Как помочь птицам зимой
План – конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Тема: Как помочь птицам зимой.
Продолжительность: 1 урок 35 минут.
Класс: 1 класс.
Технологии: системно-деятельностное обучение;
ИКТ:
*интерактивные видео имитации,
*аудиозаписи,
*компьютерная презентация.
Цель: создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Задачи: 1. Познакомить с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;
2. Научить изготавливать кормушки для птиц из подручных материалов
3. Развивать логическое мышление, память, внимание, устную речь, кругозор учащихся;
4. Воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
- Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
- Правильно подбирать корм для птиц;
- Уметь изготовить простейшую кормушку;
- Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Структура урока:
Организационное начало урока.
Актуализация знаний. Мотивация, целеполагание.
Основной этап:
Изучение нового материала
Первичное закрепление учебного материала
Подведение итогов. Рефлексия.
Методы обучения:
По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный
По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник, рабочая тетрадь), словесные (диалог), практические (работа в группах)
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная
Парная
Групповая
Система контроля:
Контроль учителя
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
Необходимое техническое оборудование:
1) ПК, презентация “Как зимой помочь птицам?”.
2) Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
3) Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
4) Иллюстрации с изображением зимующих и перелетных птиц; зимнего леса и жарких стран.
5) Конверт с письмом, перо.
6) Плакат «Зимнее дерево».
1.Организационный. Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лариса Николаевна. Я проведу у вас урок окружающего мира.
- Прислушайтесь. Что вы слышите? Слайд 1.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
- Какое время года пришло?
-Какие изменения в природе происходят зимой?
-Назовите зимние месяцы.
- Чтобы нам не замерзнуть -потрите ладошки. Что почувствовали? (тепло) Передайте друг другу тепло и хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
2.Актуализация знаний.
(стук в дверь)
- Кто к нам стучится? Посмотрим…
-К нам пришло письмо. Интересно от кого? Как вы думаете?
-Проверим ваши предположения.
-Откроем конверт и прочитаем письмо.
- Дорогие ребята! Помогите! Мы –ваши друзья, оставшиеся зимовать в ваших краях. Летом помогали уничтожать вредных насекомых. Зимой всё кругом замёрзло, застыло, покрылось снегом. Нам очень трудно найти корм. Помогите!
- Кто написал письмо? В конверте лежит подсказка (перья)
- Как догадались, что это птицы? (птицы – животные, тело которых покрыто перьями) Слайд 2.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
3.Постановка учебной задачи. Изучение нового материала.
-Предположите, о ком мы будем говорить на уроке?
-Урок будет о жизни птиц зимой и о том, как им можно помочь.Слайд 3.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
-Сейчас я узнаю, каких птиц вы знаете, отгадайте загадки:
1. Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) Слайд 4.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
2. Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел) Слайд 5.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
- А кто из вас знает, как эту птицу ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором)
- Кто знает, какую пользу он приносит? (Дятел достаёт из-под коры насекомых-вредителей, так он лечит деревья.)
3. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по полю вскачь!
А зовется птица….(Грач) Слайд 6.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
4. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей).Слайд 7.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
5.Кто весною прилетает.
Звонкой песней развлекает.
Для кого готов дворец?
Ну, конечно же...(скворец).Слайд 8.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
6.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица) Слайд 9.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
- А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от насекомых – вредителей)
- Представьте себя синичками. «Вылетайте» из-за парт.
- Смотрите и повторяйте за мной
Физкультминуткa
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
– Ребята, какие из этих птиц осенью улетают от нас на юг? (Грач, ласточка, скворец)
- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?
– Как их можно назвать? Почему вы их назвали перелётными? (эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).Слайд 10.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
- Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, а весной появляются.
- Где именно зимуют разные птицы, помогли определить учёные, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь, повадки - ОРНИТОЛОГИ. Слайд 11.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
-Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. Давайте рассмотрим эти кольца и подумаем, как же они могли помочь ученым. (ответы учащихся) Слайды 12-13.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
- На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о передвижении птиц. Слайд 14.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
-Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы.
- А какие птицы остаются у нас зимовать? (синица, воробей, дятел)
– Как их можно назвать? (зимующие) Слайд 15.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
-А как вы думаете, почему эти птицы остались зимовать, а не улетели на юг?
(На юг улетают те птицы, которые не приспособлены к суровым зимним условиям проживания. Перелетные птицы питаются пищей, которой в зимнее время становится мало или практически совсем нет (например, насекомых), а также улетают те птицы, жизнь которых связана с водоемами, а они на зиму замерзают.
Не улетают в теплые края те птицы, которые умеют находить пищу зимой. Они питаются различными семенами, ягодами.
А морозов птицы не очень боятся (главное, чтобы была еда!)
