12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лежневская средняя школа №10

Конспект урока финансовой грамотности

в 4 классе на тему: «Семейный бюджет».

Педагог: Сергеева Анастасия Александровна

Автор учебника: Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е.

Класс: 4 в

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

проявлять познавательный интерес к новому материалу;

бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Предметные:

умело составлять и распределять бюджет семьи;

понимание и правильное использование экономических терминов;

представление о роли денег в семье и обществе;

Метапредметные:

Регулятивные результаты:

понимание цели своих действий;

составление простых планов с помощью учителя;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителя.

Познавательные результаты:

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные результаты:

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Наглядные пособия:

Ключевые слова: семейный бюджет, бюджет, расходы, доходы.

Рабочие материалы для обучающихся: карточки с заданиями, весы.
















№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

(комментарий, ссылки на используемый видео и фото материал, др.).

1.

Мотивация к учебной деятельности

Ребята, этот урок хочу начать с эпиграфа

«Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство
.»

Бертольд Авербах (немецкий писатель)

Это слова известного  немецкого писателя Бертольда Авербаха. Подумайте, о чём эти слова?

Как думайте, почему наш урок я решила начать с этих слов?

Настрой на урок.









Ребята высказывают свои предположения



Слайд 1

Эпиграф









2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Откуда деньги приходят в наши дома, в наши семьи?

Как называются все деньги, которые приходят к нам в семью?


Какие источники доходов нам известны?



А зачем семья зарабатывает деньги?

Как называются деньги, которые мы вынуждены отдать?


Сегодня мы должны выяснить, как эти понятия связаны между собой и как зависят друг от друга.



Вы уже знакомы с понятием БЮДЖЕТ.

Что оно обозначает?

А если этот финансовый план нужно составить для какой-то определённой семьи?

Какая же будет сегодня тема урока?


Наверняка вы слышали это словосочетание. Может быть когда планировали какую-то дальнюю поездку на отдых, экскурсию и говорили «В нашем бюджете не запланированы экскурсии или наоборот, наш СБ может себе позволить какие-то поездки или покупку, например гаджетов.»


Скажите, пожалуйста, кто-нибудь участвовал вместе с родителями в планировании СБ, доходов или расходов?




ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН!

Из-за чего девочка Алиса осталась без роликовых коньков?

«Что за зверь это такой семейный бюджет?»


Какую цель поставите перед собой сегодня на уроке?

Родители работают и получают з\п



ДОХОДЫ


з/п, сдали квартиру в аренду, детское пособие, премия, пенсия, кредит, взять в долг, стипендия

питание, коммунальные услуги,


РАСХОДЫ (тратим для удовлетворения своих потребностей)






Это финансовый план (денежный кошелёк)




СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ













Сели и посчитали (билет на самолёт стоит столько-то, проживание в отеле столько-то, экскурсии…)









Узнать всё о СБ и понять, как помочь родителям не остаться без денег (учиться искусству умело расходовать деньги)









на доске появляются два слова ДОХОДЫ и РАСХОДЫ





(на доске появляются две картинки - семья и кошелёк)

Тема записывается на доске
















ВИДЕОРОЛИК






3.

Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

Что вы хотите узнать о семейном бюджете?

Итак, нам нужно узнать:

может ли у семьи быть свой бюджет?

что такое СБ?

для чего нужен СБ?

из чего складывается СБ?

каким должен быть СБ?

как планировать СБ?

как помочь родителям сохранить семейный бюджет?

На какие вопросы вы можете ответить уже сейчас?


Найдите в словаре объяснение этого понятия.


И главное слово этого понятия?

Семья планирует все свои доходы, а потом распределяет, на что может потратить эти деньги.



Ребята высказывают свои вопросы










Ребята высказывают свои предположения



Работа с толковыми словарями


ПЛАН доходов и расходов




вопросы записываются на доске.










СЛАЙД


4.

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Итак, мы знаем, что семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

А счастье семьи зависит от многого: от бытовых условий, от интересов семьи, от взаимоотношений, от радостей, которые доставляет работа, но не последнее место в семье занимает финансовое благополучие. Но проблема в том, что финансовое благополучие кроме членов семьи контролировать никто не может. Семья сама планирует свои затраты, сама их контролирует, и сама пытается осуществить финансовую деятельность.

Сегодня мы попытаемся узнать, что нужно делать, чтобы финансовое благополучие семьи только процветало.


Планирование СБ – очень важная вещь, ведь от этого зависит, хватит ли нам денег на всё необходимое. Если правильно вести бюджет, то должны остаться суммы денег с предыдущего месяца.

Сначала вам нужно посчитать доходы семьи. После того, как вы поняли, сколько составляют ваши доходы, обязательно нужно запланировать все расходы. Определить сколько денег и на что вы будете тратить.


