Статья на тему «Ученическое самоуправление как инструмент гражданского воспитания»
Ученическое самоуправление как инструмент гражданского воспитания
Одной из важнейших задач, поставленных государством перед системой образования, является задача гражданского воспитания детей и подростков. Воспитательная работа в школе обладает большим потенциалом для формирования у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни, его гражданской идентичности, воспитания качеств личности будущего гражданина. Воспитание гражданственности школьников должно базироваться на предоставлении широких возможностей проявления социальной активности, основываться на получении реальных и практических навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.
Формирование гражданской позиции невозможно только через передачу знаний. Основным источником ее формирования является опыт социальной деятельности.
Набор методов формирования гражданской идентичности достаточно широк, но особое место среди них занимает создание в школе социальных практик. Наиболее удачной формой внутришкольной социальной активности является школьное самоуправление. Вовлечение ребят в процесс организации их жизни способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания.
В психолого-педагогической литературе "ученическое самоуправление" определяется как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых задач.[1]
В структуре самоуправления школы выделяется три уровня: органы классного самоуправления, органы общешкольного ученического самоуправления, органы школьного соуправления.
Самоуправление на уровне класса
Одна из функций детского самоуправления является подготовка к будущей жизни и деятельности в обществе, в котором человеку важно уметь не только подчиняться, но и управлять. Поэтому многие педагоги, в том числе и я, стараются подобрать формы и средства воспитания, позволяющие максимально вовлечь подростков в деятельность, способствующую развитию необходимых личностных и лидерских качеств.
Я согласна с мнением некоторых психологов, что «инкубатором» этих способностей является сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Получив классное руководство в 5 классе, первое полугодие наблюдаю, определяю формальных и неформальных лидеров, изучаю группировки ребят, связанных общими интересами. Использую метод чередования организационных поручений. Суть метода заключается в создании мобильных, часто обновляющихся по составу временных органов самоуправления с целью « пробы» организаторскому мастерству. Со второго полугодия, создаю группы по 4-5 человек, основанные на полученных данных и на правилах « четырех НЕльзя», которым я не изменяю с момента использования данной технологии. Руководители групп могут быть назначены официально, но я сторонник «выдвижения» снизу. Их задача управлять любой деятельностью группы, начиная с дежурства по классу в течение недели и кончая конкретными порученными делами. Руководители групп могут переизбираться, составы групп по мере взросления ребят меняться.
Такой уровень самоуправления имеет много плюсов, для меня минимум контроля, для ребят- психологическое спокойствие, комфортная среда, проба «ролей», ответственность за общее дело; для лидеров развитие уверенности в себе, организаторских способностей, инициативы.
Важная организационная сторона — делегирование ответственности и полномочий, т. е. передача части управленческих функций классного руководителя учащимся. Путем открытых выборов избирается староста класса. Ставка делается на скромность и ответственность, выдержанность и честность, умение признавать свои ошибки, исполнительность и неконфликтность. К обязанностям старосты относится:
контроль за успеваемостью и посещаемостью. Так, например, чтобы уйти с урока, по какой-то возникшей причине достаточно поставить в известность старосту;
учет пропусков уроков;
информирование одноклассников в случае необходимости;
оповещение группы о предстоящей дежурной неделе;
инициирование пересадки ребят;
работа ученического совета и распределение поручений по заданию совета старшеклассников.
Метод чередований организационных поручений продолжает действовать и при организации дежурства класса по школе. На этот период избирается ответственный дежурный. В его полномочия входит распределение учащихся по постам, назначение своих заместителей - ответственных по этажам, и общий контроль за качеством дежурства. Я этот процесс контролирую со стороны и вмешиваюсь, если старший дежурный обращается ко мне за помощью.
Структура классного самоуправления выглядит следующим образом:
Высший орган самоуправления класса – классное собрание. Форма правления в классе – ученический совет.
Классное собрание:
определяет основные направления классной жизни;
осуждает возникшие проблемы( внеклассная работа, успеваемость,
посещаемость, дисциплина) и намечает пути их решения;
утверждает план работы на четверть;
избирает старосту, заслушивает и оценивает работу ученического
совета, состоящего из руководителей малых групп.
Заседание классного собрания проводится 1 раза в месяц, что контролируется старостой.
Такая структура классного самоуправления позволяет:
формировать умения руководить и подчиняться;
учить быть требовательными, объективными, самостоятельными;
способствовать воспитанию чувства ответственности и коллективизма;
вырабатывать правильное отношение к критике;
создавать условия для проявления и развития способностей каждого
ученика класса;
дать возможность четко и качественно организовать работу в группе;
выстроить отношения сотрудничества классного руководителя на уровне класса, группы и индивидуально.
Для меня, ученическое самоуправление-это такая универсальная форма работы, которая достаточно легко ложится на любой классный коллектив, для учащихся – это огромный социальный опыт, формирование навыка принятия решений, касающихся не только лично каждого, но и группы и коллектива в целом.
Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив, а также необходимое условие и средство воспитания гражданственности.
Школьное самоуправление, однозначно очень полезная игра во взрослую жизнь, которая сможет пробудить в ребенке чувство ответственности и, возможно, открыть новые грани способностей и талантов.
Ученическое самоуправление на уровне школы
Деятельность органов ученического самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся: от поддержания порядка и дисциплины в школе до организации учебного процесса; от организации внеклассной и внешкольной деятельности учащихся до защиты учащихся, как участников образовательного процесса; от посредничества в разрешении внутришкольных конфликтов до волонтерского движения.
Через различные виды совместной деятельности у обучающихся вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными, понимать значение избирательных процедур, анализировать предвыборные программы кандидатов,
В эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив. Но развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит администрации школы, которые разрабатывают стратегию воспитательного процесса. Особая роль отводится заместителю директору по воспитательной работе, которая принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников, консультирует органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов. Важна и роль педагога – психолога. Он может участвовать в выявлении лидерских способностей детей, организовывать психологическую поддержку активистов самоуправления.
Изучив все возможные модели ученического самоуправления, с учетом своих особенностей и сложившихся традиций, наша школа выбрала принципы школьного самоуправления, одним из которых является принцип педагогического сопровождения и определила следующую модель :
Структура школьного самоуправления в МАОУ «Байкаловская СОШ»
У каждого органа школьного ученического самоуправления определены цели и задачи, обозначены функциональные обязанности. Тьютером каждого структурного подразделения является педагог, но во главе стоит лидер-школьник, который решает вопросы своего структурного подразделения, в соответствии с планом принятым и утвержденным Советом старшеклассников. «Совет дела» - сменная структура, создается для проведения конкретного мероприятия, может курироваться вожатой, если такая должность имеется в школе.
Работа органов самоуправления строится на основе циклического чередования, которое методист Н.П. Капустин условно называет рабочим управленческим циклом в деятельности органов самоуправления. Цикл повторяется при подготовке и проведении очередного КТД.
Участие в школьном самоуправлении способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет учащимся повысить социальную компетенцию, развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.
Список литературы:
http://didacts.ru/termin/samoupravlenie-uchenicheskoe.html
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.