Урок русского языка во 2 классе «Как определить гласные звуки?»
Ф.И.О. автора: Мальшакова Яна Алексеевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 2
Автор УМК: Канакина, Горецкий
Тема урока: «Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?»
Тип урока: Систематизация знаний
Вид урока: Комбинированного типа
Планируемые результаты изучения темы | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: Пр1. различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов; Пр2. строить сообщения в устной и письменной форме; Пр3. обозначать гласные звуки на письме буквами | Ученик научится: Познавательные УУД П1. овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; П2. формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П3. формировать умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; Регулятивные УУД Р1. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих; Р2. осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; Р3. формировать умение выполнять учебное задание Р4. формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки Коммуникативные УУД К1. конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; К2. активно использовать речевые средств и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; К3. слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнения аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Ученик получит возможность формирования: Л1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Л2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Л3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Цель урока для ученика: научиться определять гласные звуки, обозначать гласные звуки на письме буквами
Задачи урока для ученика:
на знание: знать, какими буквами на письме обозначаются гласные буквы
на понимание: понимать отличие звуков от букв
на применение: применять полученные знания в практической деятельности
на анализ: анализировать как свою работу, так и работу одноклассников
на синтез: выделять из всех правил русского языка правило о обозначении гласных букв на письме
на оценку: оценивать свою деятельность на уроке
Цель для учителя: научить обучающихся определять гласные звуки, обозначать гласные звуки на письме буквами
Задачи для учителя:
Образовательные: донести до обучающихся различия звуков и букв, научить обозначать гласные звуки на письме буквами
Развивающие: развивать речь, мышление, фонематический слух, умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки
Воспитательные: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей
Ресурсы | ||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
Учебник Поурочные разработки к учебнику ФГОС НОО | Карточки для самостоятельной работы | Компьютер, проектор, экран, презентация |
Межпредметные связи | Литературное чтение | |
Организация пространства | Стандартная |
Этапы урока
Название этапа и его образовательная задача | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности (фронтальная-Ф, индивидуальная-И, парная-П, групповая-Г | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные | ||||||
Мотивационный этап | Словесные | - Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Давайте проверим вашу готовность к русскому языку, у вас на столе должны лежать тетрадь, учебник, дневник и письменные принадлежности. Все готовы начинать? Приступаем. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Ф | Контроль учителя, самоконтроль | | К3 | Л1 |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Словесные | - Ребята, а на какие 2 группы можно разделить все звуки речи? - Верно, гласные и согласные. А как мы на письме будем обозначать звуки? Правильно, буквами, у каждого звука есть своя буква, свое письменное обозначение. | Отвечают на поставленные вопросы | Ф | Контроль учителя | Пр1 | Р4, К2 | Л3 |
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. | Словесные | - Давайте мы вспомним гласные и согласные звуки. Посмотрите на слайд и давайте уберем с него те слова, которые начинаются на согласные звуки. - Ребята, давайте мы откроем учебник на странице 89 и прочтем название раздела, которое мы с вами начнем изучать. - А какие 2 вопроса написаны ниже? - Кто-то знает ответ на эти вопросы? | Читают вопросы, высказывают свои предположения | Ф | Контроль учителя | Пр1, Пр2 | П4, Р3, К2, К3 | Л2, Л3 |
Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | Словесные, наглядные | - А какая будет тема нашего с вами сегодняшнего урока? Верно, эти 2 вопроса и есть тема нашего с вами урока. - А какая будет цель нашего урока? Да, нам предстоит ответить на эти вопросы. - Ребята, на доске у меня представлен план нашей работы, но, к сожалению, я забыла вписать в него некоторые слова. Вы мне поможете? - Давайте проверим, верно ли мы вставили слова в пропуски. Отлично! Мы можем двигаться дальше. | Определяют тему и цель урока. План урока: Вспомнить отличия гласного звука от согласного. Узнать, почему гласных букв больше, чем звуков. Выполнить самостоятельную работу. | Ф | Контроль учителя, взаимоконтроль | | П1, П2, К1, К3 | Л2, Л3 |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап, на котором и происходит «открытие» нового знания. | Словесные, наглядные | - Ребята, а кто помнит, как отличить гласные звуки от согласных? Какие у гласных звуков характерные черты? - Давайте проанализируем звук а (проверка и доказательство характерных черт на примере звука а.) - А теперь давайте прочтем с вами на странице 89 отличия гласного звука от согласного и проверим, все ли мы верно определили. Прочитайте материал Обратите внимание. - А кто помнит стихотворение о гласном звуке, которое мы с вами учили в том году? - На какой вопрос плана ответили? - Давайте мы выполним упражнение 135 на странице 89. - Что мы с вами можем сказать о количестве букв и звуков? - А почему такая разница? - Одна гласная буква может обозначать 2 звука. Какие это буквы? (работа с лентой букв) - Так, давайте теперь заполним наши домики. В перво колонке буквы, которые обозначают 2 звука, а анмнужно дописать во вторую колонку те буквы, которые обозначают 1 звук. - Давайте мы к каждой гласной букве напишем ее звуковое обозначение. - Почему в ЛБ одни гласные в верхней строчке, другие – в нижней? | Читают правило, выполняют упражнение Если тянется, поёт, Воздух без преград идёт. Цветом выделяют красным, Значит, звук зовётся гласным. - одни указывают на твердость согласных, другие – на мягкость | Ф | Контроль учителя, самоконтроль | Пр1, Пр2, Пр3 | П3, П4, Р3, К1, К2, К3 | Л2, Л3 |
Первичное закрепление нового знания. | Словесные, наглядные | - Теперь давайте посмотрим на 136 упражнение (выполнение упражнение и его полный разбор). - Итак, почему же гласных букв больше, чем звуков? Физминутка: Ребята, если я вам говорю согласную букву, то вы должны потопать, если гласную, то похлопать. - Ребята, сейчас вам предстоит пройти лабиринт, закрашивая только гласные буквы. Работаем аккуратно, внимательно. | Выполняют упражнение, выполняют физминутку | Ф | Контроль учителя, самоконтроль | Пр1, Пр2, Пр3 | П3, П4, Р3, К1, К2, К3 | Л2, Л3 |
Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Словесные, наглядные | - Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу на карточках (тест + божьи коровки) - Давайте проверим ваши работы, обменяйтесь с соседом по парте. Если ответ верный, то ставим рядом плюс, если неверный, то минус. - Поднимите руки, кто получил 5? 4? 3? | Выполняют самостоятельную работу | И, П | Самоконтроль, взаимоконтроль | Пр1, Пр2, Пр3 | П3, П4, Р1, Р3, Р4, К1, К2, К3 | Л2, Л3 |
Включение в систему знаний и умений | Словесные, наглядные | - Ребята, чем мы с вами сегодня на уроке занимались? - Сколько гласных букв в русском алфавите? - А сколько гласных звуков? - Назовите 3 характеристики гласных звуков! - Почему такая разница? - Какие буквы могут обозначать 2 звука? - | Отвечают на поставленные вопросы | Ф | Контроль учителя, самоконтроль | | П3, Р1, Р2, К1, К2, К3 | Л3 |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Словесные, наглядные | - Ребята, давайте вернемся к плану нашей работы. Все ли пункт плана мы выполнили? Если у вас сегодня все получилось, то покажите мне зеленый круг, если возникли трудности, то оранжевый, а если вы вообще ничего не поняли, то красный. - Сегодня за работу отметки получают … - Наш урок окончен, вы можете быть свободны | Подводят итоги урока. | Ф | Контроль учителя, самоконтроль | | П3, Р1, Р2, К1, К2, К3 | Л3 |
Выводы по уроку:
1.________________________________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________________________________________