12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена1372
Прекрасного настроения всегда не хватает, если сам об этом не позаботишься!!!Всем позитива!!!
Россия, Алтайский край, Рубцовск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружка «Финансовая грамотность» для 4 класса

начального общего образования по УМК «Школа России»

на 2017-2018 учебный год

 

 

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по финансовой грамотности для 4 класса составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва, Вита, 2015.

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие экономического образа мышления;

- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

- деньги, их история, виды, функции;

- семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

II. Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 16 часов

III. Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамот­ность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных свя­зей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зре­ния и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в со­вместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамот­ность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой се­мейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финан­сов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

IV. Содержание учебного предмета.

Номер раздела

Название разделов

Количество часов

1

Что такое деньги и какими они бывают

8

2

Из чего складываются доходы в семье

2

3

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

2

4

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

4

1. Что такое деньги и какими они бывают

Тема 1. Как появились деньги.

Причиной возникновения обмена является специализация. В ре­зультате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен не­удобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных ре­гионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными то­варными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

• Объяснять выгоды обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

• Описывать ситуации, в которых используются деньги.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 2. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты поя­вились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государ­ственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании цен­трализованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривен­ник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать устройство монеты.

• Приводить примеры первых монет.

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Тема 3. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначаль­но бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защи­щают от подделок. Изготовление фальшивых денег является престу­плением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Ку­пюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомо­нетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились бумажные деньги.

• Оценивать преимущества и недостатки использования бумаж­ных денег.

• Приводить примеры первых бумажных денег.

• Описывать первые российские бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 4. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безна­личные деньги являются информацией на банковских счетах. Современ­ные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Пла­тельщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

• Сравнивать виды денег.

• Объяснять роль банков.

• Объяснять условия вкладов и кредитов.

• Рассчитывать проценты на простых примерах*.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Тема 5. Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хра­нят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотова­лютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

• Приводить примеры валют.

• Объяснять, что такое резервная валюта.

• Объяснять понятие валютного курса.

• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

2. Из чего складываются доходы в семье

Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является за­работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, слож­ности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный раз­мер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Ми­нимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при­водить примеры пособий.

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Тема 7. На что семьи тратят деньги.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, ком­мунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекар­ства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные рас­ходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Составлять собственный план расходов.

4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превыша­ют расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В против­ном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять последствия образования долгов.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

V. Календарно – тематическое планирование

П/п

Да-

та

прове-

де-

ния

Тема.

Количество

часов

Базовые

понятия

Базовые

знания

Личностные

характеристики

и установки

Умения

Компетенции

Формы учебной

деятельности,

осуществляемые

на занятиях.

Что такое деньги и какими они бывают (8 часов)

1

 

Как появились деньги

1 час

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Монеты.

Деньги. Купюры. Номинал. Товары. Услуги.

Понимание того, что деньги - самый выгодный товар для обмена.

Совершать выгодный обмен (бартер).

Объяснять выгоды обмена.

Общее обсуждение, игровая деятельность.

2

 

История монет

1 час

Монеты. Купюры. Гурт. Аверс. Реверс. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Денга. Пятак.

Монета –денежный знак, изготовленный из металла

Понимание того, что монеты удобны для обмена.

Объяснять, как устроены монеты.

Умение описывать устройство монеты, описывать старинные российские деньги

Общее обсуждение, творческая работа

3

 

Представление творческих работ.

1 час

 

Основные изученные понятия.

 

Уметь находить нужную информацию по теме в различных источниках.

 

Общее обсуждение , групповая поисковая работа. творческая работа.

4

 

Бумажные деньги

1 час

Деньги. Виды денег.

Ассигнации.

Фальшивомонетчики.

Виды денег: наличные. безналичные

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо

Считать наличные деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу

Различать виды денег

Общее обсуждение, игровая деятельность

5

 

Безналичные деньги

1 час

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Безналичные денежные расчеты. Банковская карта. Банкоматы.

Виды денег: безналичные деньги.

Понимание того, что безналичные деньги представляют собой информацию.

Пользоваться пластиковой картой, банкоматом.

Сравнивать виды денег, объяснять принцип работы пластиковой карты.

Общее обсуждение, творческая работа, исследование

6

 

Представление результатов исследований

1 час

 

Основные изученные понятия.

Понимание того, что нужно использовать полученные знания на практике.

Уметь находить нужную информацию по теме в различных источниках.

Применять полученные знания.

Групповая поисковая работа, общее обсуждение

7

 

Валюты.

1 час

Валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Мировая валюта: доллар, евро, фунт стерлингов, иена, швейцарский франк.

Понимание того, что валюта -денежная единица страны.

Пересчитать цены товаров, используя валютный курс.

Различать виды валют.

Общее обсуждение,, самостоятельная работа.

8

 

Викторина по теме «Деньги»

1 час

 

Основные изученные понятия.

Понимание того, что нужно использовать полученные знания на практике.

Уметь находить нужную информацию по теме в различных источниках.

Различать виды денег.

Общее обсуждение, самостоятельная работа.

Из чего складываются доходы в семье (2 часа)

9 -10

 

Откуда в семье берутся деньги

2 часа

Доходы семьи. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Виды источников денежных поступлений в семье.

Понимание происхождения доходов, понимание того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда.

Считать общую сумму доходов.

Различать виды денежных поступлений.

Общее обсуждение, самостоятельная практическая работа, игровая деятельность

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (2 часа)

11 -12

 

На что семьи тратят деньги

2 часа

Расходы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.

Виды расходов: необходимые расходы, обязательные расходы

Понимание направления расходов, объяснение степени их необходимости

Считать общую сумму доходов, производить расчет расходов.

Различать виды расходов, составлять собственный план расходов.

Общее обсуждение, мини-проект

Деньги счет любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (4 часа)

13 -14

 

Как правильно планировать семейный бюджет.

2 часа

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения. Накопления. Долг.

Семейный бюджет: доходы и расходы

Понимание того, что нужно планировать семейный бюджет

Планировать семейный бюджет

Сравнивать доходы и расходы.

Общее обсуждение, самостоятельная практическая работа.

15

 

Итоговая работа

1 час

 

Основные изученные понятия.

Понимание того, что нужно использовать полученные знания на практике.

Уметь находить нужную информацию по теме в различных источниках.

Применять полученные знания.

Тестовое задание.

16

 

Обзорный урок. Рефлексия.

1 час

 

Основные изученные понятия.

Понимание того, что нужно использовать полученные знания на практике.

Уметь находить нужную информацию по теме в различных источниках.

 

Общее обсуждение , коллективная работа, игровая деятельность

VI. Описание учебно – методического обеспечения образовательного процесса.

Литература:

1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

1. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www. 7budget.ru ;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i- rabota.ru/zhurnai-rabota-i-zarplata ;

3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» - http://www.cls- kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php ;

4. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net /

Оборудование

1. Компьютер

2. Проектор

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.