12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шаймухаметова Клара Телегеновна48
Россия, Оренбургская обл., Ясный г

 

УМК « Гармония»

Урок русского языка, 4 класс

Тема: Как по неопределенной форме определить спряжение глагола?

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: открыть способ определения спряжения глаголов по неопределенной форме (для глаголов с безударными окончаниями);

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать умение выбирать способ определения спряжения глагола;

-отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

Развивающие:

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса,

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;

- формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

Воспитательные:

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Формируемые УУД: Личностные универсальные учебные действия

- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные универсальные учебные действия

- выделять существенные признаки глагола как части речи;

- уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения;

- определять спряжение по безударным окончаниям глаголов;

- спряжение глаголов по суффиксу неопределенной формы;

Коммуникативные универсальные учебные действия

строить монологическое высказывание

- владеть диалогической формой коммуникации,

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-участвовать в общей беседе.

азвитие культуры коллективного общения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, учителем,

присутствующими гостями, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Этап

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мотивирование к учебной деятельности.

- Здравствуйте! Хочу наш урок начать с маленького стихотворения.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбку друг другу…

- Я рада видеть ваши улыбающиеся улица. Желаю вам и нашим гостям на протяжении всего дня положительных эмоций и хорошего настроения!

   
 

Писатель К.Г.Паустовский как-то сказал:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

- Чем же интересен русский язык? Какое богатство в нем скрыто? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн)

Каждый урок мы с вами в этом убеждаемся, что не урок, то тайна, новый секрет. Вот и сегодня на уроке мы откроем новые тайны русского языка.

- Внимательно послушайте и определите, о чем сегодня поговорим на уроке?

"Настоящий богач среди частей речи, имеет лицо, время. Хороший работник, всегда при деле, не любит бездействовать. По частоте употребления занимает второе место после существительного".

- Ответ обоснуйте.

-сегодня в центре нашего внимания будет глагол. Давайте вспомним о нем все, что знаем.

- Сейчас каждый из вас побывает в роли учителя, я предлагаю вам задавать вопросы друг другу о глаголе.

- ребята за лучшие вопросы и ответы будут награждены медалью «Знатоку русского языка».

ДЕТИ ЗАДАЮТ ДРУГ ДРУГУ ВОПРОСЫ

-молодцы! Чьи вопросы и ответы вам понравились больше всего и почему?

(НАГРАЖДЕНИЕ РЕБЯТ)

- Прочитайте слова, написанные на карточках. Подумайте, какое слово лишнее?

ЧИТАЛИ ГОВОРИТЕ ПИЛЯТ ДУМАЮ СКАЗКИ ПРЫГАЕМ БЛЕСТЯТ

(думаю – ед. число, остальные – множественное

сказки – имя существительное, остальные – глаголы

читали – глагол прошедшего времени, остальные – настоящего)

Учитель убирает постепенно с доски слова.

ГОВОРИТЕ ПИЛЯТ ПРЫГАЕМ БЛЕСТЯТ

- Прочитайте оставшиеся глаголы. Поставьте в них ударения. В зависимости от положения ударения разделите их на две группы. Какие глаголы вошли в первую группу?

ГОВОРИТЕ БЛЕСТЯТ (Это глаголы с ударными личными окончаниями)

- Как можно определить спряжение глаголов с ударными личными окончаниями?

(спряжение глаголов с ударными личными окончаниями можно определить по гласной в окончании. Если в окончании гласная Е, а в форме 3-го лица множественного числа -УТ, -ЮТ, это глаголы I спряжения. Если в окончании гласная И, а в форме 3-го лица множественного числа -АТ, -ЯТ, это глаголы II спряжения)

- ЗАПИШИТЕ ИХ И ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ

Добавить по цепочке и определить спряжение.

Берёт вилкой, снег валит, быстро уплывут, рвёт бумагу, долго молчат, много говорят, красиво поют, возьмёшь книгу.

- Назовите вторую группу глаголов. ПРЫГАЕМ ПИЛЯТ (Это глаголы с безударными личными окончаниями)

- Какую видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов?

