Урок русского языка во 2 классе «Как определить гласные звуки?»

4
0
Материал опубликован 31 May 2023

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»





Конспект

урока русского языка

по теме «Как определить гласные звуки?»

2 класс


Дата проведения: 21.11.2022г.



Разработала:

Авозьян Ольга Владимировна,

учитель начальных классов.





п. Янгель

2022 г.


Пояснительная записка к уроку русского языка по теме: «Как определить гласные звуки?»


1.

ФИО (полностью)

Авозьян Ольга Владимировна

2.

Место работы

МКОУ «Янгелевская СОШ»

3.

Должность

учитель

4.

Направление

Русский язык

5.

Класс

2

6.

Тема урока

«Как определить гласные звуки?»

7.

Тип урока

Открытие новых знаний

8.

УМК

«Школа России», учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 2 класс».

9.

Раздел

«Звуки и буквы»

10.

Количество часов

в неделю – 4 ч., в год - 136 ч. Количество часов на изучение раздела – 55 ч.

11.

Актуальность материалов

Общая тема «Фонетика и графика» посвящена изучению звуков и букв, знакомит с их ролью в жизни человека. На основе изучения гласных и согласных звуков, их характеристик, соотношения звукового и буквенного состава обучающиеся знакомятся со звуковым составом языка, системой отношений между буквами письма и звуками речи. Раздел «Звуки и буквы» знакомит с понятиями «орфограмма», «проверяемое-проверочное слово», «фонетика», с правилами правописания безударных гласных в корне слова, слов с заглавной буквой, удвоенными согласными, с мягким знаком; учит использовать алфавит при работе со словарями, справоч­никами, каталогами.

12.

Учебные цели и задачи

Цель урока: создать условия для усвоения обучающимися знаний о том, как определить гласный звук, какими буквами на письме обозначаются гласные звуки.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-умение определять гласный звук в словах;

-умение находить, какими буквами на письме обозначаются гласные звуки;

-умение находить орфограммы в словах, проверочные слова;

-закреплять умение находить слова, в которых пишется заглавная буква.

Личностные:

-развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

-развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;

-формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- оценка (выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-стремиться к достижению поставленной цели.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные:

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу;

-учиться высказывать своё предположение;

-планировать действия по решению учебной задачи;

-строить действия по достижению цели совместной дея­тельности при выполнении парных и групповых заданий;

-совместно обсуждать процесс и результат работы;

-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.

Познавательные:

-характеризовать звуки по заданным параметрам;

-определять признак, по которому проведена классифика­ция звуков, букв;

-ориентироваться в изученных понятиях (звук, буква, орфограмма); соотносить понятие с его краткой характеристикой.

-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из их частей;

- наблюдать и делать выводы;

-с помощью учителя создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные:

-совместно обсуждать процесс и результат работы;

-воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, со­блюдать правила ведения диалога;

-признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковы­ми единицами;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами;

-строить устное диалогическое выказывание;

- делать простые выводы на ос­нове прочитанного или услышанного текста.

13.

Характеристика класса

В классе обучается 14 человек: 4 девочки и 10 мальчиков. Психологически класс адаптирован к обучению в образовательном учреждении на уровне начального общего образования, дети достаточно активные, подвижные. Умеют работать в парах, группах, вести диалог; учатся прислушиваться к мнению других. Большинство учеников проявляет интерес к обучению. Есть ребята с неустойчивым вниманием.

14.

Формы работы учащихся на уроке

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.

15.

Техническое оборудование

Компьютерная презентация, компьютер у учителя, проектор.

16.

Методы и приемы обучения

Словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самооценка, взаимооценка результатов работы.

Активные методы обучения: создание проблемной ситуации, работа с информацией, прием «синквейн», групповая работа, применение ЦОР (видеоурок, интерактивное задание).

17.

Цифровые образовательные ресурсы

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/3539/main/180081/

Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru/lab/classes/497283/library/russian/root/45289/section/45400/




Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности





Проверьте готовность к уроку.

Садитесь.

Поднимите руку те, у кого хорошее настроение. (Итог)

Я знаю, что у каждого из вас есть друзья.

А кто в школе является вашим другом, готовым помочь?

Как нужно относиться к друзьям?

