Статья на тему «Работа классного руководителя с родителями как одно из направлений воспитательной работы»
Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы
Т. В. Ильясова
МБОУ «Пушкинская основная общеобразовательная школа»
« Семья и школа – это берег и море.
На берегу - ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается
необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит,
что он должен совсем оторваться от берега...»
( Л. А. Кассиль)
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребёнка, в которой закладываются основы личности. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Прежде всего, падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Семья играет основную роль в развитии ребёнка, формируя его нравственные начала и жизненные принципы. Семья может, как создать личность, так и разрушить её, в возможностях семьи - укрепление или же ослабление психического здоровья ребёнка. От образа построения семейных отношений зависит, какими вырастут дети. Именно в семье осуществляется подготовка ребёнка к жизни, она представляет собой его первый и самый глубокий источник социальных идеалов, осуществляет закладку основ гражданского поведения. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.
Как подчёркивал Антон Семенович Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Учитель остаётся одной из важнейших фигур, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие родителей, школы и социума. Моя главная задача - создание и развитие доверительных взаимоотношений между школой и семьёй. Помочь семье в воспитании и обучении ребёнка и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работе. В работе с семьями обучающихся определяю для себя несколько направлений:
1.Образовательная.
2.Психологическая.
3.Коррекционная.
4.Посредническая.
Проводя сравнительный анализ разных выпусков, наблюдаю изменение отношения родителей к школе. Увы, не в положительную сторону. Этому находятся объяснения. Сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят дома и предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось сотрудничать с учителем? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Эти вопросы ставит перед собой любой классный руководитель, и я не являюсь исключением.
Поделюсь своим опытом работы с родителями.
В моём классе молодые родители (35-47 лет средний возраст). У большинства родителей учащихся класса учатся средние по возрасту дети и поэтому опыт по воспитанию младших школьников невелик.
В работе с родителями использую в основном традиционные формы: родительские собрания, индивидуальные беседы, организация совместных досуговых мероприятий. Данные формы помогают сплотить родительский коллектив, наладить хорошие отношения с родителями, дать нужный совет в воспитании детей.
Каждый человек индивидуален и имеет разную позицию и взгляды на воспитание своего ребёнка. Путём наблюдения в своём классе выделяю две группы родителей:
Первая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать (большинство родителей).
Вторая группа: родители манипуляторы, требующие внимания к своему ребёнку, воспринимая в штыки любую негативную информацию о своём чаде. Исходя из вышеизложенного, становится понятным, что работа с родителями должна быть больше индивидуальной, а не сводиться к общему. К каждому родителю нужно найти подход, поэтому придерживаюсь следующих правил.
Правила общения с родителями:
Оформляй, придумывай интересные приглашения на классные собрания и мероприятия. Сообщение на очередное родительское собрание: Уважаемые родители, надеюсь, вы не равнодушны к жизни собственного ребёнка.
Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за несколько дней до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца (ближе к собранию начинается: я не могу, занята, уезжаю….).
Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе (на собраниях говорю об итогах в учёбе и воспитательной работе, агитирую к активному участию в конкурсах).
Чаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты (в конце учебного года активных родителей благодарю устно или в виде благодарственных писем, но в основном за их работу, а не воспитание ребёнка).
При незапланированной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка (не звоню часто родителям по поводу поведения или учёбы ребёнка, считаю, что частые звонки теряют свою действенность).
Чтобы привлечь родителей к участию в жизни класса, стараюсь проводить родительские собрания, придерживаясь следующих рекомендаций:
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (на собрании называю ФИ детей, которых стоит похвалить за успехи в школе, всё негативное о ребёнке – в индивидуальном порядке);
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей (кроме основной темы по плану школы стараюсь обсудить с родителями наиболее значимые вопросы, актуальные для классного коллектива);
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, обмен опытом родителей в воспитании детей (на собраниях даю возможность родителям обменяться опытом по воспитанию детей, по решению и выходу из той или иной ситуации); (часто предварительно сама провожу своеобразное анкетирование по актуальной теме – результаты обсуждаем с родителями);
Собрание не должно заниматься обсуждение и осуждением личностей учащихся (на собрание приглашаю учителей предметников, которые рассказывают в целом об успехах и трудностях в классе; родители имеют возможность и индивидуально поговорить с учителем).
Однако практика показывает, что наиболее действенная форма работы с родителями – индивидуальные беседы. Родители обращаются ко мне по вопросам учёбы и поведения своего ребёнка, консультируются у учителей предметников о возникающих трудностях в успеваемости своих детей.
Дистанционное обучение стало неожиданностью не только для учителей, но и для родителей. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией классным руководителям приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с детьми и их родителями. Помимо информирования особое значение при организации эффективной воспитательной работы для классного руководителя приобретает обратная связь с родителями. Многие классы в социальных сетях имеют свои группы общения, где публикуется как открытая, так и закрытая информация. Замечательным примером организации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса является сайт школы. Электронный журнал класса, расположенный в одном из разделов сайта, позволяет детям, родителям и педагогам получать информацию об успеваемости учащихся, участию детей в мероприятиях школьной жизни.
С целью создания наиболее комфортных условий для работы с родителями использую дистанционную форму работы. В мессенджере WhatsApp создала совместно с родителями группу «Наш класс». В эту группу входят все родители моего класса. Очень удобно делать объявления, выносить на обсуждение безотлагательные вопросы. Положения конкурсов, акций, информацию по инструктажам безопасности. Индивидуальное общение также проходит очень активно. Родителям нравится, они в курсе всего, мне удобно.
В конце года провожу совместное родительское собрание в виде общественного форума достижений. Родители знакомятся с индивидуальными успехами детей и класса в целом. Каждый ученик обязательно в течение года где-нибудь принял участие. Как приятно родителям, что любой успех их ребёнка замечен. Сложившаяся система отношений позволяет добиться главного - сплотить детский коллектив и сдружить коллектив родителей. Об этом свидетельствуют сложившиеся традиции, совместные дела, хорошие взаимоотношения. Всё самое запоминающееся, яркое стараемся запечатлеть на фотографиях классного коллектива. Любовь и уважение родителей стараюсь завоевывать, прежде всего, своей добросовестной работой, чутким отношением к обучающимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.
Результат работы: 100% личностный контакт с каждым родителем;
посещение родительских собраний - от 60 до 85%;
инициативный работоспособный родительский комитет;
устоявшиеся традиции в классе.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что учителю - классному руководителю необходимо вести работу с родителями, общаться с ними, ведь только вместе с родителями, которые сталкиваются с детьми в домашней обстановке, можно воспитать человека. А фундамент зарождения личности закладывается именно в начальной школе, поэтому так важно, чтобы родители и учитель были «заодно» и действовали только сообща, совместными усилиями.
Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьёй должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Ведь очень важно, чтобы семьи с большим вниманием и благодарностью воспринимали заботу классного руководителя школы об их ребёнке, и охотно повышали свою педагогическую культуру.