12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Садыкова Альбина Фирдаусовна608
Россия, Удмуртская респ., Ижевск


Как распределить органы классного самоуправления


Садыкова Альбина Фирдаусовна,

учитель английского языка,

МБОУ "Гимназия №6 им. Габдуллы Тукая",

Удмуртская Республика, г. Ижевск


Каждый учебный год в классе начинается со стандартных действий: рассадка, получение учебников, первый классный час и распределение классного актива. Кто-то его переизбирает, кто-то решает совместно с ребятами оставить всё как есть, за исключением позиции 1-2 обучающихся, особенно если речь идёт о старших классах, где интересы кажутся установленными и не претерпевающими резких изменений. В свою очередь, предлагаю данную процедуру, которая в моей практике не вызывает положительных ассоциаций как у класса, так и у меня, т.к. всё-таки предполагает распределение поручений, т.е. взятие на себя ответственности за их исполнение, уговоры, сомнения, а справится ли обучающийся, провести в форме анкеты. Её проводила в 7-ом классе. Она состоит из 21 утверждения. Цель – распределить обучающихся класса по 5 группам ответственных за

- А - учёбу;

- Б – порядок;

- Г - художественно-оформительскую деятельность;

- Д – спорт;

- Е - культмассовые мероприятия.

Здесь специально нет буквы «В», т.к. практика показывает, что ребята путают созвучные «б» и «в», поэтому, чтобы никто не ошибался, букву «В» исключили.

Внутри групп ответственных может быть ещё одно подраспределение для удобства выполнения поручений:

- лидер (формирует актив класса);

- генератор(ы) идей;

- исполнители;

- протоколист (фиксирует, кто какой вклад внёс для последующих отчётов классного руководителя).

Старосту и его заместителя класс, как правило, определяет выдвижением кандидатов (называют себя сами по желанию) и всеобщим голосованием.

Процедура выполнения анкеты следующая: классу зачитываются утверждения, на которые они ставят соответствующую букву, если они согласны с ними. Если они им не соответствуют, отмечают «-«. По завершении прошу ребят посмотреть, каких букв у них оказалось больше и занять соответствующее место в их новой группе единомышленников. Далее спрашиваю, какого их мнение относительно названия их органа классного самоуправления, выслушиваю ответы и открываю, какой сектор ответственности подразумевает каждая буква.

Преимущества распределения органов классного самоуправления посредством анкеты состоят в том, что

- это оригинальная форма, при условии применения впервые;

- как результат любой анкеты это – источник самопознания;

- показывает обучающимся, что их распределение было основано на сфере их интересов, близко их способностям;

- обучающиеся сами становятся активными участниками распределения классного актива, т.е. не классный руководитель их назначает, а тест, который они прошли, показал (для чистоты эксперимента лучше не называть, для чего анкета, просто объявить, например, для определения интересов и склонностей на начало учебного года).

Конечно, как у любого предмета, у данной анкеты есть и минусы:

- обучающиеся уже со 2-3 вопроса могут понять истинное назначение теста и начать отвечать так, как им удобно, чтобы оказаться в той секции, где им хочется;

- могут оказаться ребята с равным количеством букв, тогда выход – распределение в группу с недостающим количеством участников;

- могут оказаться обучающиеся, которые вовсе откажутся проходить анкету, это же анонимно, ни к чему не обязывает, или везде поставить «-«. В таком случае, уже после формирования групп спрашиваю, к какой неопределившемуся обучающемуся хотелось бы примкнуть. Как правило, к той, где у него – друзья. Не возражаю, пусть хотя бы с друзьями заодно делает что-то полезное для класса. Если же сам ребёнок определиться не может, распределяю сама, прошу помощи ребят или предлагаю дождаться первого в этом году поручения, выполнить его и по результатам определиться.

Итак, утверждения анкеты следующие:

Готов составлять график дежурства по классу и контролировать его выполнение. Б

Могу помочь одноклассникам разобраться в теме, которую они не поняли по предмету. А

Буду рад сообщать обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Д

Могу поискать музыку иди видео для мероприятий. Е

Люблю рисовать: готов участвовать в мероприятиях художественно-эстетической направленности. Г

Готов оказать помощь учителю в приведении класса в порядок, выполнении трудовых поручений. Б

Люблю подбирать или придумывать конкурсы для мероприятий и праздников в классе и школе. Е

Мне нравится оформлять тематические, поздравительные или иные информационные листы. Не люблю, когда в классном уголке информация не обновляется. Г

Люблю искать интеллектуальные конкурсы и игры для мероприятий. А

Отношусь положительно к физическому труду, например, субботникам. Б

Готов составлять заявки и списки класса для участия в соревнованиях. Д

Готов помочь оформить классный кабинет. Г

Могу называть, кто отсутствует. Б

Люблю участвовать в спортивных мероприятиях и выступать с предложениями по их организации. Д

Готов проверять учебники на наличие обложек и библиотечных листов с отметкой года и Ф.И. пользователя. А

Готов относить заявку в столовую. Б

Буду рад помочь в организации участия класса в проведении различных культурно-массовых мероприятий. Е

Стараюсь поддерживать ЗОЖ. Д

Люблю участвовать в мероприятиях интеллектуальной направленности. А

Люблю смотреть афиши музеев, театров и других мест культуры для организации совместного выхода с классом. Е

Могу делать фото- или видеосъёмку с мероприятий для отображения деятельности класса. Г

Примечание: анкета состоит из 21 утверждения: по 4 на каждый из 5 секторов классного самоуправления, однако второй сектор охватывает 5 вопросов, хотя можно объединить утверждения 6 и 10, если рассматривать субботник как трудовое поручение школы. В данном варианте они разделены, чтобы ребята чётко понимали, с чем они согласны.

В целом, даже если распределение проходит легко и роли в классе, более или менее, определены, это же всё так условно. В любом случае, не будет один и тот же ребёнок или группа ребят делать одно и то же целый год. Обучающиеся часто обмениваются ролями, например, художники-оформители могут поискать музыку, а кто-то из культмассового сектора нарисовать плакат, и нет ничего страшного, что физорг отнёс заявку в столовую, наоборот, это учит быть гибким, что важно в современном мире с его многозадачностью.





Список использованной литературы



1. Кормилицына Г. Г. Модель ученического самоуправления «Весёлая Галактика»// Журнал «Классный руководитель», 6,2009. – с. 40-43.

2. Модель и структура ученического самоуправления./ [Ахметова Г.А.]. - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, 2015.

3. Модель ученического самоуправления (административная) «Совет старшеклассников». - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нежинский лицей Оренбургского района» Оренбургской области, 2017.


Опубликовано


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 04.08.22 в 17:30 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, насчет анкеты идея хорошая!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.