Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Гласные звуки»

2
1
Материал опубликован 17 January 2019 в группе

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

«Гласные звуки»

Автор методической разработки: Жилина Наталья Евгеньевна,

учитель начальных классов,

ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро

Класс

2

Количество учащихся в классе

8

Предмет

Русский язык

Тема урока

Гласные звуки (по учебнику В.П.Канакиной)

Место темы урока в предметной учебной программе

Урок № 41 по теме «Гласные звуки», согласно тематическому планированию, составленному по программе «Русский язык», 2 класс, Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.] – М: Просвещение, 2014

Цель

Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика

Задачи

Образовательные:

- повторить, обобщить знания о гласных звуках;

- формировать умения записывать транскрипцию слова;

- развивать потребность совершенствовать свою речь

Воспитательные:

- развивать умения сочувствовать и сопереживать, воспитывать коммуникативные навыки;

- формировать культуру поведения

Развивающие:

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать тему урока, высказывать своё мнение;

- оценивать правильность выполнения действий на уроке;

- планировать и регулировать деятельность;

- вносить необходимые коррективы;

- ориентироваться в своей системе знаний, находить закономерности.

Познавательные УУД:

- правильно формулировать изучаемые понятия;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию

Коммуникативные УУД:

- соблюдать правила культуры общения, проявлять интерес к общению;

- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- анализировать работу

Планируемый результат

Формировать УУД:

Предметные УУД:

- выделять главные члены предложения, словосочетание;

- применение орфографических правил (умение применять знания на практике);

- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь проверять написанное;

- определять в слове количество букв и звуков

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные УУД:

- уметь чувствовать красоту и выразительность речи;

- формирование социально-ориентированного взгляда на мир;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь;

- ценностное отношение к здоровому образу жизни;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная

Методы обучения

Наглядный, словесный, практический, печатно-словесный

Технология

Здоровье-сберегающая; игровая; технология проблемно-диалогического обучения; применение ИКТ

Основные понятия

Гласные звуки и буквы, главные члены предложения, словосочетание, словарные слова, транскрипция, ударение, слог, ударный слог.

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика, литературное чтение

Оборудование

Компьютеры – 5 штук; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. – М: Просвещение, 2017 г.; картинки: бабушка, дом, бычок, кошка, собака, клушка с цыплятами, утятки на озере, грядка с морковками. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ресурсы

Литература:

1) Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебному комплекту В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык». 2 класс/ О.Н.Крылова. – М.: Экзамен, 2014

2) Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах/ Ушаков Н.Н. – М.: Просвещение, 1971

3) Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка/ Н.М.Бетенькова. – М.: АСТ, 2002

4) Тренировочные и контрольные тесты по русскому языку/ Ражникова И.Э. – Минск: Юнипресс, 2005

5) Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку/ Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. – М.: Просвещение, 1995

6) Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО.: методическое пособие/ 2015

Интернет-ресурсы:

1. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-obmanki/ Загадки-обманки

2. https://www.liveinternet.ru/users/sinenkaya/post326802198 Доскажи словечко

3. Картинки героев: yandex.ru

Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности

 

1. Эмоциональное вхождение в урок

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Мы за парты дружно сели и на доску посмотрели.

Отправляемся в гости к бабушке Миланье. У бабушки очень большое хозяйство. Ей надо помочь. Ребята, поможем????

2. Игра «Да-нет»

Надо разбудить собачку.

А кличка у собачки …….

С какой буквы пишется кличка?

Разминка: Если верно, показываем знак +

Если неверно, показываем знак –

В слове ДЕНЬ четыре буквы. ДА

В слове ДЕНЬ четыре звука. НЕТ

В слове ДЕНЬ одна гласная. ДА

В русском языке гласных букв 10. ДА

В русском языке гласных звуков 7. НЕТ

Молодцы!

II Актуализация и пробное учебное действие

1. Определение темы урока

А кошка тоже спит. Кличка у кошки ……. Разбудим.

На доске: Глююасяяные зёёвееуки (Гласные звуки)

Подумайте, какие слова получатся, если удалить все повторяющиеся гласные.

Молодцы! Определили тему урока.

2. Минутка чистописания

Открыли тетради и выполняем минутку чистописания.

В тетрадях: ы и ш о

Зачеркните карандашом «лишнюю» букву.

Какую букву зачеркнули? Почему?

Записываем дату, классная работа.

Сегодня на уроке повторим ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ и буквы. Вспомним как записать транскрипцию, словарные слова, ударение.

III Систематизация знаний

1. Работа с предложением

У бабушки Миланьи есть красивый питомец-бычок.

Посмотрим на рисунок, где бычок и составим предложение.

