Статья «Как помочь своему ребёнку, когда он учится читать на английском языке»
Поэтому всё чаще родители хотят, чтобы их дети как можно скорее освоили английский язык. И лучшего времени для изучения второго языка, чем в детстве, не будет. Именно в этот период жизни мозг более восприимчив к новым языкам. А навык чтения в этом деле занимает далеко не последнее место. Но если в русском языке на каком-то интуитивном уровне понятно, что же нужно делать, то английский язык — это уже проблема.
Наверное, перед каждыми родителями возникал такой вопрос. С чего начать, обучая ребенка английскому языку? Во-первых, пусть это вас не пугает. Известно, что ребенок легче и быстрее воспринимает новую информацию, чем взрослый. Детям гораздо легче выучиться иностранному языку, чем взрослым, потому что у них свежая память, их головы не заполнены бытовыми и житейскими проблемами. Поэтому вам будет интересно поработать с вашим чадом!
Итак, вы решили научить вашего ребенка читать на английском. Хороший повод и самому повторить какие-то основные правила чтения на английском. Начните с того, что просто поговорите с ребенком об английском языке, о том, зачем важно и полезно его изучать. Поговорите о том, как вообще нужно и интересно знать иностранный язык, потому что это – целый отдельный мир и т.д. В общем, заинтересуйте его, пробудите в нем любопытство к изучению английского.
Самое важное перед началом чтобы обучить своего малыша чтению с нуля, нужно выучить как минимум несколько слов на другом языке. Поверьте, если вы сразу же сядете учиться читать, то получите только крики, истерики и дикое отвращение к изучению языка в последующем. Пока ваш ребёнок еще маленький, просто изучайте вместе с ним новые слова, запоминайте их на слух, приучайте ребенка к звучанию английских слов. Важно, чтобы он понимал, что значит слово, которое он произносит.
Что же может помочь в процессе обучения чтению? Чтобы процесс освоения чтения на английском языке проходил мягко и уверенно родители должны следовать определённым рекомендациям:
-следите за тем, чтобы в процессе обучения присутствовала последовательность;
-не торопите ребёнка с результатом и не ругайте его строго, также, не стоит кричать на ребенка, если он делает что-то неправильно. Ведь он только учится, только познает совсем чужую для себя речь, к которой он еще не привык. В ваших занятиях проявите максимум терпения и тогда результаты не замедлят вскоре проявиться;
-поощряйте его достижения, а после занятия наградите его чем-то вкусненьким или сладким. Любое достижение – пусть это будет один верно произнесённый звук – должно быть отмечено похвалой. Вам нужно остро чувствовать настроение ребёнка, чтобы не перегнуть палку в процессе обучения и не вызвать отторжения к языку;
-обзаведитесь красочными книжками и учебниками для малышей по английскому языку. Они помогут сделать процесс обучения ярче и проще;
-и самое главное - используйте в процессе обучения игровые формы, мотивируйте ребёнка игрой! Ребенок воспринимает все гораздо легче и быстрее через игру. Организуйте ваши с ним занятия по английскому языку в форме игры. Расставьте вокруг вас его любимые игрушки, пусть они будут зрителями и слушателями того, как он читает и пробует говорить по-английски. Можете дать игрушкам английские имена. Любая учёба когда-нибудь надоедает даже самому усидчивому ребёнку, он ещё не способен понять, как важен для него английский язык и какие перспективы он открывает. Поддерживайте интерес к обучению.
Соблюдая эти несложные рекомендации, вы добьетесь хороших результатов, а вашему малышу такие занятия будут в радость. Игра – основная деятельность ребенка. Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребёнка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить новый материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Начав изучать английский язык со своим ребенком самостоятельно, не стремитесь давать ему трудные задания. Занятия должны быть легкими и веселыми; тексты и упражнения по английскому должны быть простыми и короткими.
Если говорить о том, как правильно научить ребенка читать на английском языке, то самым верным ответом будет — начните изучать алфавит. Делать нужно самыми интересными для ребенка способами: учить его при помощи песенок, игрушечных кубиков или магнитов, карточек и раскрасок — в общем, всего, до чего доберется ваша фантазия. Но помните, что буквы и звуки — это разные вещи, особенно в английском языке. Поэтому при обучении уделите этому особое внимание. Для разнообразия и яркости занятия, используйте английский алфавит (The English ABC) с картинками и словами, подходящими каждой букве. Примерно такой:
После того, как алфавит был изучен, выделите несколько дней на повторение и закрепление пройденного. Только теперь вы можете идти дальше.
Следующий после алфавита этап — чтение слогов. Расскажите ребенку, как гласные соединяются с согласными, как сильно они дружат. И только затем переходите уже к последней стадии — словам.
Для того чтобы начать читать по-английски можно предложить ребёнку занимательные стихи и скороговорки. Они улучшают дикцию и благотворно влияют на понимание английского диалекта. Для этого можно затеять игру с карточками: малыш читает предложение и показывает с помощью картинок слова из текста.