Как дети могут помогать родителям формировать СБ?



Итак, вам нужно научиться экономить и отличать вещи первой необходимости от вещей, которые не очень-то и нужны сейчас.

Сейчас на примере игры я покажу вам, что такое СБ.

Весы – это главное в СБ!

Представим, что весы – это наш с вами СБ. А конфеты – наши доходы. Положим 15 конфет на одну чашу весов. А на другую чашу весов будем ставить наши расходы. На что будем тратить?



Весы почти сравнялись.

Сколько конфет из нашего дохода мы уже потратили?





Что же мы видим?

В этом и есть главная трудность при составлении СБ.



Когда Д превышает Р, это взрослые называют ПРОФИЦИТ (остатки денег могут быть сохранены для будущего использования).

Когда Р превышают Д, это взрослые называют ДЕФИЦИТ (т.е. очень скоро вы окажетесь в долгах и не сможете позволить себе даже самое необходимое)

Что же вам нужно усвоить?



Такой бюджет взрослые называют СБАЛАНСИРОВАННЫМ, ведь это позволяет экономно использовать ресурсы семьи.

И конечно, очень важно, если часть доходов будет откладываться на разные непредвиденные нужды.

Составление бюджета состоит из трёх фаз:

1)постановка финансовых целей, например, на планирование крупной покупки и продолжения учебы;

2)оценка доходов и возможность их увеличить;

3)планирование расходов и обязательных платежей.











Ну что ж, вы узнали много интересного и вас ждёт очень интересное задание.





































Бережно относиться к игрушкам, не выпрашивать у родителей те вещи, которые не очень нужны. Деньги тратить с умом и с удовольствием.













5 конфет на еду

4 – мыло и зубная паста

3 – за услуги



12

А ещё 10 конфет мы потратим на игрушки, мороженое, кино.

Чаша весов с расходами превысила чашу весов с доходами













Весы должны находиться в равновесии


















Т.е. ролики нужно запланировать, понять, когда мы их можем купить, проследить чтобы были куплены все необходимые товары: еда, одежда; оплачены ли все коммунальные услуги. А вот после этого, если деньги остались, мы можем купить роликовые коньки















































Весы и конфеты.





5.

Физкультминутка

Гимнастика для рук, ног, туловища и глаз



6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Сегодня мы будем работать в группах. А какие правила нужно соблюдать при такой форме работы?




На уроке у нас сегодня 4 группы – 4 семьи. В каждой группе по 5 человек.

У вас есть карточка с текстом. В тексте описаны семьи Монеткиных, Денежкиных, Рубликовых и Банкировых.


Вам нужно рассчитать и определить лучшую формулу бюджета вашей семьи. И ответить сможете ли вы позволить купить для Алисы роликовые коньки в следующем месяце, если их стоимость составляет 5 000 рублей?


РАБОТА В ГРУППАХ

У вас есть карточки с названиями ДОХОДЫ и РАСХОДЫ.

В карточке «доход» вы должны указать члена семьи и его доход. Суммировать все доходы семьи и записать в итоге.

На что, прежде всего, будем тратить деньги?

2. А в карточке «расход» вы должны указать, на что в семье могут быть потрачены ещё деньги, кроме питания.


Выполните расчеты СООТНОШЕНИЯ доходов и расходов вашей семьи, заполняя столбцы таблицы: доход, расход на питание (найдёте в тексте), другие расходы.


И ответьте на вопрос: СМОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПРИОБРЕСТИ РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ АЛИСЕ В СЛЕДУЮЩЕМ МЕСЯЦЕ?

- На что можно ещё потратить оставшиеся деньги?

- Какая формула будет лучшей?


Оцените работу вашей группы.

В какой семье смогут купить Алисе роликовые коньки в следующем месяце?

Молодцы!



1)работаем дружно;

2)распределяем обязанности;

3)работаем тихо, чтобы не мешать другим.










Доходы = расходы

Доходы > расходы

Доходы < расходы










На продукты питания

















Та, в которой доходы больше, чем расходы.




7.

Включение в систему знаний и повторение.

Отлично справились с заданием, молодцы.





8.

Рефлексия деятельности.

Наш урок подходит к своему завершению.

Какую цель мы перед собой ставили?



А какие задачи ставили?

Посмотрите на слайд, где написано начало фраз. Продолжите их.




Узнать всё о семейном бюджете и понять, как помочь родителям не остаться без денег.

Отвечаем на вопросы на доске.

Дети читают фразу и продолжают.

Я знаю …

Я запомнил …

Я смог …







Слайд

9.

Домашнее задание.

Задание! Заведите дневник расходов. Попробуйте рассчитать свой бюджет на неделю. Не забудьте внести обязательные расходы и покупку приятных мелочей.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.