Тема «Семейный бюджет» дисциплины «Основы финансовой грамотности»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Тема «Семейный бюджет»
Урок «Вселенная семейного бюджета»
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать - искусство».
Бертольд Ауэрбах
Цели: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете;
Задачи:
Выявить основные источники формирования семейного бюджета.
Развить экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета.
Воспитать бережливость, учить экономить.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умело составлять и распределять бюджет семьи.
Личностные:
- проявлять познавательный интерес к новому материалу
- бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.
Метапредметные:
- уметь в процессе деятельности контактировать с товарищами, вести диалог;
- уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Универсальные учебные действия:
регулятивные – определяет цель деятельности на занятии с помощью учителя;
познавательные – определяет круг своего незнания о составляющих понятия «бюджет»;
коммуникативные – слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одногруппниками, участвует в работе группы.
Методы обучения:
-словесный - объяснение, беседа, диалог;
-наглядный - просмотр слайдов, карточки с терминами;
-практический – диалог-игра «Доход-расход».
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Раздаточный материал:
- презентация «Вселенная семейного бюджета»;
-брошюрки о «Семейном бюджете: полезные советы финансового благополучия».
Средства ТСО: презентация «Семейный бюджет».
Оборудование и ресурсы: компьютер, мультимедиа проектор.
ХОД УРОКА
Учитель: Добрый день ребята, давайте поздороваемся, поприветствуем друг друга
/дети встают в знак приветствия учителя, садятся/
Учитель: Очень рада вас видеть, присаживайтесь
Меня зовут Фоменко Надежда Васильевна, я преподаватель дисциплины Основы финансовой грамотности и сегодня проведу у вас урок.
Давайте посмотрим видеоролик и вместе определим тему урока.
Демонстрируется ролик «Кот Бориска и финансовая грамотность».
Учитель: Кто главный герой ролика?
Студенты: Кот Бориска
Учитель: Что с ним произошло?
студенты: Он хотел еще купить конфет, но у него не хватило денег
Учитель: Правильно, молодцы, как вы думаете, почему коту Бориске не хватило денег?
Студенты: купил много лишнего.
Учитель: верно, Ребята, а почему Бориска купил много лишнего
Студенты: он не умеет распределять свои деньги
Учитель: молодцы, совершенно верно, ребята, оказывается распределение финансов играет важную роль в нашей жизни.
Учитель: ну а для того чтобы правильно отгадать тему нашего сегодняшнего урока , давайте обратим внимание на слайд, на нём изображен ребус, слово зашифрованное в нём является вторым словом в теме урока.
Ребус
На слайде зашифровано слово «7Я». (Семья)
Ребята, как вы думаете, какая связь между ребусом и видеороликом?
Студенты: говорится о семье и деньгах
Учитель: молодцы, давайте соединим эти два понятия и что у нас получится?
Студенты: семейные деньги/семейный бюджет
Учитель: и как же будет звучать тема нашего урока?
Студенты: Семейный бюджет
Учитель: молодцы ребята, да действительно тема нашего урока «Семейный бюджет».
Цель нашего урока познакомиться с понятием бюджет и научиться его использовать.
Задачи: рассчитать семейный бюджет на примере среднестатистической рабочей семьи ростовской области.
Учитель: как вы думаете, что означает понятие бюджет?
Студенты: деньги человека, это расходы и доходы
Учитель: совершенно верно ребята, вы конечно же правы, на самом деле слово бюджет имеет французские корни и в дословном переводе означает «кошелек». То-есть, бюджет страны это документ, в котором учтены доходы и расходы страны. Но это всё на макроуровне-на уровне государств, а мы с вами сегодня погрузимся в мир микрофинансов. В мир, частью которого, мы с вами являемся каждый день. Наши с вами семьи являются частью экономической системы целой страны.
Но для того, чтобы перейти непосредственно к практической части нашего урока, нам необходимо познакомиться с основными понятиями.
Учитель: итак, мы уже с вами выяснили, что слово бюджет значит «кошелёк», то есть семейный бюджет – это семейный кошелёк. С экономической точки зрения определение понятия бюджет звучит так:
Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). Давайте запишем новое понятие в глоссарий.