К доске и записать под диктовку предложение:

Бык жуёт сочную траву. (Около речки гуляет бык.)

Выделить главные члены предложения

Найти словосочетание

Поставить ударение

Устно другой ученик:

Устно разделить слова для переноса

Указать сколько букв и сколько звуков в слове

Хорошо. Бычок зашёл во двор.

2. Работа по учебнику

1) с. 90 № 136

2) с. 90 № 137 (устно)

 

IV Включение системы знаний и повторение

Посмотрите, а клушка с цыплятами даже и не собирается домой. Надо их загнать во двор.

1. Физминутка «Гласный или согласный звук»

Если согласный – прыжок, если гласный – хлопок.

УТКА ЁЖ ВОРОБЕЙ ЯСТРЕБ ЛЕВ РЫСЬ

АКУЛА КРОТ ЕНОТ ПЕТУХ ЛИМОН ОСЕНЬ

2. Проверочная работа

К доске 3 человека

Нумеруем 123456

Записать слова под диктовку, подчеркнуть гласные буквы

берёза лягушка деревня собака урожай петух

3. Устно:

Определим, какие растения у бабушки растут вдоль огорода.

[лапух] [крап'ива] [м'ата]

Почему квадратные скобки?

Что такое транскрипция? (звуковое обозначение слова)

Почему после П запятая? (показывает мягкость)

4. Музыкальная пауза «Цып-цып мои цыплятки»

Клушка с цыплятками пришли.

Слышите. Это кто же так ныряет на озере. Утята. Им пора домой.

5. Самостоятельная работа: кто-то за компьютером

кто-то выполняет карточку

1) Карточка № 1

Определить сколько букв, звуков

Карточка №1

1) котик __б. __зв.

2) пёс __б. __ зв.

3) пень __б. __зв.

4) жаба __б. __зв.

5) деревья __б.__зв.

6) яма __б.__зв.

2) Работа по компьютеру

1) 4 человека за компьютером «Тренажёр» на темы:

«Гласные буквы» «Мягкие и твёрдые согласные»

«Перенос слов» «Ударение»

 

Утка с утятами вернулись.

6. Посмотрите на грядку с морковкой. Надо её убрать. Готовы?????

Угадай и запиши транскрипцию слова.

Загадки-обманки.

Ребята подходят к грядке, вытягивают морковку и читают загадку-обманку.

1) Над лесной поляной ночью Долго слышался кошмар:
Ухал, ахал, выл по-волчьи И пугал зверей ... филин (комар)

2) Под деревом четыре льва, один ушёл, осталось … два (три)

[тр'и]

3) С хрустом ела кабачок дама из корытца.

Хвост крючком и пятачок, грязно-розовый бочок, туфельки-копытца.

С дамой ты знаком немножко, потому что это … кошка (свинка)

[св'инка]

Загадки

1) Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила,

А о чём она грустит никому не говорит. ива [ива]

2) Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая.

Птица говорливая, самая болтливая. Сорока [сарока]

3) И капризна и упряма, в детский сад не хочет … мама [доч'ка]

Молодцы! Ура! Помогли бабушке. Она довольна.

7. Беседа «Моя бабушка»

У кого есть бабушка?

Как вы к ней относитесь?

V этап Рефлексии учебной деятельности на уроке

1. Итог урока

Назовите тему нашего урока.

Какие звуки называют гласными?

В русском языке сколько гласных букв?

В русском языке сколько гласных звуков?

2. Игра «Назови слово».

Проверим домашнее задание. Называю слово, а вы антоним

Сегодня на уроке было:

Плохо – хорошо

Сложный урок – простой

Грустно – радостно (весело)

Вас ругали – хвалили

Был вред – польза

Вы молчали – говорили

Вы усталые – бодрые

Погладили себя по голове. Улыбнулись.

3. Физминутка «У Миланьи, у старушки»

Вы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас.

У Миланьи, у старушки жили в маленькой избушке 10 сыновей.

Вот с такими глазами, вот с такими носами, вот с такими усами

Вот с такими ушами, вот с такой головой.

Целый день сидели, в потолок глядели

А под утро встали и быстро побежали.

- Мы убежали.

Бабушка Миланья, конечно, огорчена. Чай мы не попили. Она передаёт нам сладости и огромное спасибо за работу на уроке.

Урок окончен.

Приложение 1

1. Бабушка Миланья 2. Дом

 

 

3. Бычок 4. Собака

 

5. Кошка 6. Клушка с цыплятами

7. Утка с утятами

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Наталья Евгеньевна, как же здорово у Вас на уроке!!!! Очень мне понравилась бабушка Миланья и её хозяйство! Молодцы!!!!Всем помогли! А курочку с цыплятами сами рисовали?

17 January 2019