вопрос.

- Гласные и согласные.

- Гласные звуки можно петь. Воздух свободно выходит изо рта, ему ничего не мешает. А согласным мешают губы, или зубы, или язычок. Воздух встречает преграду.

- Слог-слияние – это сочетание согласного звука и следующего за ним гласного звука, которые произносятся вместе, неразрывно, как единое целое.

- В слоге-слиянии согласный звук стоит на первом месте (перед гласным звуком).

- Красным.

- Сказка «Волк и семеро козлят».

- В лесной избушке жила коза с козлятами. Когда ей приходилось уходить за едой, она напоминала детям, чтобы не открывали дверь никому, кроме неё. Чтобы козлята точно знали, кто пришёл, коза пела особую песенку.

- Однажды это услышал волк. Он попытался войти в дом, подделывая голос матери, но козлята его разоблачили. Тогда волк пошёл в кузницу и перековал себе горло, чтобы звучать, как коза. Во второй раз обман удался, и козлята открыли дверь. Волк съел всех, кроме одного, который спрятался в печке.

- Когда вернулась мать, она горевала, но позже отомстила волку. Она заманила его в лес, где тот упал в огненную яму. Из его живота выбежали все живые козлята, и семья снова воссоединилась.

- Быть осторожным и внимательным. Соблюдать инструкции старших.

- Составляют предложения.

- Часы.

- 2 раза.

- 1 раз.

- Не знаем.

Методы: беседа.

Формы: фронтальная.

Средства: речь учителя, презентация.

Постановка познавательной задачи урока

Сформулировать тему урока, определить основные задачи и мотивировать учащихся к их решению.

- Ребята, посмотрите на рисунок. Где находятся козлята в этой сказке? Верно, в доме. Давайте узнаем сколько слогов в слове ДОМ. (как болельщики проговорить ДООМ).

- Отлично, один слог в слове ДОМ. Если в этом слове слог слияния?

- Верно, есть. Какой слог слияния в этом слове?

- Верно, ДО. А примыкающий согласный звук есть?

- Да, звук М. Молодцы, а какие в этом слове гласные звуки? (ВМЕСТЕ ЕЩЕ РАЗ ПРОГОВОРИТЬ СЛОВО ДООООМ).

- Так какие гласные звуки? Верно, О. Сколько гласных звуков?

- Верно, в этом слове один гласный звук.

- Давайте составим схему этого слова (вызвать к доске одного человека и прикрепить схему слова на магниты).

- А теперь ещё внимательней посмотрите и назовите предмет, который упал со стола.

- Да, со стола упала ваза. Давайте произнесем слово ВАЗА (проговорить как болельщики ВАААА-ЗАА). А сколько слогов в слове ВАЗА?

- Верно, 2 слога. Какой первый слог? (ВА), а второй слог? (ЗА). Есть ли в этом слове слоги слияния?

- Верно, есть. Какие? (ВА, ЗА).

- Молодцы ребята, сколько гласных звуков в слове ВАЗА?

- Верно, два гласных. Поставим ударение в слове ВАЗА. (позовем слово, ВАААА-ЗА). Какой слог ударный?

- Отлично, первый. Давайте составим схему этого слова (вызвать к доске одного человека и прикрепить схему слова на магниты).

- Ребята, посмотрите, как интересно получилось. Сколько гласных в слове ДОМ? (1). А сколько слогов? (1). Сколько гласных в слове ВАЗА? (2). А сколько слогов? (2). А какой вывод мы сможем сделать?

- Да, не бывает слога без гласного звука. Гласный звук образует слог.

- Ребята, давайте повторим это правило вслух все вместе. (Гласный звук образует слог)

- А теперь это правило повторит первый, второй и третий ряд. Петя, повтори правило, Маша повтори правило.

- Сегодня мы с вами и узнаем, как образуются слоги в словах и научимся их определять. Мы с вами будем учиться делать выводы, учиться отвечать на вопросы полным ответом, а также работать со звуковыми схемами.



- Сказка «Волк и семеро козлят».

- В лесной избушке жила коза с козлятами. Когда ей приходилось уходить за едой, она напоминала детям, чтобы не открывали дверь никому, кроме неё. Чтобы козлята точно знали, кто пришёл, коза пела особую песенку.