4. Первичное закрепление учебного материала. Работа в парах (карточки)
- Сейчас вы будете работать в парах. Помните, что работая вместе, нужно договариваться и помогать друг другу.
-Разделите птиц на 2 группы: зимующих поселите в зимний лес, а перелетных в жаркие страны.
-Проверяем.Слайд 16.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
- Как вы думаете, какие птицы прислали нам письмо с просьбой о помощи: перелетные или зимующие? (зимующие)
Послушайте диалог зимующих птиц: Сороки и Снегиря.Слайд 17.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
(Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)
Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.
Снегирь: А теперь куда?
Сорока: В деревню, милок, в деревню.
Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.
Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.
- Как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?
- Почему вы так считаете? (Во время метели, сильного мороза зимующим птицам трудно добывать корм. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. Поэтому мы должны помогать им пережить зиму).
- Каким зимующим птицам мы будем помогать сегодня, узнаем по стр.75 учебника. Рассмотрите птиц, назовите тех, о которых мы еще не говорили на уроке. Что бы вы хотели о них узнать?
- А это кто? (Снегирь) Слайд 18.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
- Зимой в наших лесах появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Как только снег подтает, птицы улетают.
-Снегирь охотно поедает семена репейника, конского щавеля, конопли, лебеды, крапивы, сирени, клёна, ясеня, липы.
-А это свиристель. Посмотрите фильм про эту птицу.Слайды 19-20.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
- Снегирь и свиристель - эти птицы прилетают к нам на зиму.Слайд 21.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
- А это кто? (Поползень) Слайд 22.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
-Я –поползень, птица величиной с воробья. Умею передвигаться по стволу дерева вниз головой. Питаюсь насекомыми, семенами ели, сосны, орешками.
-К нам в класс прилетела ещё одна зимующая птица –сова. Давайте проследим за ее передвижением. Смотрите и повторяйте за мной.
Физкультминуткa
- Найдите сову под №1, что она делает? (сидит). Найдите сову под №2, что она делает? (взлетает). Найдите сову под №3, что она делает? (приземляется) Найдите сову под №4, что она делает? (сидит на ветке.)
- Покажем, как летела сова.
Летела сова
Большая голова;
Летела, летела
На пенёк села,
По сторонам посмотрела,
И дальше полетела.
- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)
-Какие кормушки нравятся птицам?
-Давайте послушаем диалог птиц.Слайд 23.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а корм снегом засыпало. Хоть бы на кормушку навес сделали, что ли!
Синица: Могли бы и сальца несоленого вывесить, у нас от соленого животы болят.
Поползень: Я вообще голодным остался! Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки?
- Какие кормушки понравятся птицам? (кормушка, у которой есть крыша, бортики, с кормом для разных птиц).Слайды 24-25.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
- Посмотрите, какие кормушки сделали ребята из Овсянниковской школы.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
1.- Самую простую кормушку можно сделать из пакета молока или кефира. Рассмотрите схему-инструкцию в рабочей тетради на стр.53. Опишите действия. Эту кормушку вы можете изготовить дома с родителями.
2. - Ещё необходимо знать, что положить в кормушку. Найдите на фотографии то, чем можно подкармливать птиц. Обведите зелёным карандашом. А чем нельзя? Обведите красным карандашом.
- Предлагаю составить меню для птичьей столовой. Работаем в группах. Нужно набрать в кормушку корм, который предпочитает ваша птица. Вам поможет схема-подсказка.
Снегирь: рябина, семечки.
Синица: семечки, пшено, хлеб, вареные овощи, сало.
Воробей: семечки, пшено, хлеб.
-Работу групп проверяю.
- Теперь эти кормушки можно повесить в школьном дворе. Важно следить за тем, чтобы вы регулярно подкармливали птиц.
Слайд 26.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Семечек, зерён в неё положили.
Гости себя не заставили ждать, -
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, четыре синицы,
Три снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей.
(10)
-Есть для птиц и природные столовые. Ягоды рябины, калины и боярышника служат кормом для многих зимующих птиц. Эти деревья надо беречь!Слайд 27.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
5. Итог урока.
-В пословице говорится: Красна птица перьем, а человек-уменьем. Как понимаете эту пословицу? (птицу украшают перья, а человека знания)Слайд 28.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
- Вспомните, что вы узнали и чему научились на уроке?
6.Рефлексия.Слайд 29.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
Мне было интересно…
Сегодня я узнал…
Было трудно…
У меня получилось…
Теперь я умею…
Меня удивило…
-У вас лежат 2 птички: желтая и красная. Если вам понравился урок, и вы считаете, что всё у вас получилось, то возьмите желтую птичку и поселите ее на волшебное дерево, а если на уроке вы испытывали трудности, то возьмите красную птичку.
-Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому. Слайд 30.Презентация “Как зимой помочь птицам?”
Презентация “Как зимой помочь птицам?”PPT / 13.75 Мб