Вы пришли учиться! Вспомните правила поведения на уроке.

Итог: я надеюсь, что весь урок вы будете активно заняты полезными делами!

Что значит активно?

И чтобы наши дела фиксировать, на протяжении урока вы будете заполнять таблички. В ней 6 клеточек, по количеству заданий. В каждой клеточке смайлики без губ. После каждого выполненного задания вы будете дорисовывать губы: если задание сделано правильно – улыбку, если допустили 1 ошибку – без улыбки, если не поняли задание – дорисуете грустный смайлик.

Проверяют готовность к уроку.
Садятся на места.


Формулируют ответы на вопросы учителя.



Формулируют правила поведения на уроке: внимательно слушать, отвечать по поднятой руке, полным ответом и т.д.

Формулируют значение понятия «активно».

Слушают учителя.

Личностные:

развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, ответственность за свои поступки.




2.Актуализация знаний






Назовите тему прошлого урока.


У вас на столах лежат карточки № 1. Прочитайте задание.

Поднимите руку, кто понял, что нужно делать? Даю 1 минуту на выполнение.

Карточки № 1

Придумайте любые имена детей и запишите их на месте пропусков.

Вяжет______________ слонёнку носочки.

_________________ ему вышивает платочки.

Время вышло, положите ручки. Обменяйтесь карточками с соседом. Прочитайте, что получилось.



Как записали имена детей?

Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

У вас сейчас карточки ваших соседей. Поднимите руки те, у кого карточка заполнена правильно.

Вывод: я рада, что большинство ребят справились с заданием.

В 1 клеточке таблицы дорисуйте губы смайлику.

Какой раздел учебника мы изучаем?



Посмотрите на слайд. Разделите написанное на слайде на 2 группы.



На какие 2 группы можно разделить все звуки речи?

Чем отличаются буквы от звуков?

Зачем отличать звуки от букв?

Итог: Я хочу поделиться с вами секретом: звуки изучает наука с интересным названием фонетика.

Различать звуки и буквы очень важно. Это умение помогает нам правильно читать и грамотно писать.


Послушайте стихотворение Валентина Берестова:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.


О чём это стихотворение?

Какие действия гласных звуков называет автор?

Предположите, о чем пойдет речь на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Как определить гласные звуки?

Поставьте цель.

Формулируют тему прошлого урока: «Какие слова пишутся с заглавной буквы».

Читают задание.


Работают индивидуально.






Выполняют взаимопроверку: читают по предложению. Определяют допущенные ошибки.


Формулируют ответы на вопросы учителя.





Проводят самооценку работы.

Формулируют ответ на вопрос учителя.

Один ученик работает у доски, остальные на местах. Устно делят написанное на слайде на звуки и буквы.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Знакомятся с новым понятием.


Слушают стихотворение





Формулируют ответы на вопросы учителя.

Формулируют тему урока «Как определить гласные звуки?»

Формулируют цель урока: учиться определять гласные звуки в словах.


Регулятивные:

-принимать учебную задачу;

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя.

Познавательные:

-анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков;

-осуществлять синтез, как составление целого из их частей;

- наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные:

-формулировать суждения о языковых единицах;

-строить устное диалогическое выказывание.







Выявление места и причины затруднения


Сегодня нам предстоит ответить на 2 вопроса (на доске):

Как определить гласные звуки?

Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

А кто может ответить на эти вопросы?

Верно ли вы высказали предположения, мы определим в ходе урока.


Читают вопросы.



Рассуждают, высказывают предположения.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу;

-учиться высказывать своё предположение.


Построение проекта выхода из затруднения



Ответить на эти вопросы и закрепить полученные знания нам поможет видеоурок, выполнение заданий, составление синквейна. Некоторые задания вы будете выполнять в парах и группах. Синквейн мы еще учимся составлять, поэтому в течение урока вам будут даны подсказки. Перед озвучиванием подсказки, будет поднят восклицательный знак!

Помните, что такое синквейн?

Слушают учителя.







Отвечают на вопрос учителя.

Регулятивные:

-планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи;


Коммуникативные:

-строить устное диалогическое выказывание.



