Конспект урока по русскому языку во 2 классе
«Гласные звуки»
Автор методической разработки: Жилина Наталья Евгеньевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро
Класс |
2 |
Количество учащихся в классе |
8 |
Предмет |
Русский язык |
Тема урока |
Гласные звуки (по учебнику В.П.Канакиной) |
Место темы урока в предметной учебной программе |
Урок № 41 по теме «Гласные звуки», согласно тематическому планированию, составленному по программе «Русский язык», 2 класс, Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.] – М: Просвещение, 2014 |
Цель |
Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика |
Задачи |
Образовательные: - повторить, обобщить знания о гласных звуках; - формировать умения записывать транскрипцию слова; - развивать потребность совершенствовать свою речь Воспитательные: - развивать умения сочувствовать и сопереживать, воспитывать коммуникативные навыки; - формировать культуру поведения Развивающие: Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать тему урока, высказывать своё мнение; - оценивать правильность выполнения действий на уроке; - планировать и регулировать деятельность; - вносить необходимые коррективы; - ориентироваться в своей системе знаний, находить закономерности. Познавательные УУД: - правильно формулировать изучаемые понятия; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию Коммуникативные УУД: - соблюдать правила культуры общения, проявлять интерес к общению; - оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - анализировать работу |
Планируемый результат |
Формировать УУД: Предметные УУД: - выделять главные члены предложения, словосочетание; - применение орфографических правил (умение применять знания на практике); - осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры; - оформлять свои мысли в устной форме; - уметь проверять написанное; - определять в слове количество букв и звуков Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Личностные УУД: - уметь чувствовать красоту и выразительность речи; - формирование социально-ориентированного взгляда на мир; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь; - ценностное отношение к здоровому образу жизни; - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Тип урока |
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) |
Формы обучения |
Фронтальная, индивидуальная |
Методы обучения |
Наглядный, словесный, практический, печатно-словесный |
Технология |
Здоровье-сберегающая; игровая; технология проблемно-диалогического обучения; применение ИКТ |
Основные понятия |
Гласные звуки и буквы, главные члены предложения, словосочетание, словарные слова, транскрипция, ударение, слог, ударный слог. |
Межпредметные связи |
Окружающий мир, математика, литературное чтение |
Оборудование |
Компьютеры – 5 штук; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. – М: Просвещение, 2017 г.; картинки: бабушка, дом, бычок, кошка, собака, клушка с цыплятами, утятки на озере, грядка с морковками. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
Ресурсы |
Литература: 1) Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебному комплекту В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык». 2 класс/ О.Н.Крылова. – М.: Экзамен, 2014 2) Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах/ Ушаков Н.Н. – М.: Просвещение, 1971 3) Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка/ Н.М.Бетенькова. – М.: АСТ, 2002 4) Тренировочные и контрольные тесты по русскому языку/ Ражникова И.Э. – Минск: Юнипресс, 2005 5) Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку/ Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. – М.: Просвещение, 1995 6) Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО.: методическое пособие/ 2015 Интернет-ресурсы: 1. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-obmanki/ Загадки-обманки 2. https://www.liveinternet.ru/users/sinenkaya/post326802198 Доскажи словечко 3. Картинки героев: yandex.ru |
Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности
1. Эмоциональное вхождение в урок
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Мы за парты дружно сели и на доску посмотрели.
Отправляемся в гости к бабушке Миланье. У бабушки очень большое хозяйство. Ей надо помочь. Ребята, поможем????
2. Игра «Да-нет»
Надо разбудить собачку.
А кличка у собачки …….
С какой буквы пишется кличка?
Разминка: Если верно, показываем знак +
Если неверно, показываем знак –
В слове ДЕНЬ четыре буквы. ДА
В слове ДЕНЬ четыре звука. НЕТ
В слове ДЕНЬ одна гласная. ДА
В русском языке гласных букв 10. ДА
В русском языке гласных звуков 7. НЕТ
Молодцы!
II Актуализация и пробное учебное действие
1. Определение темы урока
А кошка тоже спит. Кличка у кошки ……. Разбудим.
На доске: Глююасяяные зёёвееуки (Гласные звуки)
Подумайте, какие слова получатся, если удалить все повторяющиеся гласные.
Молодцы! Определили тему урока.
2. Минутка чистописания
Открыли тетради и выполняем минутку чистописания.
В тетрадях: ы и ш о
Зачеркните карандашом «лишнюю» букву.
Какую букву зачеркнули? Почему?
Записываем дату, классная работа.
Сегодня на уроке повторим ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ и буквы. Вспомним как записать транскрипцию, словарные слова, ударение.