Учитель: ребята как вы думаете, что значит словосочетание семейный бюджет?
Студенты: это деньги семьи
Учитель: верно, но это не совсем полный ответ, ведь
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
Доходы – это поступления денежных средств в семейный бюджет.
Расходы – затраты денежных средств из семейного бюджета.
Ребята давайте также законспектируем, это очень важные понятия.
Ребята, из чего состоит доход вашей семьи?
Студенты: зарплата родителей, моя стипендия,
- бабушкина пенсия, папина зарплата
-и т.д.
Учитель: ребята, вы большие молодцы, дали много правильных ответов и вы конечно же, наверняка, слышали выражение деньги любят счёт, а финансы точность, поэтому, чтобы мы с вами не чего не забыли, давайте посмотрим на слайд. Смотрите, первая и главная статья доходов Семейного бюджета - это зарплата, ваши родители работают целый месяц и в конце получают денежные средства себе на карту; стипендия – если студент хорошо учится, то он тоже получает за это определенную сумму выплат, следующая статья - пособия – к примеру, если мама сидит в декрете, то она получает пособие по уходу за ребенком, пенсия – наши бабушки и дедушки, также получают ежемесячные выплаты.
Ребята а как вы считаете, какие ещё бывают доходы?
Студенты: - подработки;
- премия.
Учитель: да, ребята, все денежные средства, которые поступают в общий кошелёк семьи, составляют доходную часть семейного бюджета.
А как вы думаете, на что расходуются денежные средства в вашей семье?
Студенты: еда, одежда, коммуналка, ипотека, кредит и т.д.
Учитель: Вы большие молодцы, спасибо за правильные ответы. Конечно, у нас с вами очень много разных статей расходов, но мы перечислили самые основные и жизненно необходимые. Потому что без продуктов питания, коммунальных услуг и много другого мы просто не можем обойтись в нашей повседневной жизни.
Давайте, рассмотрим на слайде основные статьи затрат семьи, с которыми она сталкивается каждый день.
А сейчас, я хочу вам предложить поиграть в небольшую игру-диалог, которая так и называется «Доход и расход». Я буду называть житескую ситуацию, а ваша задача ответить устно, к чему она относится, к доходам или расходам. Давайте начнём.
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 50 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
Учитель: Хорошо ребята, теперь, когда мы с вами знаем что такое доходы и расходы семьи, из чего они формируются, давайте проанализируем виды семейного бюджета, на примере рабочей семьи Половинкиных из Ростовской области.
Смотрим внимательно на слайд. Перед нами представлена структура семейного бюджета на август месяц 2021 года, обратим внимание на доходную часть. Семья Половинкиных состоит из папы сварщика, средняя заработная плата которого по ростовской области составляет 60. 000 тысяч рублей, мамы продавца в сетевом магазине 25.000 рублей и сына студента-отличника колледжа, стипендия которого равна 1700 рублей.
Ребята, ваша задача, рассчитать, заполнить и проанализировать расходную часть семейного бюджета Половинкиных, на основе среднестатистических показателей расходов семей в Российской Федерации. Здесь, очень важно отметить то, что мы все очень разные, у нас разный круг интересов, вкусовые предпочтения и хобби, позиций в таблице может быть очень много, но так как время ограничено, то наша задача, научиться основе планирования семейного бюджета.
Для расчетов посмотрим на следующий слайд, на нём представлена структура затрат в процентном соотношении. Ваша задача на основе известных процентов, рассчитать, сколько же денег в месяц тратит семья Половинкиных.
Для того чтобы перейти непосредственно к расчётам расходов, нам нужно узнать совокупный доход семьи Половинкиных. Ребята как вы считаете, каким способом нужно произвести расчёт?
Студент: нужно сложить все доходы
Учитель: молодцы, правильно, рассчитываем
Ребята, ну что у вас получилось?
Студенты: 86 700
Учитель: верно, молодцы, теперь зная этот важный показатель, мы можем приступить к дальнейшим расчетам.
Первый и самый важный показатель – это питание - он составляет 37 % от дохода семьи.
Для того чтобы произвести правильные вычисления, вам необходимо 37% разделить на 100 и умножить на сумму доходов, то есть на 86 700 рублей.
