"Как образуется слог?" Конспект урока
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Ф.И.О. практикантки:
Купоросова Елизавета Владимировна
Группа ПНК-4Б
Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Конспект урока обучение грамоте
(чтение)
Место проведения: МБОУ СОШ №12
Дата проведения: 23.09.2025
Методист: Погребняк Алена Сергеевна
______________
Учитель: Царёва Елена Анатольевна
_____________
Дзержинск-2025
Тема: «Как образуется слог?»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Класс: 1 В.
Цель: формирование представлений о слоге как минимальной произносительной единице и его образовании на основе гласных звуков.
Задачи:
Образовательные:
Повторить отличительные признаки гласных и согласных звуков в слоге.
Формировать умение находить в слове слоги-слияния и использовать схемы для их обозначения.
Формировать умение соотносить слова со слого-звуковыми схемами.
Формировать умение моделировать предложения по заданным схемам.
Развивающие:
Формировать умение использовать предметные понятия «согласные вне слияния», слого-звуковые схемы, схемы предложений.
Формировать умение классифицировать предметы, обобщая данные и подводя множество под одно понятие «мебель».
Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формировать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
Способствовать развитию умения оценивать себя и свои действия в процессе рефлексии.
Воспитательные:
Формировать аккуратное отношение к окружающим вещам.
Воспитывать соблюдение правил в общении с незнакомцами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Демонстрируют умение отличать гласные звуки от согласных.
Находят в слове слоги-слияния и обозначают их схемой.
Соотносят слова со слого-звуковыми схемами.
Моделируют предложения по заданным схемам.
Метапредметные:
ПУУД:
Используют предметные понятия «согласные вне слияния», слого-звуковые схемы, схемы предложений.
Классифицируют предметы, обобщая данные и подводя множество под одно понятие «мебель».
КУУД:
Выражают с достаточной полнотой и точностью свои мысли.
РУУД:
Оценивают себя и свои действия в процессе рефлексии.
Личностные:
Проявляют аккуратное отношение к книгам и окружающим их предметам.
Проявляют послушание взрослым и осторожность в общении с незнакомцами.
План урока:
Орг. момент (1 мин).
Актуализация знаний (4 мин).
Постановка познавательной задачи урока (7 мин).
Первичное усвоение новых знаний (11 мин).
Первичное закрепление (10 мин).
Подведение итогов. Рефлексия (2 мин).
Материалы и оборудование: карточки с заданиями, ТСО, раздаточный материал.
Ход урока
Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы и средства |
Орг. момент | Проверка готовности детей | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Владимировна. Сегодня урок чтения проведу у вас я. - Давайте проверим вашу готовность к уроку, есть ли на столе азбука, пенал, красный и простой карандаши, карточка, которую я вам раздала. - Давайте сначала тихонько сядут на свои места девочки, теперь мальчики. Сядьте ровно, выпрямите спины, ноги поставьте вместе, а глаза обращаются ко мне. | - Приветствуют учителя. - Проверяют готовность к уроку.
| Методы: беседа. Формы: фронтальная. Средства: речь учителя. |
Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации | Получить представление о качестве усвоения учениками материала, определить опорные знания. Создать ситуацию затруднения, которая приведет к осознанию необходимости изучения слогов. | - Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о звуках. Какие бывают звуки? - Чем отличаются гласные звуки от согласных? Расскажите мне секрет гласных звуков. А согласных? - Что называется слогом-слиянием? - На каком месте стоит согласный звук в слоге-слиянии? - Каким цветом в схеме обозначается гласный звук? - Посмотрите на рисунок. Какая сказка здесь изображена? (добиваться полных ответов). - Верно, тут изображена сказка «Волк и семеро козлят». - Кто мне расскажет эту сказку? (спросить 3 человека, первый – начало, второй – середина, третий – конец). - Отлично, ребята, как вы думаете, а зачем автор учебника вам поместил эту сказку в учебник, какое важное сообщение он хотел вам передать? - Ребята, а кто из вас уже один дома остается? А как себя нужно правильно вести, когда остаешься дома один? А что нужно делать, если звонят в дверь? - А что будет, если ослушаться родителей? - Да, жди беды, поэтому нужно слушаться родителей и выполнять то, что они просят. - Да ребята, вы правильно сказали, что сказка учит нас быть осторожным и внимательным, особенно с незнакомцами, которые могут пытаться обмануть. Соблюдать инструкции родителей и не доверять незнакомцам, даже если они пытаются притвориться кем-то знакомым. - Ребята, давайте составим предложения по предложенным нам схемам. Посмотрите на рисунок и на схему первого предложения. Сколько слов здесь должно быть? (2). - Кто готов