III Систематизация знаний
1. Работа с предложением
У бабушки Миланьи есть красивый питомец-бычок.
Посмотрим на рисунок, где бычок и составим предложение.
К доске и записать под диктовку предложение:
Бык жуёт сочную траву. (Около речки гуляет бык.)
Выделить главные члены предложения
Найти словосочетание
Поставить ударение
Устно другой ученик:
Устно разделить слова для переноса
Указать сколько букв и сколько звуков в слове
Хорошо. Бычок зашёл во двор.
2. Работа по учебнику
1) с. 90 № 136
2) с. 90 № 137 (устно)
IV Включение системы знаний и повторение
Посмотрите, а клушка с цыплятами даже и не собирается домой. Надо их загнать во двор.
1. Физминутка «Гласный или согласный звук»
Если согласный – прыжок, если гласный – хлопок.
УТКА ЁЖ ВОРОБЕЙ ЯСТРЕБ ЛЕВ РЫСЬ
АКУЛА КРОТ ЕНОТ ПЕТУХ ЛИМОН ОСЕНЬ
2. Проверочная работа
К доске 3 человека
Нумеруем 123456
Записать слова под диктовку, подчеркнуть гласные буквы
берёза лягушка деревня собака урожай петух
3. Устно:
Определим, какие растения у бабушки растут вдоль огорода.
[лапух] [крап'ива] [м'ата]
Почему квадратные скобки?
Что такое транскрипция? (звуковое обозначение слова)
Почему после П запятая? (показывает мягкость)
4. Музыкальная пауза «Цып-цып мои цыплятки»
Клушка с цыплятками пришли.
Слышите. Это кто же так ныряет на озере. Утята. Им пора домой.
5. Самостоятельная работа: кто-то за компьютером
кто-то выполняет карточку
1) Карточка № 1
Определить сколько букв, звуков
Карточка №1
1) котик __б. __зв.
2) пёс __б. __ зв.
3) пень __б. __зв.
4) жаба __б. __зв.
5) деревья __б.__зв.
6) яма __б.__зв.
2) Работа по компьютеру
1) 4 человека за компьютером «Тренажёр» на темы:
«Гласные буквы» «Мягкие и твёрдые согласные»
«Перенос слов» «Ударение»
Утка с утятами вернулись.
6. Посмотрите на грядку с морковкой. Надо её убрать. Готовы?????
Угадай и запиши транскрипцию слова.
Загадки-обманки.
Ребята подходят к грядке, вытягивают морковку и читают загадку-обманку.
1) Над лесной поляной ночью Долго слышался кошмар:
Ухал, ахал, выл по-волчьи И пугал зверей ... филин (комар)
2) Под деревом четыре льва, один ушёл, осталось … два (три)
[тр'и]
3) С хрустом ела кабачок дама из корытца.
Хвост крючком и пятачок, грязно-розовый бочок, туфельки-копытца.
С дамой ты знаком немножко, потому что это … кошка (свинка)
[св'инка]
Загадки
1) Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила,
А о чём она грустит никому не говорит. ива [ива]
2) Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая.
Птица говорливая, самая болтливая. Сорока [сарока]
3) И капризна и упряма, в детский сад не хочет … мама [доч'ка]
Молодцы! Ура! Помогли бабушке. Она довольна.
7. Беседа «Моя бабушка»
У кого есть бабушка?
Как вы к ней относитесь?
V этап Рефлексии учебной деятельности на уроке
1. Итог урока
– Назовите тему нашего урока.
– Какие звуки называют гласными?
В русском языке сколько гласных букв?
В русском языке сколько гласных звуков?
2. Игра «Назови слово».
Проверим домашнее задание. Называю слово, а вы антоним
Сегодня на уроке было:
Плохо – хорошо
Сложный урок – простой
Грустно – радостно (весело)
Вас ругали – хвалили
Был вред – польза
Вы молчали – говорили
Вы усталые – бодрые
Погладили себя по голове. Улыбнулись.
3. Физминутка «У Миланьи, у старушки»
Вы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас.
У Миланьи, у старушки жили в маленькой избушке 10 сыновей.
Вот с такими глазами, вот с такими носами, вот с такими усами
Вот с такими ушами, вот с такой головой.
Целый день сидели, в потолок глядели
А под утро встали и быстро побежали.
- Мы убежали.
Бабушка Миланья, конечно, огорчена. Чай мы не попили. Она передаёт нам сладости и огромное спасибо за работу на уроке.
Урок окончен.
Приложение 1
1. Бабушка Миланья 2. Дом
3. Бычок 4. Собака
5. Кошка 6. Клушка с цыплятами
7. Утка с утятами
Бордюгова Нина Григорьевна