Статья «Самоуправление как метод организации коллектива»
САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК МЕТОД
ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВА
(Из опыта работы классного руководителя Романовой Л.В.)
Только там, где есть общественная жизнь,
есть потребность и возможность самоуправления,
где ее нет, всякое самоуправление
выродится в фикцию или игру».
С.И.Гессен
Самоуправление это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей
Для достижения поставленных целей, я считаю,необходимо реализовать ряд задач:
предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
Каждый раз, когда я беру малышей в пятом классе, то начинаю с помощью ребят, конечно же, формировать органы ученического самоуправления в классе.
Дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают значимость этого процесса. В органы ученического самоуправления избираются ребята,которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему –настоятельная необходимость и, я считаю,первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у учащегося готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия. Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.
Функции совета класса (СК)
участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;
организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);
выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса,где всё – для ученика и всё, что делается, –исходит от ученика.
Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив»,«морально-психологический климат»,«морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформили, но и довели досведения учителей,работающих в классе, родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков,которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине.
Правила для учащихся класса:
Соблюдать Устав школы этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.и установленные в школе правила для учащихся.
Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
Принимать активное участие в жизни коллектива.
Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
Не опаздывать на урок.
Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.
Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.
Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.
Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:
Самоуправление в классе,– необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса,где всё – для ученика и всё, что делается, –исходит от ученика. Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и детей.Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни.Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся;что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование,организация в классе временных советов дел,поочерёдное выполнение обязанностей дежурного,коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручени . Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия учащихся, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся .Организация соревнования между звеньями , широкое развертывание общественно полезной деятельности способствует формированию саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
Воспитание достойных творческих лидеров.
Структура классного самоуправления
Органы самоуправления обучающихся реализуют демократические отношения между педагогами и обучающимися, защищают права учащихся, организуют повседневную жизнь школьного ученического коллектива.
Членам Совета обучающихся предоставлены права обращаться к любому работнику школы с вопросами и предложениями.
Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц.
Из числа членов Совета избираются его староста и заместитель.
Гласность работы Совета обучающихся, оперативность всех его решений обеспечивается через стенную печать.
Совет коллектива взаимодействует с органами ученического самоуправления, первичными коллективами обучающихся (классами), педагогами, родителями, внешкольными учреждениями.
Класс является одним из основных структурных элементов и одновременно базой для формирования обучающихся.
Самоуправление в классе формируется путём функционирования микроколлективов-учебных секторов. Именно они являются постоянным движущим рабочим коллективом, чья основная задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым учеником с учётом его склонностей и интересов.
Сектора и их функции:
–Учебный сектор
взаимопомощь в учении
участие в организации и проведении предметных олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам
ходатайствии о поощрении или наказании обучающихся перед Педсоветом или Попечительским советом.
– Трудовой сектор
активное участие в организации трудового воспитания и допрофессиональной трудовой подготовке
участие в профориентационной работе
развитие самообслуживания
бережное отношение к общественной собственности
воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обучающихся
выполнение правил внутреннего трудового распорядка
создание трудовых объединений обучающихся
благоустройство школьной территории
– Культмассовый сектор
- подготовка и проведение КТД
-поведение совместных с общественностью мероприятий
-организация концертов, культурных программ, шоу-программ дискотек
-совместно с администрацией определять порядок дежурства по ОУ.
– Спортивный сектор
проведение спортивных мероприятий на уровне ОУ
участие в спортивных мероприятиях города и района
– Информационный сектор
получение и обмен информацией с помощью компьютерных сетей;
создание средств массовой информации внутри лицея;
информирование коллектива обучающихся по различным вопросам деятельности;
доведение до сведения обучающихся решений органов самоуправления.
Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание-собрание всех учащихся класса, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Классное собрание избирает классный ученический совет, его председателя и заместителя; избирает представителей на школьную ученическую конференцию; решает вопросы жизни классного коллектива;
утверждает общественные поручения; слушает отчеты об их исполнении;
решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса; вырабатывает предложения в адрес Совета обучающихся.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является классный совет обучающихся, который собирается по мере необходимости.
Классный совет обучающихся выполняет следующие функции:
выполняет решения классного собрания обучающихся; организует дежурство по классу; организует внеклассные мероприятия; готовит и проводит классные собрания; организовывает участие класса в школьных ученических делах.
Решения классного ученического совета обязательны для выполнения учащимися после их утверждения классным собранием.
Органы самоуправления обучающихся в ОУ реализуют демократические отношения между педагогами и обучающимися, защищают права учащихся, организуют повседневную жизнь школьного ученического коллектива.
Членам Совета обучающихся предоставлены права обращаться к любому работнику школы с вопросами и предложениями.
Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц.
Из числа членов Совета избираются его председатель и заместитель.
Гласность работы Совета обучающихся, оперативность всех его решений обеспечивается через стенную печать.
Совет коллектива взаимодействует с органами ученического самоуправления, первичными коллективами обучающихся (классами), педагогами, родителями, внешкольными учреждениями.
Ожидаемые результаты:
- формирование актива класса;
- возникновение дружеских связей между учащимися, общих интересов;
- приобретение школьниками навыков организаторской деятельности;
- стабилизация межличностных отношений;
- самореализация в творческой деятельности;
- формирование модели выпускника – личности, готовой интеллектуально и физически развиваться, способной строить собственную жизнь, достойную Человека.
Эффективность деятельности органов ученического самоуправления влияет на развитие личностных и процессуальных качеств человека.
Анализ личностных качеств учащихся школы – активности,
самостоятельности и самочувствия имеет следующие результаты:
72 % учащихся знают, где может высказать свои предложения и замечания;
54 % отмечают, что и каким образом изменилось в классе, по его инициативе;
58 % имеют опыт самостоятельной организации деятельности в классе;
37 % имеют позитивный опыт разрешения школьных проблем;
68 % знают, какие кл .ресурсы он может использовать для решения проблемы, и где ( у кого) они находятся;
56 % отмечают, что и каким образом в нём изменилось в процессе деятельности;
49 % отмечают свою успешность в освоении разных социальных ролей.
Организация самоуправления в классе
Динамика самоуправлени я на разных этапах развития коллектива
Первый этап |
Второй этап |
Третий этап |
|
Коллективу присущи: |
отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе |
сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива |
наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления |
Функции самоуправления: |
исполнительская |
организаторская |
управленческая |
Содержание функций: |
получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др. |
определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов |
оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование |
Тенденция развития самоуправления: |
метод |
форма |
принцип |
Элементы системы ученического самоуправления |
задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др. |
учком, старостат, комиссии, бригады, штабы и др. |
коллективное планирование, проведение, анализ дела |
Способы привлечения учащихся к самоуправлению: |
назначение ответственных лиц |
выборность актива демократическим путем |
участие каждого в организации дел в порядке очередности |
Позиция педагога: |
учитель |
консультант |
партнер |
Характер деятельности педагога: |
сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы |
передает учащихся организаторский опыт, показывает пример участие в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы |
сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач |
Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.