составить предложение? - Отлично, во втором предложении сколько слов должно быть? (3). Кто готов составить предложение? - Хорошо, в третьем предложении сколько слов должно быть? (4). Кто готов составить предложение? - Молодцы, вы хорошо справились! - Ребята, в ваших предложениях прозвучало слово ЧАСЫ. Давайте произнесем это слово все вместе (ЧАААА-СЫЫЫЫ) - Молодцы! Позовет теперь это слово как болельщики на стадионе: ЧААААА-СЫЫ. Сколько слогов? (добиваться полных ответов). - Верно, в этом слове два слога. А сколько гласных звуков в слове ЧАСЫ? - Да, в слове часы два гласных звука. - Ребята, мы поделили слово ЧАСЫ на два слога, это слоги-слияния? (да). Какая будет у него схема? (вызвать к доске ребенка). А почему это слоги-слияния? (сочетание согласного звука и следующего за ним гласного звука, которые произносятся вместе, неразрывно, как единое целое). - Верно! - А также в ваших предложениях прозвучало слово СТОЛ. Давайте произнесем это слово все вместе (СТОООЛ) - Молодцы! Позовет теперь это слово как болельщики на стадионе: СТООООЛ. Сколько слогов? (добиваться полных ответов). - Верно, в этом слове один слог. А сколько гласных звуков в слове СТОЛ? - Верно, в слове стол один гласный звук. А какой тут слог-слияния? (ТО). Какая будет схема у слова СТОЛ? (вызвать к доске ребенка). А что обозначает белый квадратик в схеме? - Да, в схеме примыкающий согласный обозначается белым квадратом. (показать). А почему он не является слогом-слияния и обозначается белым квадратом? (потому что нет после него гласного звука, который произносятся вместе с согласным звуком, неразрывно, как единое целое). - Давайте посмотрим на доску, тут у нас схемы наших слов ЧАСЫ и ДОМ. Почему в слове ЧАСЫ два слога, а в слове ДОМ один слог? Какой мы можем сделать вывод? - Вот сегодня мы получим ответ на этот загадочный вопрос. | - Гласные и согласные. - Гласные звуки можно петь. Воздух свободно выходит изо рта, ему ничего не мешает. А согласным мешают губы, или зубы, или язычок. Воздух встречает преграду. - Слог-слияние – это сочетание согласного звука и следующего за ним гласного звука, которые произносятся вместе, неразрывно, как единое целое. - В слоге-слиянии согласный звук стоит на первом месте (перед гласным звуком). - Красным. - Сказка «Волк и семеро козлят». - В лесной избушке жила коза с козлятами. Когда ей приходилось уходить за едой, она напоминала детям, чтобы не открывали дверь никому, кроме неё. Чтобы козлята точно знали, кто пришёл, коза пела особую песенку. - Однажды это услышал волк. Он попытался войти в дом, подделывая голос матери, но козлята его разоблачили. Тогда волк пошёл в кузницу и перековал себе горло, чтобы звучать, как коза. Во второй раз обман удался, и козлята открыли дверь. Волк съел всех, кроме одного, который спрятался в печке. - Когда вернулась мать, она горевала, но позже отомстила волку. Она заманила его в лес, где тот упал в огненную яму. Из его живота выбежали все живые козлята, и семья снова воссоединилась. - Быть осторожным и внимательным. Соблюдать инструкции старших. - Составляют предложения. - Часы. - 2 раза. - 1 раз. - Не знаем. | Методы: беседа. Формы: фронтальная. Средства: речь учителя, презентация. |
Постановка познавательной задачи урока | Сформулировать тему урока, определить основные задачи и мотивировать учащихся к их решению. | - Ребята, посмотрите на рисунок. Где находятся козлята в этой сказке? Верно, в доме. Давайте узнаем сколько слогов в слове ДОМ. (как болельщики проговорить ДООМ). - Отлично, один слог в слове ДОМ. Если в этом слове слог слияния? - Верно, есть. Какой слог слияния в этом слове? - Верно, ДО. А примыкающий согласный звук есть? - Да, звук М. Молодцы, а какие в этом слове гласные звуки? (ВМЕСТЕ ЕЩЕ РАЗ ПРОГОВОРИТЬ СЛОВО ДООООМ). - Так какие гласные звуки? Верно, О. Сколько гласных звуков? - Верно, в этом слове один гласный звук. - Давайте составим схему этого слова (вызвать к доске одного человека и прикрепить схему слова на магниты). - А теперь ещё внимательней посмотрите и назовите предмет, который упал со стола. - Да, со стола упала ваза. Давайте произнесем слово ВАЗА (проговорить как болельщики ВАААА-ЗАА). А сколько слогов в слове ВАЗА? - Верно, 2 слога. Какой первый слог? (ВА), а второй слог? (ЗА). Есть ли в этом слове слоги слияния? - Верно, есть. Какие? (ВА, ЗА). - Молодцы ребята, сколько гласных звуков в слове ВАЗА? - Верно, два гласных. Поставим ударение в слове ВАЗА. (позовем слово, ВАААА-ЗА). Какой слог ударный? - Отлично, первый. Давайте составим схему этого слова (вызвать к доске одного человека и прикрепить схему слова на магниты). - Ребята, посмотрите, как интересно получилось. Сколько гласных в слове ДОМ? (1). А сколько слогов? (1). Сколько гласных в слове ВАЗА? (2). А сколько слогов? (2). А какой вывод мы сможем сделать? - Да, не бывает слога без гласного звука. Гласный звук образует