В любом возрасте усваивается лучше тот материал, который вызывает интерес и имеет практическую значимость. Детская память носит непроизвольный характер: хорошо запоминается то, что близко, доступно, эмоционально окрашено, порой смешно. Общеизвестен тот факт, что у детей младшего школьного возраста хорошо развита долговременная память. На этой особенности детской памяти основаны различные методические приемы для лучшего запоминания лексических и грамматических структур. Ребенок этого возраста живет в особом мире - мире игры, волшебства и сказки. На основе всего перечисленного, можно сделать вывод - обучение через игру, сказку, рифмовки, где ребенок является активным участником - вот способ эффективной работы.
Peter Piper picked a peck of pickled peppers.
Did Peter Piper pick a peck of pickled peppers?
If Peter Piper Picked a peck of pickled peppers,
Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?
__________
Humpty-Dumpty sat on a wall Humpty Dumpty sat on a wall, Humpty Dumpty had a great fall. All the king’s horses and all the king’s men Couldn’t put Humpty together again. |
Шалтай-Болтай Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне. Вся королевская конница, Вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Шалтая-Болтая, Болтал-Шалтая, Шалтая-Болтая собрать! |
Исходя из этой особенности, целесообразно использовать различные рифмовки и игры при обучении алфавиту, чтению, лексике, грамматики английского языка. Заучивая в младшем школьном возрасте рифмовки, направленные на понимание и овладение определенного языкового явления, ребёнок и в будущем сможет использовать приобретенные при помощи рифмовок навыки.
На последующих этапах обучения чтению можно предложить ребёнку перевести любимую прочитанную сказку – это ещё одна занимательная игра для чтения на английском языке в домашних условиях. Сложные слова, повторяющиеся в процессе перевода, стоит записывать на бумагу и регулярно повторять.
Хорошим подспорьем в освоении и тренировке чтения может оказать книга Волошко М.Ю. «Учимся читать по-английски», где имеется великолепная богатая подборка слов для тренировочного чтения. Слова сопровождаются красочными картинками и помимо тренировки чтения дети успевают узнать и запомнить много новых слов.
Также на этом этапе освоить принципы чтения могут помочь задания с использованием компьютера: «Отведи слова домой» (обучающийся должен распределить слова по типу слогов), «Убери лишнее слово» (или «Обнаружь диверсанта» ребёнок должен найти слово не соответствующее данному типу слога), «Собери кубики» (или «Построй домик», где необходимо построить дом из кирпичей – слов, одинаковых по принципу чтения) и т.д. Активное использование компьютерных технологий способствует повысить эффективность обучения – ребёнок сам добивается новых знаний, повышается мотивация, создаётся комфортная среда помощи обучения.
Для формирования устойчивого навыка чтения у старших детей-школьников важно научить их узнавать или предугадывать графический образ букв, затем слов, довести этот навык до автоматизма. Для этого на начальном этапе можно предложить такие игры-упражнения к сказке «Теремок», чтобы добиться хороших результатов.
Найди в цепочке букв слова:
wolflittlehousemousefroghare
wolf,_________________________________
А ещё в таком возрасте можно завлечь к чтению на английском через инсценировку этой же сказки. Ребята могут инсценировать сказку “Теремок” на английском языке в школе, кружке или на дополнительных занятиях. Цель такой игры - способствовать раскрытию не только творческого потенциала и артистических способностей ребёнка, но и научить обыгрывать инсценировки, направленные на диалогическую активность, и главное формировать мотивы изучения английского языка.
Исходя из моего опыта, можно сказать, что использование различных сказок, рифмовок и игр в период обучения повышается импульс творческого воображению детей, игра обладает огромным эмоциональным воздействием и делает обучение языком более содержательным, мотивированным, повышает интерес к изучению иностранного языка, позволяет обучающимся достичь хороших результатов в изучении английского языка.
Практика, практика и еще раз практика. Уделите особое внимание практической части. Приготовьте некоторые упражнения со словами, которые помогут вашему ребенку быстрее освоить это нелегкое занятие — чтение на английском языке. Например, предложите ребёнку упражнения в группировке слов по звукам: say, may, lay, stay, way, pay, play. Ребенок, читая определенную группу слов, будет запоминать комбинации букв, которые при этом он видит. Таким образом, в его голове сформируется четкое понятие, как читается то или иное слово. Конечно, исключений в английском... пруд пруди, и за всеми ими не угнаться. Поэтому чем больше ваш ребенок будет читать, тем быстрее освоит правильное чтение.
Также обращайте внимание на скорость чтения: важно научить ребёнка уметь правильно читать слова, не коверкая произношение. Это помогает облегчить процесс обучения, сделав его спокойным, ровным и приносящим в итоге гарантированный результат.
Подводя итоги, могу сказать, что некоторые особенно амбициозные родители считают, что их ребёнок обязан схватывать всё налету и с первого занятия, однако читать на английском языке – это большой труд! Потому и результата в этом деле стоит ждать только через 1,5-2 месяца обучения. Так что если ваш ребёнок никак не может освоить чтение на английском языке, не торопите его. Пусть процесс обучения станет для него приятным занятием, спокойным и последовательным, которое, в конце концов, приведёт его к великолепному результату! И, несмотря на тот факт, что обычно детская память в разы лучше, чем наша, взрослая (если есть момент интереса, конечно!), предложенные методы помощи принесут гораздо более быстрые результаты! Поэтому желаем вам удачи, терпения и самых продуктивных результатов с вашим малышом!
Автор: Рендоренко И.В.