Реализация выбранного проекта выхода из затруднения




Сядьте ровно, приготовьтесь слушать и запоминать.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3539/main/180081/

Итак, все, что нужно, вы прослушали. И теперь со следующими заданиями вы легко должны справиться. Работать будете парами.

Прочитайте задание на карточке № 2. Поднимите руки, кому понятно? При работе в парах вы можете обсуждать, задавать друг другу вопросы. На выполнение даю 2 минуты.

Прочитайте, что у вас получилось?

Отметьте на листе выполнение 2 задания: дорисуйте губы смайлику.

-А кто-нибудь услышал на видео, почему гласный звук так назвали?

Работа с учебником.

Давайте попробуем произнести гласные звуки?

Откройте учебник на стр. 90. Найдите слово маяк.

Определите, какой звук или звуки обозначают выделенные буквы в словах?

Назовите гласные звуки. Сколько их?

Какие буквы могут давать 2 звука. Какую работу выполняют эти буквы?

Сделайте вывод.

Итог: мы ответили на 1 вопрос урока: чтобы определить гласный звук нужно его произнести. Если он тянется, не встречает препятствий и состоит только из голоса, это гласный звук.


Откройте тетради. Сядьте правильно, положите тетрадь под наклоном. (Индивидуальная работа: сколько строчек отступите от предыдущей работы?)

Запишите число, классная работа.

С чего мы начинаем работу в тетради? Зачем?

Красиво из алфавита выпишите гласные буквы, обозначающие гласные звуки на письме. Выберите и подчеркните 2 самые красивые буквы, которые у вас получились. На задание вам 2 минутки.

Прочитайте, какие буквы выписали?

Отметьте на листе выполнение 3 задания: дорисуйте губы смайлику.

Сколько в русском алфавите букв, обозначающих гласные звуки?

Почему гласных звуков меньше, чем гласных букв, обозначающих эти звуки на письме?

Мы назвали буквы, обозначающие гласные звуки на письме.

На какой вопрос мы ответили?

Физминутка.



Просматривают видеоролик




Читают задание.

Работают в парах.


Выполняют проверку фронтально.

Выполняют самооценку работ.


Отвечают на вопрос учителя.



Работают с информацией учебника. Применяют знания на практике.

Отвечают на вопросы учителя.




Рассуждают. Делают вывод.





Оформляют рабочую страницу.




Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют письменную работу.




Выполняют проверку фронтально.

Выполняют самооценку работ.


Отвечают на вопросы учителя.






Выполняют движения.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-совместно обсуждать процесс и результат работы.

Познавательные:

- наблюдать и делать выводы;

-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-характеризовать звуки по заданным параметрам;

-определять признак, по которому проведена классифика­ция звуков, букв.


Коммуникативные:

- делать простые выводы на ос­нове прочитанного или услышанного текста;

-совместно обсуждать процесс и результат работы;

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, со­блюдать правила ведения диалога;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами;

Личностные:

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Первичное закрепление нового знания. 

(Подсказка) На какие 2 группы делятся гласные звуки?

(Подсказка)Как называется опасное место в слове?

Работа у доски.

Запишите слова под диктовку. Определите орфограмму, поставьте ударение.

Ёжик – рядом со словом в квадратных скобках запишите звук или звуки, обозначенные буквой ё.

Земля – рядом со словом запишите в квадратных скобках звук, который обозначен буквой е.

Итог: (Подсказка) Безударную гласную нужно проверять! Безударная гласная – это орфограмма.

Отметьте на листе выполнение 4 задания: дорисуйте губы смайлику.

Пишут под диктовку у доски и в тетрадях.

Определяют орфограммы, ставят ударение.

Объясняют написание букв, выделяют гласные звуки.






Проводят самооценку своей деятельности.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-совместно обсуждать процесс и результат работы.

Познавательные:

- анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков;

-ориентироваться в изученных понятиях (звук, буква, орфограмма);

Коммуникативные:

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами;

-строить устное диалогическое выказывание.

Личностные:

-стремиться к достижению поставленной цели.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Учитель обращает внимание детей к слайду.

На вопросы урока ответы найдены, и я предлагаю выполнить самостоятельно упражнение. Спишите упражнение, вставьте пропущенные безударные гласные, подчеркните их. На выполнение 2 минуты.

https://education.yandex.ru/lab/classes/497283/library/russian/root/45289/section/45400/

Итак, давайте проверим.