слог. - Ребята, давайте повторим это правило вслух все вместе. (Гласный звук образует слог) - А теперь это правило повторит первый, второй и третий ряд. Петя, повтори правило, Маша повтори правило. - Сегодня мы с вами и узнаем, как образуются слоги в словах и научимся их определять. Мы с вами будем учиться делать выводы, учиться отвечать на вопросы полным ответом, а также работать со звуковыми схемами. | - Сказка «Волк и семеро козлят». - В лесной избушке жила коза с козлятами. Когда ей приходилось уходить за едой, она напоминала детям, чтобы не открывали дверь никому, кроме неё. Чтобы козлята точно знали, кто пришёл, коза пела особую песенку. - Однажды это услышал волк. Он попытался войти в дом, подделывая голос матери, но козлята его разоблачили. Тогда волк пошёл в кузницу и перековал себе горло, чтобы звучать, как коза. Во второй раз обман удался, и козлята открыли дверь. Волк съел всех, кроме одного, который спрятался в печке. - Когда вернулась мать, она горевала, но позже отомстила волку. Она заманила его в лес, где тот упал в огненную яму. Из его живота выбежали все живые козлята, и семья снова воссоединилась. - Быть осторожным и внимательным. Соблюдать инструкции старших. - В доме. - 1 слог. Да, ДО. Да, М. - О. Один гласный звук. - Из вазы. - 2 слога. - ВА, ЗА. - Есть. - Два. - первый. -1, 1, 2, 2. | Методы: беседа. Формы: фронтальная. Средства: речь учителя, презентация. |
Первичное усвоение новых знаний | Объяснить правило "гласный звук – основа слога", показать способы деления слов на слоги. | - Давайте вернемся к нашей картинке. Найдите часы, где они? - Верно, они наверху, рядом с картиной. Давайте произнесем вслух слово ЧА-СЫ (как болельщики, ЧААА-СЫ). Сколько гласных в слове ЧАСЫ? (2). Ребята, а значит сколько слогов в слове? (2). - Правильно, молодцы, вы научились еще одному приему как определить сколько слогов в слове. - В каждом слоге обязательно живет один гласный звук! Он – как «сердечко» слога, его главная часть. Без гласного звука слога не бывает! - А теперь вернемся, к слову, СТОЛ. Давайте произнесем вслух слово СТОЛ (как болельщики, СТООЛ). Сколько гласных в слове СТОЛ? (1). Ребята, а значит сколько слогов в слове ДОМ? (1). - Верно мы составили звуковые схемы к нашим словам? - Отлично, вот и проверили и убедились в этом. - Еще раз проговорим все вместе: Не бывает слога без гласного звука. | - Наверху, рядом с картиной. - 2, 2. - 1. - Говорят правило вслух все вместе. - Ученик повторяет правило. | Методы: беседа, упражнение. Формы: фронтальная. Средства: речь учителя, презентация. |
Физ. минутка | Организация кратковременного отдыха детей | - Хорошо поработали, можно и немного отдохнуть. - Я буду называть слова, если там один слог, то вы приседаете, а если два, то потянитесь. (рука, кот, стул, коза, шкаф, окно) | - Выполняют задание. | Методы: беседа. Формы: фронтальная. Средства: речь учителя, видео. |
Первичное закрепление | Закрепить полученные знания о слоге и его образовании через практические упражнения. | - Ребята, положите перед собой карточку и выполним задание. Вам нужно сначала понять, что изображено на картинке, а потом составить схему к этому слову. У вас под картинкой есть прямоугольник и в нем нужно составить схему (стол, стул, шкаф). - Кто хочет разобрать первое слово? И так со всеми словами. Один ученик у нас работает у доски, остальные в своих рабочих листах (проверка осуществляется на меловой доске, так как один ребенок выходит к доске и изображает схему. А потом на презентации высвечивается правильный ответ) - Посмотрите, ребята, автор в этот раз схемы составил правильно, а ведь бывает так, что он ошибается в составлении схем в учебнике. Нам надо было проверить. Получилось у нас? Какой вывод мы сделали при составлении схем? - Да, согласный не образует слог. Он может быть примыкающим звуков в начале слова, и даже в конце. - А теперь назовем предметы одним словом. Кто поможет мне? - Верно, это всё мебель. | - Один. - Составляют предложения. - Выполняют задание 2. - мебель | Методы: беседа, упражнение. Формы: фронтальная, индивидуальная. Средства: речь учителя, презентация, доска, карточки. |
Подведение итогов. Рефлексия | Обобщить полученные знания, оценить степень усвоения материала, провести самооценку эмоционального состояния. | - Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какой секрет мы сегодня разгадали? - Как узнать, сколько слогов в слове? - Вот мы с вами и разгадали загадку русского языка. А научились делать выводы? А отвечать на вопросы полным ответом? Получилось работать со звуковыми схемами? - Поднимите руку у кого не возникло трудностей на уроке, а теперь кому было трудно (почему, подойди после урока и я помогу тебе разобраться). - Урок окончен! | - Сколько в слове гласных , столько и слогов. - Нужно узнать сколько гласных в слове. | Методы: беседа. Формы: фронтальная. Средства: речь учителя. |