12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лебедева Ирина Михайловна18
1

Статья «Как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе?»

Как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе?

 

« Уча других, учишься сам»

Н. В. Гоголь

 

     На своих  уроках русского языка и литературы я стараюсь  создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого  ставлю перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы.

     Классному руководителю полезно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Это могут быть работа в летнем лагере, туристический поход, занятие спортом и пр. выявление «успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, учеников в лучшую сторону

       Немаловажно  фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему.

Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках.

     Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.).

    Психологи рекомендуют порицание в форме простого удивления учителя по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика («Я не ожидал», «Меня очень удивило...» и т.д.).

     Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно доброжелательно и заинтересованно.

     Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой неуспевающим оценкой как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание, с тем, чтобы они были понятны самим учащимся. Достаточно эффективным может быть прием, который использовался известным педагогов Ш.А. Амонашвили, - превращение отстающего ученика в «учителя», наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса.

       Изучение неуспевающих и недисциплинированных школьников показывает, что их плохое поведение является, чаще всего, реакцией на неуспех, в форме протеста против сложившегося отрицательного отношения к ним со стороны учителя и сверстников.

        В итоге, хотя ребенок не посещает ежедневно школу, учебная деятельность для него уже перестала быть основной, ведущей, потому что он не может с ней справиться и потерял к ней интерес. Оставаясь в школе, он, по существу, уже потерял социальную позицию ученика.

Поэтому работа с такими детьми должна быть направлена не только на восполнение пробелов в их знаниях, умениях, навыках, но и изменении их социальной позиции.

 

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

 

1.         В процессе контроля за подготовленностью учащихся:

·      создание атмосферы особой доброжелательности при опросе,

·      снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски,

·      предложение учащимся примерного плана ответа;

·      разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления

·      стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

 

2        При изложении нового материала:

·      более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала;

·      привлечение их в качестве помощников при подготовке урока;

·      привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;

 

3.   В ходе самостоятельной работы на уроке:

·      разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых,

·      ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее,

·      напоминание приема и способа выполнения задания,

·      указание на необходимость актуализировать то или иное правило,    

·      ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

·      инструктирование о рациональных путях выпопнения заданий, требованиях к их оформлению

·      стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих,

·      более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление,

·      выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

·      более подробное объяснение последовательности выполнения задания,

·      предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций.

Думаю, что полезно сказать о книге Н.П. Локановой «как помочь слабоуспевающему ученику», которая содержит три раздела:

Раздел I. Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике и их психологические причины.
Раздел II. Психодиагностические таблицы. 
Таблица 1. Трудности при обучении русскому языку: психологические причины, диагностика и коррекция.
Таблица 2. Трудности при обучению чтению: психологические причины, диагностика и коррекция.
Таблица 3. Трудности при обучении математике: психологические причины, диагностика и коррекция. 
Раздел III. Задания для психодиагностики причин выявленных трудностей и их устранения.

В книге рассматриваются основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике и их психологические причины, представлены психодиагностические таблицы как средство выявления психологических причин данных трудностей, приведены задания для их психологической диагностики и коррекции. Книга адресована учителям начальных классов, школьным психологам, а также родителям, желающим помочь своим детям в учении.

В заключении отмечу, что каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости. 

«Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научаться поздно, чем никогда».(Эзоп)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.