Тема урока: «Как определить гласные звуки?» (Русский язык, 2 класс)
Урок русского языка во 2 классе
Учитель: Рибзам М.И.
Тема урока: «Как определить гласные звуки?»
Тип урока: повторение и закрепление изученного в 1 классе
Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме
Задачи:
Углубление знаний о гласных звуках. Совершенствование навыков правописания слов с изученными орфограммами.
Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей учащихся., исследовательских умений.
Воспитывать культуру общения
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.
Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Личностные: формирование позитивной самооценки, развитие творческого воображения.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык», 2 кл./ В. П. Канакина, В.Г. Горецкий- М.: Просвещение, 2012.
Необходимое оборудование и материалы для урока: учебник, компьютер, проектор
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий |
1. Организация мотивации обучающихся | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Игоревна, сегодня я ваш учитель. - Урок у нас необычный! Посмотрите сколько у нас гостей. Поприветствуем наших гостей. - Я предлагаю начать урок с очень весёлой песни, послушаем отрывок (когда мои друзья со мной» - отрывок) - О чём говорится в этой песне? - Тогда давайте улыбнёмся друг другу, и если у кого-то на уроке возникнут трудности, то знайте – друзья всегда придут к вам на помощь. Посмотрите сколько у вас друзей! - За сегодняшний урок наши гости будут ставить мне оценки. Но и вы сегодня получите много разных оценок. - В течение урока мы будем писать сообщение вашей учительнице. - А сообщение будем писать вот в таких телефонах, которые лежат у вас на столах. (Показать) - Мы будем ставить оценки за каждый этап урок. - Отправим мы сообщение в конце урока. - Возьмите в руки телефоны. Напишите от кого сообщение. И пока их отложили. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. - Какая орфограмма есть в слове «классная» - Подчеркните орфограмму. | Учащиеся приветствуют друг друга, гостей. О друзьях Сообщение Елене Владимировне. От__________ 30.11 Классная работа Удвоенная С | Воздействие на мотивационную сферу личности обучающих. Приёмы: Положительный эмоциональный настрой. 2. Приветствие друг друга и гостей. 3. Диагностика настроения учащихся. |
2. Организация процесса повторения | - Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? - Внимательно слушаем загадку. - А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала. Кто остался на трубе? Угадали. - Давайте посмотрим на доску, что это за буква? - Какие орфограммы есть с буквой «и»? - Повторите написание буквы до конца строчки. - Подчеркните карандашом лучший вариант написания. - Еще одна загадка посложнее. Для отгадки вам потребуется учебник русского языка. Страница учебника 136- ая -137-ая. - Что вы видите на этих страницах? - Какие слова мы называем словарными? - Я загадаю слово, а вы должны найти его. - Как мы работаем со словарём, как расположены в нём слова?_ _б_зь_н_а, _ч_н_к, _з_к. - Спишите слова. Поставим ударение, подчеркнём безударную гласную, разделим на слоги. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте тетрадь соседа (по словарю), правильно ли он списал? - Ребята, когда мы ставим оценку «5»? «4»? «3»? - В телефоне, где первый этап, поставьте оценку. | Ответы на вопросы. Ии Жи, ши Орфографический словарь Слова, которые нужно запомнить. В алфавитном порядке Обезьяна, ученик, язык. «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки | Представлены задания на организацию работы с различными источниками информации, связанные с самостоятельным поиском и обработкой информации: работа с учебной книгой, орфографическим словарём. |
3.Организация процесса целеполагания | - Давайте вспомним, сколько в русском алфавите букв? - Я решила собрать в свой рюкзак всё, что мне пригодится сегодня на уроке. - А вы поможете мне? - Вот тут буквы мне все нравятся. но нужны особенные буквы. - Вот «и» я беру с собой! «ЭН» - очень нравится буква, но сегодня эта буква мне не пригодится. В следующий раз она мне пригодится! - А вот «А» возьму с собой. - Попробуйте (к доске по одному) - Посмотрите, что у нас получилось. - Угадайте, по какому признаку я выбираю буквы. - Какие это буквы? - Давайте, еще раз прочитаем словарные слова, которые мы записали. - С какой буквы начинаются все слова? - Какие буквы пропущены во всех словах? - Возьмите красную ручку, давайте подчеркнем гласные буквы, которые есть в этих словах. - Ребята, как думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке? Чему будем учиться? Прочитайте тему урока на с. 89. На какой вопрос нам предстоит сегодня с вами ответить? Прочитайте первый вопрос. -Новый ли это материал? - Какую задачу мы поставим перед собой? Правильно. | 33 Гласные С гласных Гласные О гласных буквах и звуках Как определить гласные звуки? Нет Повторить изученное в 1 классе и углубить наши знания о гласных звуках и буквах. | Учебные цели рождаются в совместной и самостоятельной деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Приёмы: 1. Создание проблемной ситуации. 2. Создание ситуации дефицита знаний. 3. Использование слов-помощников (повторим, узнаем, сравним). Формируется: - умение слушать и вступать в диалог; - умение договориться; - умение классифицировать. |