Поднимите руки, кто выполнил задание верно.

Отметьте на листе выполнение 4 задания: дорисуйте губы смайлику.



Самостоятельно выполняют задание, определяют знание.







Ученик выходит к интерактивной доске, вставляет буквы, доказывает свой выбор.

Проверяют по образцу.

Проводят самооценку своей деятельности.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

--планировать действия по решению учебной задачи.

Познавательные:

-осуществлять синтез как составление целого из их частей;

- определять признак, по которому проведена классифика­ция звуков, букв.

Коммуникативные:

-воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах.

Личностные:

-развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

-стремиться к достижению поставленной цели.

Включение в систему знаний и повторение

Вспомните, какое задание мы еще не выполнили?

Составлять синквейн будете в группах. Повторим правила работы в группах.

Я вас уже разделила на группы: команда зеленых и желтых. Загляните под парту, узнайте, в какой вы команде, и займите свои места.

На столах лежат листы. 1 строка уже заполнена (гласные). Составить синквейн к слову «гласные». На выполнение задания 3 минуты.

Проверим, что получилось.

Учитель определяет, кто успешно справился с заданием, кому не хватило знаний.


Присаживайтесь за свои парты. Отметьте в таблице результат выполнения 6 задания.





Отвечают на вопрос учителя.

Осознают правила


Расходятся по группам.



Работают в группах.

Определяют знание.


Презентуют свои работы.




Занимают свои места. Проводят самооценку своей деятельности.

Регулятивные:

-строить действия по достижению цели совместной дея­тельности при выполнении парных и групповых заданий;

-совместно обсуждать процесс и результат работы.

Познавательные:

-соотносить понятие с его краткой характеристикой;

-с помощью учителя создавать схемы для представления информации.

-анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков;

Коммуникативные:

-совместно обсуждать процесс и результат работы;

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, со­блюдать правила ведения диалога;

-признавать возможность существования разных точек зрения.

Личностные:

-стремиться к достижению поставленной цели;

-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Подведение итогов

Итак, подведем итог.


Какие умения мы сегодня развивали?

Вывод:

Сегодня вы учились таким умениям, как определять гласный звук в словах; какими буквами на письме обозначаются гласные звуки; находить орфограммы в словах, проверочные слова; закрепляли знания о том, в каких словах пишется заглавная буква.



Определяют знания.




Коммуникативные:

-излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его.

Личностные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Рефлексия

Давайте посмотрим, кого можно отметить за активность.

Рассмотрите свои смайлики.

У кого все смайлики с улыбкой, поднимите руки.

Наш урок подходит к концу, я довольна вашей работой, вы были активными, хорошо работали в парах, группах. Я посмотрю ваши письменные работы и выставлю отметки.

Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности.

.


Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.

Коммуникативные:

-излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его.

Личностные:

Оценка (выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Домашнее задание

Прочитать статью с. 91, упр. 139.

Задание по выбору: раб тетрадь с. 40 № 87.

Записывают задание в дневник.

Регулятивные:

-осознанно фиксировать информацию для выполнения домашнего задания.







Приложение 1



Карточка № 1

Придумайте любые имена детей и запишите их на месте пропусков.

Вяжет______________ слонёнку носочки.

_________________ ему вышивает платочки.



Приложение 2

Карточка № 2

Прочитай и впиши пропущенные слова, выбрав их из слов для справок.

Гласный звук состоит из _______________________. При произношении гласного звука воздух проходит через рот _______________. Гласный звук ______________________________ слог.

Слова для справок: из голоса, из голоса и шума; свободно, с преградой; образует, не образует.



Приложение 3

Гласные

Какие? (2 слова) ___________________________________________



Что делают? (3 слова)





Предложение





5. Синоним к главному слову



Приложение 4

Самооценка активности работы на уроке.

ЗАДАНИЕ 1

ЗАДАНИЕ 2

ЗАДАНИЕ 3

ЗАДАНИЕ 4

ЗАДАНИЕ 5

ЗАДАНИЕ 6

t1685510282aa.png




t1685510282aa.png

t1685510282aa.png

t1685510282aa.png

t1685510282aa.png

t1685510282aa.png



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.