12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Учителя физики»

 

Как сформулировать вопрос к задаче?

Учитель физики Власова Н.Н.

Экзамен ЕГЭ давно стал традиционным, но школьные задачники отстают от требований к КИМ. Как учитель-практик, остановлюсь на следующих проблемах:

1) к школьным учебникам физики согласно Федеральному перечню прилагаются сборники задач, но даже самые современные содержат задачи классических формулировок вопросов (вычислите, определите, рассчитайте…), тогда как задания КИМ содержат формулировки и другие: «установи соответствие», «выбери два верных ответа из пяти предложенных» "запиши ответ, округлив до...";

2) в бланк заданий первой части ЕГЭ вписывают ответ к заданию, что накладывает определенные ограничения на подбор задач. Это напрямую связано с числовым значением ответа: в задачах по механике ответ может быть выражен целым числом, а по молекулярной физике и термодинамике он часто выглядит как стандартная форма числа, а показатель степени высок и «свернуть», используя приставки кило, Мега и другие, сложно;

3) ответом к задаче может быть формула, в том числе и химическая.

Отсутствие в задачниках нужных формулировок приводит к тому, что учитель начинает творчески перерабатывать имеющийся у него материал.

Например, по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» для семинара по решению задач формулировки изменила так (в разделе таблицы «дополнение» привожу рекомендации и ответы).

 

Задача

Изменение формулировки вопроса

Дополнение

1

Масса молекулы 3,32·10-25 кг. Определите молярную массу.

Определите молекулы какого вещества имеют такую массу. В ответе запишите слово.

Умножив массу одной молекулы на число Авогадро и поделив на переводной коэффициент, получим 199,9. Округление до целого дает число 200. В ответе пишем «ртуть».

2

Известно, что в 13 кг вещества 3·1026 частиц и в его состав входят углерод и водород. Какова формула вещества?

В ответе запишите индексы, перечислив их через запятую.

Используя формулу связи массы и относительной массы, получаем число 26, из которого следует, что 26=12+12+1+1, т.е. два атома углерода и два атома водорода составляют молекулу. В бланке пишем 2,2.

3

Известно, что 20 моль углерода и 50 моль водорода провзаимодействовали и получилось 10 моль вещества. Какова его формула?

В ответе запишите индексы, перечислив их через запятую.

В основе задачи лежит закон сохранения массы, но не количества вещества, т.к. исходные вещества химически взаимодействуют.

Используя формулу связи массы и относительной массы, получаем число 58, из которого следует, что 58=12·4+1·10, т.е. четыре атома углерода и десять атомов водорода составляют молекулу. В бланке пишем 4,10.

4

Смесь составили из одинаковых масс гелия и азота. Какова молярная масса смеси?

Ответ дайте в г/моль, округлив до целого числа. Запишите число без наименования.

В основе задачи лежат законы сохранения массы и количества вещества, т.к. исходные вещества химически не взаимодействуют.

В бланке пишем число 7.

5

Смесь составили из гелия и азота в пропорции 1:2. Какова молярная масса смеси?

Ответ дайте в г/моль, округлив до целого числа. Запишите число без наименования.

В основе задачи лежат законы сохранения массы и количества вещества, т.к. исходные вещества химически не взаимодействуют. Ответом является число 9,33.

В бланке пишем число 9.

6

Смесь двух идеальных газов состоит на 30% по массе из газа с относительной массой 1, а относительная масса второго газа 32. Какова молярная масса смеси?

Ответ дайте в г/моль, округлив до целого числа. Запишите число без наименования.

В основе задачи лежат законы сохранения массы и количества вещества, т.к. исходные вещества химически не взаимодействуют. Ответом является число 19,3.

В бланке пишем число 19.

7

Смесь двух идеальных газов состоит на 30% по числу молекул из газа с относительной массой 1, а относительная масса второго газа 32. Какова молярная масса смеси?

Ответ дайте в г/моль, округлив до целого числа. Запишите число без наименования.

В основе задачи лежат законы сохранения массы и количества вещества, т.к. исходные вещества химически не взаимодействуют. Ответом является число 25,4.

В бланке пишем число 25.

8

Некоторая масса водорода занимает объём 10 л при давлении 100 МПа и температуре 20 0С. Некоторую массу водорода израсходовали, а остальную сожгли, получив 0,5 л воды. Какую массу водорода израсходовали?

Ответ дайте в граммах,

округлив до целого числа. Запишите число без наименования.

В основе задачи лежит закон сохранения количества частиц: если первоначально было N молекул водорода, N1 израсходовали, а N2 сожгли и получили воду, то количество молекул воды равно N2, потому что каждая молекула водорода присоединялась к атому кислорода.

В бланке пишем 26.

Литература.

1.Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2014.

2.Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10-11 кл.–М.: Дрофа, 2014.

3.Материалы ЕГЭ 2010-2017 гг.

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.