(в безударных личных окончаниях глаголов нечетко слышится гласная. Мы не знаем, что писать: И или Е)

- как определить спряжение у этих глаголов ?

- определите

- в чем затруднение?

- какая тема нашего урока?

- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

- поставьте цели урока.

- посмотрите на запись на доске. может быть она поможет вам найти ответ? определите, какие глаголы относятся ко ii спряжению, а какие к i спряжению?

- части ребят я предлагаю найти ответ в сети интернет, части узнать у гостей.

(ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ)

Проверим свои предположения по записи в учебнике на с. 40.

Ваши предположения верны?

С новыми знаниями отправляемся в путь за новыми открытиями.

- можем ли мы теперь определить спряжение этих глаголов?

- Составим алгоритм определения спряжения глаголов с безударными окончаниям .

1. Поставим глагол в неопределённую форму.

2. Определим спряжение глагола.

3. Вспомним окончание.

- для чего нужно знать спряжение?

( ОПРЕДЕЛЯЮТ СПРЯЖЕНИЕ У ОСТАВШИХСЯ ГЛАГОЛОВ), ставят их в другие формы.

Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку, глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите.

- Какая часть речи вас побуждала к действию?

- Все эти глаголы в повелительном наклонении, о котором вы узнаете в старших классах.

аатной тетради с. 34

или

ПРОВЕРКА ПО ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ с рассуждением вслух.

- молодцы, вы справились с этим заданием!

- еще раз проговорим алгоритм.

- а теперь поработаем в группах.

РАБОТА В ГРУППАХ (6 МИН)

- у вас у каждого на столе сладкий гостинец. Объединитесь в группы по цвету конфеты.( красный, желтый, зеленый)

1 группа: Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение пословиц. Укажите спряжение выделенных глаголов.

 

1.Улыбка дарит нам продленье века,

А злоба старит злого человека.

2. Дурака учить — что мёртвого лечить.

3. Не поверят, если лжец,

Скажет правду наконец.

2 группа:

- объясни значение фразеологизма и определи спряжение глаголов:

Унос..т ноги, счита..т ворон, лома..т голову, вод..т за нос.

3 группа:

- замени глаголом 2 лица ед.числа и определи спряжение:

Обратишься к кому-нибудь с вопросом.(спросишь)

Относишься с уважением к людям (уважаешь)

Выражаешь любовь к кому-либо (любишь)

Подвергаешься опасности (рискуешь)

Боишься опоздать куда-либо (спешишь)

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Выбери задание и выполни:

1 задание: Запиши глаголы в 2 столбика – по спряжениям.

Просить, подметать, варить, диктовать, зеленеть, светить, вынимать, отодвинуть, положить, закрыть, помнить.

2 задание: Запиши данные глаголы в неопределенной форме и во 2 л. ед. ч. .

летаю –

машу –

читаю –

точу –

одеваю –

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

-кто допустил ошибки?

- почему?

- над чем нужно поработать?

РЕФЛЕКСИЯ.

- вот и подошел к концу наш урок.

- о чем сегодня говорили?

- как же по неопределенной форме определить спряжение?

- За что ты можешь похвалить себя?

- За что ты можешь похвалить одноклассника?

- Конечно, тайны языка

Не все узнали мы пока…

И постигли не все богатства и волшебство русского языка, но ведь это не последний наш урок, а значит все еще впереди.

А теперь посмотрите на доску. Ваза пуста. А чего на ней не хватает? (цветов). Прежде чем прикрепить цветочек, определите спряжение этого глагола и расположите соответственно спряжению на нашем дереве.

Если вам было всё понятно было на уроке - красный цветок, желтый – были трудности, зеленый – мне ничего не понятно.

- ну а наши гости напишут нам пожелания, замечания, предложения.

Звучит вальс цветов.

ДЕТИ ОПРЕДЕЛЯЮТ СПРЯЖЕНИЕ И ВЕШАЮТ.

   


 


 


 

Карточки для работы в группах:

 

1 группа

2группа

3 группа

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.