Урок русского языка «Как определить спряжение глагола», 4 класс
УМК « Гармония» |
|||
Урок русского языка, 4 класс |
|||
Тема: Как по неопределенной форме определить спряжение глагола? Тип урока: урок открытия нового знания. |
|||
Цель урока: открыть способ определения спряжения глаголов по неопределенной форме (для глаголов с безударными окончаниями); Задачи урока: Образовательные: - формировать умение выбирать способ определения спряжения глагола; -отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов; Развивающие: - способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, - способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; - формулировать свои мысли, высказывать их вслух; Воспитательные: - содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах. |
|||
Формируемые УУД: Личностные универсальные учебные действия - учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Познавательные универсальные учебные действия - выделять существенные признаки глагола как части речи; - уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения; - определять спряжение по безударным окончаниям глаголов; - спряжение глаголов по суффиксу неопределенной формы; Коммуникативные универсальные учебные действия – строить монологическое высказывание - владеть диалогической формой коммуникации, – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -участвовать в общей беседе. -развитие культуры коллективного общения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, учителем, присутствующими гостями, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |
|||
Этап |
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Мотивирование к учебной деятельности. |
- Здравствуйте! Хочу наш урок начать с маленького стихотворения. Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбку друг другу… - Я рада видеть ваши улыбающиеся улица. Желаю вам и нашим гостям на протяжении всего дня положительных эмоций и хорошего настроения! |
||
Писатель К.Г.Паустовский как-то сказал: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. - Чем же интересен русский язык? Какое богатство в нем скрыто? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн) Каждый урок мы с вами в этом убеждаемся, что не урок, то тайна, новый секрет. Вот и сегодня на уроке мы откроем новые тайны русского языка. - Внимательно послушайте и определите, о чем сегодня поговорим на уроке? "Настоящий богач среди частей речи, имеет лицо, время. Хороший работник, всегда при деле, не любит бездействовать. По частоте употребления занимает второе место после существительного". - Ответ обоснуйте. -сегодня в центре нашего внимания будет глагол. Давайте вспомним о нем все, что знаем. - Сейчас каждый из вас побывает в роли учителя, я предлагаю вам задавать вопросы друг другу о глаголе. - ребята за лучшие вопросы и ответы будут награждены медалью «Знатоку русского языка». ДЕТИ ЗАДАЮТ ДРУГ ДРУГУ ВОПРОСЫ -молодцы! Чьи вопросы и ответы вам понравились больше всего и почему? (НАГРАЖДЕНИЕ РЕБЯТ) - Прочитайте слова, написанные на карточках. Подумайте, какое слово лишнее? ЧИТАЛИ ГОВОРИТЕ ПИЛЯТ ДУМАЮ СКАЗКИ ПРЫГАЕМ БЛЕСТЯТ (думаю – ед. число, остальные – множественное сказки – имя существительное, остальные – глаголы читали – глагол прошедшего времени, остальные – настоящего) Учитель убирает постепенно с доски слова. ГОВОРИТЕ ПИЛЯТ ПРЫГАЕМ БЛЕСТЯТ - Прочитайте оставшиеся глаголы. Поставьте в них ударения. В зависимости от положения ударения разделите их на две группы. Какие глаголы вошли в первую группу? ГОВОРИТЕ БЛЕСТЯТ (Это глаголы с ударными личными окончаниями) - Как можно определить спряжение глаголов с ударными личными окончаниями? (спряжение глаголов с ударными личными окончаниями можно определить по гласной в окончании. Если в окончании гласная Е, а в форме 3-го лица множественного числа -УТ, -ЮТ, это глаголы I спряжения. Если в окончании гласная И, а в форме 3-го лица множественного числа -АТ, -ЯТ, это глаголы II спряжения) - ЗАПИШИТЕ ИХ И ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ Добавить по цепочке и определить спряжение. Берёт вилкой, снег валит, быстро уплывут, рвёт бумагу, долго молчат, много говорят, красиво поют, возьмёшь книгу. - Назовите вторую группу глаголов. ПРЫГАЕМ ПИЛЯТ (Это глаголы с безударными личными окончаниями) - Какую видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов? (в безударных личных окончаниях глаголов нечетко слышится гласная. Мы не знаем, что писать: И или Е) - как определить спряжение у этих глаголов ? - определите - в чем затруднение? - какая тема нашего урока? - Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. - поставьте цели урока. - посмотрите на запись на доске. может быть она поможет вам найти ответ? определите, какие глаголы относятся ко ii спряжению, а какие к i спряжению? - части ребят я предлагаю найти ответ в сети интернет, части узнать у гостей. (ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ) Проверим свои предположения по записи в учебнике на с. 40. Ваши предположения верны? С новыми знаниями отправляемся в путь за новыми открытиями. - можем ли мы теперь определить спряжение этих глаголов? - Составим алгоритм определения спряжения глаголов с безударными окончаниям . 1. Поставим глагол в неопределённую форму. 2. Определим спряжение глагола. 3. Вспомним окончание. - для чего нужно знать спряжение? ( ОПРЕДЕЛЯЮТ СПРЯЖЕНИЕ У ОСТАВШИХСЯ ГЛАГОЛОВ), ставят их в другие формы. Физкультминутка. Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку, глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите. - Какая часть речи вас побуждала к действию? - Все эти глаголы в повелительном наклонении, о котором вы узнаете в старших классах. аатной тетради с. 34 или ПРОВЕРКА ПО ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ с рассуждением вслух. - молодцы, вы справились с этим заданием! - еще раз проговорим алгоритм. - а теперь поработаем в группах. РАБОТА В ГРУППАХ (6 МИН) - у вас у каждого на столе сладкий гостинец. Объединитесь в группы по цвету конфеты.( красный, желтый, зеленый) 1 группа: Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение пословиц. Укажите спряжение выделенных глаголов.
1.Улыбка дарит нам продленье века, А злоба старит злого человека. 2. Дурака учить — что мёртвого лечить. 3. Не поверят, если лжец, Скажет правду наконец. 2 группа: - объясни значение фразеологизма и определи спряжение глаголов: Унос..т ноги, счита..т ворон, лома..т голову, вод..т за нос. 3 группа: - замени глаголом 2 лица ед.числа и определи спряжение: Обратишься к кому-нибудь с вопросом.(спросишь) Относишься с уважением к людям (уважаешь) Выражаешь любовь к кому-либо (любишь) Подвергаешься опасности (рискуешь) Боишься опоздать куда-либо (спешишь) ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Выбери задание и выполни: 1 задание: Запиши глаголы в 2 столбика – по спряжениям. Просить, подметать, варить, диктовать, зеленеть, светить, вынимать, отодвинуть, положить, закрыть, помнить. 2 задание: Запиши данные глаголы в неопределенной форме и во 2 л. ед. ч. . летаю – машу – читаю – точу – одеваю – ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. -кто допустил ошибки? - почему? - над чем нужно поработать? РЕФЛЕКСИЯ. - вот и подошел к концу наш урок. - о чем сегодня говорили? - как же по неопределенной форме определить спряжение? - За что ты можешь похвалить себя? - За что ты можешь похвалить одноклассника? - Конечно, тайны языка Не все узнали мы пока… И постигли не все богатства и волшебство русского языка, но ведь это не последний наш урок, а значит все еще впереди. А теперь посмотрите на доску. Ваза пуста. А чего на ней не хватает? (цветов). Прежде чем прикрепить цветочек, определите спряжение этого глагола и расположите соответственно спряжению на нашем дереве. Если вам было всё понятно было на уроке - красный цветок, желтый – были трудности, зеленый – мне ничего не понятно. - ну а наши гости напишут нам пожелания, замечания, предложения. Звучит вальс цветов. ДЕТИ ОПРЕДЕЛЯЮТ СПРЯЖЕНИЕ И ВЕШАЮТ. |
Карточки для работы в группах:
1 группа
2группа
3 группа