Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция детского технического творчества» г. Оренбурга
Занятие –тренинг для детей младшего школьного возраста
«Город Внимания»
Всероссийский конкурс для психологов и социальных педагогов на лучшую разработку занятия-тренинга для детей
Подготовила:
Педагог – психолог: Домкина Вера Владимировна
Коррекционно-развивающие упражнения направлены на повышение уровня внимания и устранения невнимательности у детей 1-4 классов.
Методы и формы работы: развивающие и спортивные игры, упражнения.
Ожидаемые результаты: высокий уровень внимания, овладение процессами переключения и концентрации внимания, высокий уровень мотивации к обучению.
Структура занятий: занятия проводятся группой детей (до 10 учащихся), продолжительностью 45 мин.
Оборудование и материалы: бланки «Пригласительных билетов» на каждого учащегося; листочки в клетку для графического диктанта, синие ручки, карточки с изображением предметов, магнитофон, релаксационная музыка.
Место проведения: учебный кабинет
Цель занятия:
- создание условий для развития внимания и других познавательных способностей мл.школьников;
- создание условий для обеспечения эмоционального комфорта учащихся, ситуации сотрудничества и взаимоподдержки.
Ход занятия:
1. Вводная часть ( 5 минут):
Внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. И у школьника, и у студента, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито и они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Задача психолога – помочь преодолеть возникшие проблемы.
Ведущий говорит, что сегодня ребятам предстоит необычное путешествие. Мы отправимся в гости. Куда? Это сейчас вам предстоит отгадать.
2. Вариант упражнения «Шифровальщик» (5 минут) (Каждый ученик получает «Пригласительный билет», в котором зашифровано приглашение.)
(расшифрованный текст: Жду тебя в городе Внимания)
0 |
! |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
* |
Ώ |
!! |
№ |
= |
||
Р |
о |
Б |
В |
Д |
Е |
И |
М |
Н |
Ж |
С |
Т |
У |
Я |
||
% |
1 |
||||||||||||||
г |
А |
*4 №!!52= 3 %!0!45
3867186=
Обсуждение: что такое внимание? Выслушиваются все мнения учащихся. Подводя итог ведущий говорит, что внимание – это прежде всего сосредоточенность на чем-либо, т.е важно не отвлекаться.
Сейчас проверим, насколько вы внимательны
3. Упражнение «Буква – имя» (ведущий называет букву, ребята, чье имя начинается с этой буквы, должны встать) (5 минут)
4. Задачки-сосчитайки (5 минут)
Для того чтобы отправиться в путь нам надо привести в порядок свои мысли.
В небе шесть ворон летали,
На лету себя считали:
«Раз, два, три, четыре, пять.
Где еще одну искать?»
Почему, как ни крути, Все считали до пяти?
Скажите, пожалуйста, что собирают в дорогу? Правильно, чемодан
Грач собрался за границу, снова дома не сидится.
Для турне в чужие страны уложил он чемоданы:
Три рубашки, свитер, брюки, пиджаков четыре штуки,
Пару галстуков и фрак, чтоб ходить не кое-как.
Сосчитай теперь, как много грач собрал вещей в дорогу?
(Всего вещей – 12)
Вопросы учащимся – Куда собрался грач? Перечислите что он положил? Сколько рубашек, брюк, галстуков?
Молодцы, можно отправляться в дорогу. А чтоб не сбиться с пути нам понадобятся наблюдательность, сосредоточенность и, конечно же, внимание.
5. Коллективное упражнение «Пчелка» (5 минут)
Учащиеся мысленно представляет себе игровое поле в виде 9 клеток и с пчелкой посередине. В процессе игры каждый участник мысленно перемещает насекомое на одну клетку поля (вправо, влево, вверх или вниз) и говорит вслух, куда он ее перемещает.
Контролировать движение пчелы нужно каждому из участников мысленно, это затрудняет задание. Проигрывает тот, у кого пчела выходит за пределы поля, и затем игра начинается сначала. Другими словами, каждый участник должен мысленно нарисовать перед собой 9 игровых клеток и внимательно слушать, куда перемещается насекомое.
6. Упражнение “Запретные слова”. (5 минут)
Ведущий задает вопросы участникам. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить три запретных слова: “да”, “зеленый” и “нет”.
Необходимо быть предельно внимательными.
Примерные вопросы:
Ты любишь бананы?
Какая трава летом?
Ты когда-нибудь ел торт?
Ты умеешь писать?
Какого цвета иголки на елке?
Ты утром чистил зубы?
Какие бывают листочки на деревьях весной?
Ты любишь манную кашу?
Какого цвета крокодил?
Если участник называет “запретное” слово – становится водящим.
7. Упражнение «Птица - не птица» (5 минут)Веселая игра на внимание и знание птиц.
Психолог читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:
"А муха - это кто?"
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!
8. Упражнение «Раскрась правильно»( 10 минут)
Каждому участнику раздаётся листок бумаги, на котором изображены предметы. Учащимся необходимо каждому закрасить рисунки. Оценивается то как выполнена работа и соответствует ли цветовая гамма реальному. В это время включается релаксационная музыка
9. Завершение занятия (5 минут): Ну что ж время нашего путешествия подходит к концу. Надеюсь, вы еще не раз побываете в городе Внимания. А чтобы путешествие вам запомнилось, оставьте себе на память пригласительные билеты.
Мы с вами сегодня славно поиграли. И стали умнее, внимательнее, сообразительнее. Давайте все погладим себя по голове и скажем: «Какой я сегодня был молодец! Какая я сегодня была умница!»