4.Организация планирования деятельности по достижению учебной цели | - Сколько гласных букв в русском алфавите? - А звуков? - Почему эти гласные стоят на первой полочке? - Вторая полочка? - Среди этих букв есть особенные буквы (хитрые буквы), назовите их. -В чем их хитрость? - У них есть 4 золотых правила. Какие? - Я – [а] Ё - [о] ю - [у] е - [э] - Теперь можем сказать почему звуков только 6? - Какие признаки гласных звуков мы с вами знаем? Назовите. -Чем отличается гласный звук от согласного? - Давайте проведём эксперимент, посмотрим действительно ли гласный звук имеет такие признаки? - На партах лежат полоски бумаги. Согнём полоску бумаги пополам, сгибом кладём на карандаш. Теперь эту конструкцию поднесём ко рту и произнесём звуки: А, О, И, Э, Ы, У - Что происходит? - Звуки прошли без преград, бумажка едва колышется. Какие звуки мы произнесли? - А теперь произнесем согласные К, р, ф, п. - Почему листок улетает от нашего дыхания? - А теперь давайте прочитаем правило. Всё ли мы сказали о гласных звуках? - Откроем учебник на странице 89-ой, прочитаем - Какие умные детки сидят во втором классе. Молодцы. - Поработаем в тетрадках, самостоятельно. На доске транскрипция, а вам нужно написать слово. Например, [й,агада] - ягода [й,ожык] - ёжик [л,эй,ка] - лейка - Проверяем. Взяли в руки простой карандаш. В листке самооценивания, где второй этап, поставьте оценку. | 10 6 Они показатели твёрдости согласного Они показатели мягкости согласного 1. В начале слова 2. После гласного звука 3. После ь и ъ 4. после согласного звучит только один звук. (е,ё,ю,я – таких звуков не бывает) Образует слог, воздух, выходящей изо рта не встречает преграды Ничего Гласные Произносятся с шумом, через преграду | Действия сверяются с доской |
Физкультминутка (сначала на движение, затем для глаз). | - Немного отдохнём, проведём физминутку. - Если слово начинается с гласного звука, то вы похлопаете - Если слово начинается с согласного звука, то потопаете. Дом, трава, утка, олень, ива, кошка, стол, Аня | | |
5. Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности и оценки достигнутых результатов. | - Прошло уже пол урока, вы такие дружные. Надеюсь, что вы умеете работать в парах? - Кто-нибудь из вас слышал про игру чёрный ящик? - Вот сегодня мы в неё поиграем. - Я спрятала в этот ящик какой-то звук из 6, у каждого ящика свой звук. - Звуки могут повторяться в классе. - У вас на партах лежат карточки, пододвиньте их к себе. - Вы должны подчеркнуть в каждом слове гласные буквы, и подписать какой звук обозначает гласная буква. - И посчитать каких гласных звуков больше, тот звук и спрятался в ящике. - Советую, не торопиться, будьте внимательны. Лес [л,Эс], сетка [с,ЭткА] Э
Пульт [пУл,т], Люба [л,УбА] У мяч [м,Ач,], река [р,ИкА] А - Сверяем с доской. - А теперь посчитать каких гласных звуков больше, тот звук и спрятался в ящике. - Напишите на листочке гласную, которая по вашему мнению спряталась в ящике. - Поставьте оценку в лист самооценивания за третий этап. - Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки? У кого одна ошибка? Обратите внимание, что оценка должна быть одинаковая с соседом по парте. Вы работали в парах. | | Карточка: Лес [л,Эс], сетка [с,ЭткА] Э Карточка: Пульт [пУл,т], Люба [л,УбА] У Карточка: мяч [м,Ач,], река [р,ИкА] А |
6. Организация рефлексивного осмысления | - Что мы сегодня повторили и закрепили на уроке? - Давайте, еще раз посмотрим на доску, прочитаем цель нашего урока. Мы повторили гласные буквы и звуки? - Мы молодцы. - Ребята, кому было сегодня на уроке легко, он справлялся со всеми заданиями. Поднимите руки. - В своём телефоне, где 4 этап, поставьте себе оценку за урок. Оцените себя, как вы отвечали на уроке, как выполняли задания в тетради и в карточках. - Нажмите на зелёную кнопку в телефоне. Отправим сообщение Елене Владимировне. - Сегодня вы активно поработали, оценили себя и работу в паре, достигли поставленной цели. - Давайте запишем домашнее задание стр. 90-я. Упр. 137-е - Сегодня мы свами слушали музыку в начале урока. Вы знаете, что музыку сочиняет композитор, записывает её с помощью особых значков – нот. У вас на партах лежат конверты, в них нотки. С их помощью попробуйте оценить свою работу на уроке и мы «запишем мелодию нашего урока» - зелёная нота – я молодец, у меня всё получилось. - жёлтая нота – я работал хорошо, но были трудности. - красная нота – я запутался, мне тяжело. - Ребята, не стесняйтесь выходите к доске и помещайте свою нотку на наш нотный стан. - Спасибо вам за такую красивую мелодию нашего урока. | | При организации рефлексии внимание обращается не столько полученным предметным знаниям и умениям, сколько самому процессу учения, т.е. способам достижения учебной цели, осознанию возникших затруднений в ходе работы. Приёмы: 1. Вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "Почему было трудно?", "Что повторили, закрепили на уроке?"). 2. Рефлексия направлена на коррекцию |