- Однажды это услышал волк. Он попытался войти в дом, подделывая голос матери, но козлята его разоблачили. Тогда волк пошёл в кузницу и перековал себе горло, чтобы звучать, как коза. Во второй раз обман удался, и козлята открыли дверь. Волк съел всех, кроме одного, который спрятался в печке.

- Когда вернулась мать, она горевала, но позже отомстила волку. Она заманила его в лес, где тот упал в огненную яму. Из его живота выбежали все живые козлята, и семья снова воссоединилась.

- Быть осторожным и внимательным. Соблюдать инструкции старших.

- В доме.

- 1 слог. Да, ДО. Да, М.

- О. Один гласный звук.



- Из вазы.

- 2 слога.

- ВА, ЗА.

- Есть.

- Два.

- первый.

-1, 1, 2, 2.

Методы: беседа.

Формы: фронтальная.

Средства: речь учителя, презентация.

Первичное усвоение новых знаний

Объяснить правило "гласный звук – основа слога", показать способы деления слов на слоги.

- Давайте вернемся к нашей картинке. Найдите часы, где они?

- Верно, они наверху, рядом с картиной. Давайте произнесем вслух слово ЧА-СЫ (как болельщики, ЧААА-СЫ). Сколько гласных в слове ЧАСЫ? (2). Ребята, а значит сколько слогов в слове? (2).

- Правильно, молодцы, вы научились еще одному приему как определить сколько слогов в слове.

- В каждом слоге обязательно живет один гласный звук! Он – как «сердечко» слога, его главная часть. Без гласного звука слога не бывает!

- А теперь вернемся, к слову, СТОЛ. Давайте произнесем вслух слово СТОЛ (как болельщики, СТООЛ). Сколько гласных в слове СТОЛ? (1). Ребята, а значит сколько слогов в слове ДОМ? (1).

- Верно мы составили звуковые схемы к нашим словам?

- Отлично, вот и проверили и убедились в этом.

- Еще раз проговорим все вместе: Не бывает слога без гласного звука.

- Наверху, рядом с картиной.

- 2, 2.

- 1.

- Говорят правило вслух все вместе.

- Ученик повторяет правило.












Методы: беседа, упражнение.

Формы: фронтальная.

Средства: речь учителя, презентация.

Физ. минутка

Организация кратковременного отдыха детей

- Хорошо поработали, можно и немного отдохнуть.

- Я буду называть слова, если там один слог, то вы приседаете, а если два, то потянитесь. (рука, кот, стул, коза, шкаф, окно)


- Выполняют задание.

Методы: беседа.

Формы: фронтальная.

Средства: речь учителя, видео.

Первичное закрепление

Закрепить полученные знания о слоге и его образовании через практические упражнения.

- Ребята, положите перед собой карточку и выполним задание. Вам нужно сначала понять, что изображено на картинке, а потом составить схему к этому слову. У вас под картинкой есть прямоугольник и в нем нужно составить схему (стол, стул, шкаф).

- Кто хочет разобрать первое слово? И так со всеми словами. Один ученик у нас работает у доски, остальные в своих рабочих листах (проверка осуществляется на меловой доске, так как один ребенок выходит к доске и изображает схему. А потом на презентации высвечивается правильный ответ)

- Посмотрите, ребята, автор в этот раз схемы составил правильно, а ведь бывает так, что он ошибается в составлении схем в учебнике. Нам надо было проверить. Получилось у нас? Какой вывод мы сделали при составлении схем?

- Да, согласный не образует слог. Он может быть примыкающим звуков в начале слова, и даже в конце.

- А теперь назовем предметы одним словом. Кто поможет мне?

- Верно, это всё мебель.


- Один.

- Составляют предложения.

- Выполняют задание 2.


- мебель

Методы: беседа, упражнение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Средства: речь учителя, презентация, доска, карточки.

Подведение итогов. Рефлексия

Обобщить полученные знания, оценить степень усвоения материала, провести самооценку эмоционального состояния.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какой секрет мы сегодня разгадали?

- Как узнать, сколько слогов в слове?

- Вот мы с вами и разгадали загадку русского языка. А научились делать выводы? А отвечать на вопросы полным ответом? Получилось работать со звуковыми схемами?

- Поднимите руку у кого не возникло трудностей на уроке, а теперь кому было трудно (почему, подойди после урока и я помогу тебе разобраться).

- Урок окончен!

- Сколько в слове гласных , столько и слогов.

- Нужно узнать сколько гласных в слове.

Методы: беседа.

Формы: фронтальная.

Средства: речь учителя.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.