Конспект урока по финансовой грамотности в 4 классе «Как правильно планировать семейный бюджет»

1
1
Материал опубликован 22 August 2019

Конспект урока по финансовой грамотности в 4 «б» классе. Учитель: Смолина Н.А.

Тема: «Как правильно планировать семейный бюджет»

Цель занятия:

Формирование у учащихся финансового мышления и умения рационального использования денежных средств из доходов получаемой семьёй.

Задачи занятия:

- Повторить и обобщить полученные ранее теоретические знания о доходных и расходных частях семейного бюджета.

- Развивать умение рационально мыслить при планировании семейного бюджета и предстоящих статей необходимых расходов.

- Воспитывать бережное отношение к поступающей в семейный бюджет денежным средствам.

- Развивать познавательный интерес и способность критического мышления.

- Формировать умения слышать мнение на проблему других заинтересованных лиц , а так же заинтересованность в коллективном обсуждении рациональности затрат и принятие разумного решения.

Предметные образовательные результаты:

Составлять и распределять бюджет семьи.

Метапредметные образовательные результаты:

Уметь правильно распределять и вычислять денежные суммы. Грамотно формулировать свои доводы в диалогах.

Познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- осознание себя, как членом семьи, так и членом общества;

- понимание необходимости решения экономических вопросов, возникающих у человека и семьи;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансов

-сопоставление доходов и расходов, планирование собственного бюджета;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- оценка верности выполнения действий;

- проявление творческой и познавательной активности.

Коммуникативные:

- аргументировано выражать свои мысли и идеи;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учитывать точку зрения, отличающуюся от собственной, при принятии решения;

- развивать умение работать в группе;

- приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: карточки - схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты, листы для самооценки, презентация, таблички с фамилиями «семей», калькуляторы.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Эмоциональный и организационный настрой учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разговор о семье и ее жизни.

- Определите свое настроение на начало занятия.

(Приложение 1.)


Рисунки выставлены на мини магнитные доски.

Актуализация знаний.

Актуализация знаний детей о государственном бюджете и основных экономических понятиях.

- Что такое государственный бюджет?

- Что обозначает выражение «денежная сумка»?

- Как называются деньги, которые в нее кладут?

- Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета?

- Что составляет доходы государства?


На доске схема:

Государственный бюджет


Доходы Расходы

    Образование

    Здравоохранение

    Армия

    Милиция

    Наука

    Культура

    Охрана природы

    Пенсии

    Стипендии

    Пособия для детей





- План доходов и расходов государства.

- Бюджет.


- Доходы.


- Расходы.


- Налоги граждан и организаций.




Постановка проблемы.

- А может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

- Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?

- Может ли у семьи быть свой бюджет?

- Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?

- Какая же будет сегодня тема урока?


Выяснить из чего складывается семейный бюджет. Дать понятие новым терминам. Определить приоритеты семейных расходов.

Варианты детей.

- Семья.

-Да.

- Из доходов и расходов.

- Семейный бюджет.

«Открытие» детьми нового знания.

-На занятии у нас сегодня 4 группы – 4 семьи. В каждой группе по 5 человек.

- Выберите фамилию своей семье.

- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

на доске схема:


Семейный бюджет

Доходы Расходы




- Так что такое доход семьи?


Практическая работа в группах.

- У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет.

(Приложение 2.)

- Выслушаем, что у вас получилось.

- Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

- Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи.

- А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

- Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?





- Заработная плата – родители.

Пенсия – дедушки и бабушки.

Стипендия – студенты.

Пособие – на ребенка.

Гонорар – авторское вознаграждение.



- Сумма, заработанная членами семьи за месяц.

Работают в группах.


Заслушиваем представителей каждой группы.

Предположения детей.






Ученики подсчитывают сумму.


Физкультминутка

Игра “Сигнальщики”

Поднять зелёную карточку, когда будет называться статья дохода семьи, красную- статья расходов.

    Сбор грибов, ягод и продажа на рынке.

    Оплата коммунальных платежей.

    Поездка в больницу к врачу.

    Зарплата папы.

    Выигрыш в лотерею

    Проценты по сберегательным вкладам.

    Покупка костюма для мамы

    Покупка новой книги.

    Продажа картофеля со своего огорода.

    Поездка на пикник.

    Премия маме за хорошую работу.

    Посещения бассейна.

    Детское пособие.

    Покупка продуктов питания.

    Поход в кинотеатр.

    Оформление подписки.

    Получение наследства.

    Продажа молока

    Источник дохода семьи, получаемого человеком за работу.

    Денежное пособие, получаемое человеком от государства при потери трудоспособности.

    Деньги, полученные от продажи фруктов с садового участка.

    Сумма денег, которую тратит семья.

    Денежная помощь, оказываемая семье государством.

    Денежное пособие, выдаваемое студентам.


Ученики выполняют задание, поднимают нужную карточку.

Первичное закрепление.

