Конспект тренинг-занятия «Как преодолеть агрессию»
Чудинова Н.Н. педагог-психолог
ГКОУ КК школа-интернат ст.Родновской
Конспект тренинг-занятия
Тема: « Борьба с агрессией, методы ее преодоления»
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья подростков через коррекцию агрессивных тенденций в поведении, для обучения навыкам адаптивного поведения.
Задачи:
Обучить детей способам самоконтроля.
Обучить навыкам распознавания эмоций и чувств, контролю за своим эмоциональным состоянием, в том числе гневом.
Оптимизировать общение ребенка со сверстниками через выработку механизма эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям.
Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности подростков, снять эмоциональное напряжение во взаимодействии со сверстниками.
Ход занятия
Мотивация.
Хочу сделать вам комплимент : у вас очень добрые и удивительно красивые лица. На них не отражается ни плохого настроения, не обнаруживаются грубые черты лица. Из этого не трудно сделать вывод, что вы никогда не злитесь, не обижаетесь.
Или все-таки бывает иногда чувство обиды, досады? Случается попасть в неприятные ситуации?
- Бывало.
- А можете припомнить, что вы чувствовали тогда?
- Внутри все кипит; кулаки сжимаются так, что белеют костяшки пальцев; зубы стиснуты; вот когда искажается лицо.
- Да, именно так наше тело предупреждает нас о беде, имя которой агрессия.
Агрессия – это действия, которые нанесут физический или психический вред другим людям.
Агрессивный человек – это больной человек. Хотя физически он в полном порядке, но душевно (психически) болен. В его душе нет ничего доброго и хорошего, а значит личность его не будет развиваться. Он живет в постоянном конфликте с окружающим миром и людьми.
А вы хотите узнать как бороться с собственной агрессией, как не дать ей победить вас?
Несколько способов выплескивания гнева,
«Тух-тиби-дух»
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате.
Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
Игра-этюд «Сосулька».
Цель: психомышечная тренировка, развитие мышления, Творческой фантазии, воображения.
Ход: ставится небольшой стул, ребенок садится на него так, чтобы мог тихонечко сползать. Педагог объясняет ребенку, что он снег на крыше, и так как началась весна, на него светит солнце и он тает (ребенок медленно сползает). Капает, капает сосулька и превращается в лужу. Ребенок должен изобразить «лужу».
Упражнение «Страшная маска».
Ход: ребенку предлагают, используя кусочки пластилина, «нарисовать» маску какого-либо страшного персонажа. Взрослый следит, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью вопросов «Где он живет», «Что любит» и т.п., побуждает ребенка рассказывать о своем персонаже. Особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза, по возможности описал словами взгляд персонажа, а также изображению рта и средствам агрессии (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т.п.), свидетельствам агрессии (кровь). После того, как маска будет готова, ребенок может примерить ее на себя, рассмотреть себя в зеркале.
Упражнение «Ругаемся овощами».
Цель: работа с вербальной агрессией.
Ход: детям предлагается поругаться не плохими словами, а …овощами! Например: «Ты – огурец!», «А ты – морковка!»
- Ребята, я хочу у вас спросить, как вы думаете, для чего нужно мусорное ведро и зачем его нужно все время очищать от мусора? Правильно, если мы не будем избавляться от мусора, то он займет все пространство, будет трудно дышать, двигаться, так можно и заболеть. То же происходит и с чувствами – у всех нас накапливаются разные чувства и мысли, которые бывают ненужными и бесполезными. Когда мы накапливаем в себе плохие эмоции, чувства, переживания, например, обиду, грусть, злость или ненависть, это может быть опасно для здоровья.
Упражнение» Мусорное ведро».
Цель: избавление от отрицательных эмоций.
Ход: Я принесла вам бумагу разных цветов. Выберите себе любой цвет. Держа в руках лист бумаги, закройте на минуту глаза и представьте, что это ваши старые обиды, злость, печаль, страх… Можете смять их в комки или порвать на маленькие кусочки. Теперь выбросите в ведро все эти неприятные чувства, которые в вас накопились, и вы хотели бы от них освободиться. Например, я выбрасываю свои обиды и злость, и мне становится легче. А что выбросите вы? Что вы чувствовали, когда выбрасывали ваши обиды, грусть, гнев? Что вы чувствуете сейчас?
Игра-прощание «Подари всем огонек хорошего настроения»
Цель: поддержать у детей положительные эмоции, формировать доброжелательное отношение к другим.
Дети, вы были умницами, хорошо справились со всеми заданиями, а теперь настало время попрощаться с нашими гостями. Давайте станем рядом друг с другом, ладошки прижмем к груди и на мгновение закроем глаза. Ой, что это? Что это за волшебные лучики бросили нам в ладошки? Быстро смыкаем ладошки. Осторожно посмотрим, что там? А там невидимые огоньки хорошего настроения. Согреем их своим дыханием. Они такие крошечные и нежные! А могут вырасти от наших улыбок. Улыбнемся друг другу. Как приятно!
А теперь давайте подарим наше хорошее настроение друг другу, вот так (дети дуют в расставленные ладони), и скажем «До свидания!».
Рефлексия
Что вы узнали сегодня нового? Чему научились? Что запомнилось, понравилось? Какие можете сделать выводы?
На прощание я хочу рассказать вам притчу.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!
Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!