Ребята, у кого есть ответ?
Студенты: 32 079
Учитель: спасибо Маша, это правильный ответ, ты большая молодец.
Далее рассчитываем показатель, не менее важный, коммунальные услуги по аналогичной схеме. Ну что, кто готов дать ответ?
Студенты:15 606
Учитель: отлично, это правильный ответ, мы вносим его в таблицу и рассчитываем затраты дальше. Третий показатель это транспортные затраты, они составляют 12% от общего дохода. Сколько это составляет в рублях?
Студенты: 10 404
Учитель: молодец Ваня, это правильный ответ, следующий самый приятный для нас показатель – это развлечения и хобби. На них среднестатистическая семья тратит около 10%. Сколько же это составляет в денежном выражении для семьи Половинкиных
Студенты: 8 670
Учитель: спасибо, Лена, это правильный ответ, внесем его также в таблицу и рассчитаем последний очень важный показатель, который отражает количество свободных денежных средств бюджета Половинкиных.
Студенты: ответ 19 941
Доходы | Расходы | |||
Статьи дохода | Сумма в рублях | Статьи расходов | Сумма в рублях | |
зарплата | 60.000 25.000 | питание | 32 079 | |
коммуналка | 15 606 | |||
Стипендия | 1.700 | Транспортные затраты | 10 404 | |
Развлечения/хобби | 8 670 | |||
Общий доход семьи | 86 700 | Всего расходов за месяц | 66 759 | |
Темп роста: 19 941 |
Правильно, ребята теперь мы с вами спускаемся, на самую последнюю строчку нашей таблицы, она называется темп роста,
его очень легко рассчитать, но это очень важный показатель результативности экономической деятельности целой семьи. Давайте посмотрим, справляется ли рабочая семья Половинкиных с задачей рационального распределения своих доходов и определить тип бюджета. Нам с вами необходимо из суммы доходов, вычесть сумму расходов. Ребята, жду ваш ответ?
Студенты: будет 19 941
Учитель: как вы думаете, что это значит?
Студенты: это значит что доходы больше расходов
Учитель: Ребята, а как вы считаете, хорошо ли это, когда доходы семьи больше чем расходы.
Студенты: это хорошо, потому что остаются деньги.
Учитель: молодцы, вы все дали правильный ответ. Такая ситуация в которой оказалась семья Половинкиных, в экономике называется профицитом бюджета. Ситуация в которой расходы меньше доходов называется дефицитом бюджета, в такой ситуации темп роста имеет значение со знаком минус. И ситуация при которой ваши доходы равны вашим расходам, называется сбалансированным, такой бюджет конечно же хорош. Но каждый из нас должен стремиться к профицитному бюджету, потому что он позволяет накапливать и приумножать свободные деньги
Учитель: Ребята сегодня на занятии вы познакомились с новыми понятиями и учились планировать бюджет семьи.
Какое новое понятие вы сегодня узнали?
Дети: Бюджет
Учитель: Для чего нужно уметь планировать семейный бюджет?
Дети: Ответы детей
Учитель: хочу вам напомнить цель нашего сегодняшнего урока
- познакомиться с понятием бюджет и научиться его использовать.
- рассчитать семейный бюджет на примере среднестатистической рабочей семьи ростовской области.
Я считаю, что вы все очень хорошо работали и успешно справились с целью нашего урока.
Давайте выставим оценки, на работу на нашем уроке.
Маша – 5
Вася - 5
Коля – 4
Ваня – 4
И т.д.
А теперь полученные знания, примените на практике, домашнее задание, рассчитайте бюджет своей семьи, проанализируйте и определите вид бюджета.
Ребята мне было очень приятно с вами работать, вы большие молодцы. Я надеюсь, что та информация, которой я с вами сегодня поделилась, будет вам полезной, поможет научиться рационально управлять своими финансами.
Ну и в завершении нашего урока, прошу вас обратить внимание на ваши рабочие места, на них лежат красные и зеленые карточки. Если вы считаете что моя информация будет вам полезна, поднимите красную карточку, если же вы считаете, что семейный бюджет не нужно планировать и он должен существовать сам по себе, то синюю.
Спасибо за урок! Урок окончен!
10