Определить лучшую формулу семейного бюджета, учиться экономить.

- Как могут распределиться доходы и расходы?


- Какая формула будет лучшей?

- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Выясним значение этих слов. Найдите на карточках – подсказках, что такое дефицит.

(Приложение 3.)

Что в этом случае надо делать?



- На чем можно сэкономить?







- Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?

- Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.




- Доходы = расходы

Доходы > расходы

Доходы < расходы


- Та, в которой доходы больше, чем расходы.


- Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно отложить сбережения.

- На сладостях и излишествах в еде.

- На транспорте (пользоваться проездным).

- На коммунальных услугах (экономия электричества).

- На одежде и обуви (если беречь, то продлиться срок службы).

Выслушиваем предположения. В случае затруднения обращаемся к карточкам-подсказкам.



Самостоятельная работа в группах.

- У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, что является основными источниками доходов и расходов семейного бюджета. Могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

- А непредвиденные расходы?

- Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили?



- Замечательные ваши советы. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?

- Совершенно верно.

-Вспомните пословицы о труде. Составление пословиц (работа в группах: у каждой группы – карточки с частями пословиц)

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Береги денежку на чёрный день.

Копейка рубль бережёт.

Кто долго спит, тот денег не скопит.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

Не клади все деньги в один карман.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

«Малое дело лучше большого безделья».

«Что посеешь, то и пожнёшь»

 Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

Кто любит труд, того люди чтут.

Труд человека кормит, а лень портит.                       


Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета.

- Лотерея, премия, наследство.

-Болезнь, несчастье.

Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения предлагаю воспользоваться готовым списком и выбрать из предложенных вариантов верные утверждения. (Приложение 4)

Нужно много трудиться.





Обобщение

- Сейчас вам предстоит в группе решить тест.

(Приложение 5)

Выпишите буквы, выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось?

- Абсолютно верно! Молодцы!


- Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»


    Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.

    Талантливому скрипачу на покупку скрипки.

    Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак.

    Спортсменам лыжникам для поездки на соревнования.

- Обсудите в своей « семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся и прокомментируйте свой выбор.

- Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами. Главное:


Больше работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям даешь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, - в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить ее? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.


Обобщить полученные знания в ходе решения теста.

В группах выполняют тест.


- Бюджет.











Выполняют задание в группах, слушаем представителей от групп.

Итог урока.

Рефлексия и самооценка.

Рефлексия.

- Зажмите руку в кулак и

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный,

Кто хорошо потрудился – средний,

Кто помогал работе в группах – указательный,

Кому урок понравился – большой.

- Всем спасибо за работу на уроке!


2). Самооценка своей деятельности. Оценка настроения в конце занятия.


Дети выполняют задания.








Ученики высказывают свое мнение .













Приложение 1.

Лист оценивания настроения в начале и конце урока




Моё настроение

В начале













В конце












Приложение 2.


Список товаров и услуг


Товар или услуга

Цена, руб.

Ваш выбор


Лекарства

5


Продукты

50


Одежда

10


Обувь

10


Бытовая химия

4


Транспорт

10


Велосипед

15


Музыкальная (спортивная) школа

10


Книги

5


Компьютер

40


Игрушки

5


Платежи и налоги

30


Диски с мультфильмами

6


Посещение цирка

6


Посещение боулинга

7


Туристическая поездка

80


Поход в кино

4


Мороженое, конфеты

5


Фрукты

8



Сумма расходов








Приложение 3.

Дефицит превышение расходов бюджета над доходами.


Экономия – бережливое ведение хозяйства.


Жа́дный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет.


Экономный – бережливо расходующий что-нибудь, соблюдающий экономию.






Приложение 4.

Советы по экономии семейного бюджета

Совет

Ваш выбор

Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.


Уходя из дома, выключайте свет.


Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику.


Бережно относитесь к своим вещам.


Чаще пользуйтесь услугами такси.


Сходил в магазин – оставь сдачу себе.


Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону.









Приложение 5.


Тест


Вопросы

Варианты ответов


1. Из чего складывается семейный бюджет?

А) из заработной платы, пенсии, стипендии.

Б) из доходов и расходов.

В) из денег.


2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:


Я) расходы

Е) проценты

Ю) доходы


3. Авторское вознаграждение это:


Б) зарплата

Г) налог

Д) гонорар


4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:


Ш) доходы

Ж) расходы

Х) прибыль


5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:


Е) доходы больше расходов

И) доходы равны расходам

А) доходы меньше расходов


6. Зарплата, пенсия, стипендия - это разные виды:


Т) доходов

П) расходов

К) гонорара



Доходы = расходы


Доходы > расходы


Доходы < расходы

13

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Эта тема - одна из любимых моих тем по окружающему миру: вот уж где есть возможность "развернуться" (я про формы, методы и прочее). И вам удалось реализовать этот потенциал "развернутости". Поздравляю, очень интересный урок)

22 August 2019