Сценарий классного часа в старших классах на тему «Как слово наше отзовется… »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Сценарий классного часа
«Как слово наше отзовется…»
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с.Стригай
Базарно – Карабулакского муниципального района
Саратовской области»
Безрукова Нина Александровна
Сценарий
классного часа о культуре речевого общения
«Как слово наше отзовется»
Цель:
привлечь внимание к проблеме культуры речевого общения.
Задачи: 1. Побудить старшеклассников к осознанию причин и последствий употребления нецензурных выражений.
2. Способствовать формированию критического отношения к сквернословию.
формировать у учащихся чувство любви к русскому языку - национальному достоянию Российского государства;
формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам;
побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.
Оборудование: компьютерная презентация; пословицы о языке.
Ход:
«Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовется»
Тютчев
Классный руководитель. Друзья! Сегодня мы поговорим о культуре речевого этикета. Как вы считаете, актуальна эта тема для вас? (высказывания учащихся). И начать я хочу с притчи.
Ученик.
Однажды на пир к богатому и знаменитому купцу пришли гости, кто-то из них сказал хозяину:
Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное на свете.
Хозяин велел позвать Эзопа.
Ты слышишь, Эзоп. Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.
Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык.
Эзоп, ты же принес язык?
А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».
Через некоторое время кто-то подсказывает хозяину:
Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
Удивлению гостей нет предела.
Эзоп, ты же опять принес язык?
А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».
Классный руководитель. Я хочу привести вам некоторые высказывания о языке. (Выведены на экране)
Язык у человека мал,
А сколько жизней он сломал,
Свой проявляя низкий норов, -
Виновник сплетен, склок, раздоров!
Себастьян Брант
Язык - самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова.
Педро Кардерон де ла Барка
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи.
Н. В. Гоголь
Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены.
Жан Жак Руссо
Именно языку надлежит одновременно и устанавливать пределы, и преступать их.
Жиль Делез
Острый язык - это единственное режущее оружие, которое становится острее от постоянного употребления.
В. Ирвинг
Существование людей крепко связано языком.
Жорж Батай
Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять.
Сергей Довлатов
Язык не всегда в силах выразить то, что видит глаз.
Фенимор Купер
Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается.
Джонатан Свифт
Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.
А. П. Чехов
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А. И. Куприн
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
А.С. Пушкин
Классный руководитель
Русский язык богат и велик. Мало этого, он обладает огромной силой. И созидательной, и разрушительной. В том числе потому, что вмещает в себя как божественные звуки пушкинских стихов, так и зловонную грязь уличного мата.
В юности роль языковой культуры понятна далеко не всем, и поэтому далеко не все могут вовремя остановиться в деле засорения собственного языка «модной» нецензурной лексикой. Результат — следуя ложным идеалам «крутизны» и свободолюбия, молодые люди нередко портят себе жизнь, поскольку создают дополнительные трудности, а то и вовсе блокируют пути для собственного роста и развития, как в личностном, так и в социальном отношении.
ТАКОЙ РАЗНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Мы живем в контрастном мире. В нем есть явления прекрасные, есть нейтральные повседневные, есть ужасные, отвратительные и жестокие. Со всеми людям приходится иметь дело, а значит, сообщать о них друг другу с помощью слов и словесных конструкций. Естественно, не обходится без насыщения речи дополнительной эмоциональной энергетикой. В результате слова, описывающие приятные явления, нередко начинают придавать им еще более приятную эмоциональную окраску, и наоборот.
. Сначала послушайте стихи (читает ученик).
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле — печаль
И долговечней - царственное слово.
А. Ахматова
Классный руководитель:
Царственное слово — самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий дар? (дети высказываются)
Обожествление слова — это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции из Библии. Вы знаете, что рассказ о Сотворении мира в Евангелие от Иоанна начинается с этой загадочной фразы:
«Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда,
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в тишине.
Россия — страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня — вот сколько слов, в которых содержится осуждение пустых разговоров. Много на эту тему и пословиц: «Слово — серебро, а молчание — золото», «Словом оправдаешься, словом и осудишься», «Не торопись языком, торопись делом», «Слово не воробей: вылетит, не поймаешь», «От доброго слова язык не усохнет», «Кроткое слово гнев побеждает», «Ласковое слово, что вешний день». Все русские святые благоговейно относились к Слову, некоторые подвижники годами не произносили ни одного слова. Была даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день — спасешься». Как вы думаете, почему считалось, что многословие ведет к греху?
Примерные ответы детей:
— В словах люди красуются друг перед другом — это грех.
— Многословие рождает споры, раздоры.
— Празднословие и пустословие, как правило, это осуждение и обсуждение, сплетни.
— Пустые разговоры ведутся вокруг примитивных низких тем, человеку некогда задуматься о боге, о смысле жизни.
Классный руководитель
Мы, жители современной России, наследники этой традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством? Послушайте еще одно стихотворение (читает ученик)
А. Ахматовой.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Классный руководитель:
Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за березку под окном, за родную русскую речь. Для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах — и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не отдавать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло много лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?
Примерные ответы детей:
— Много слов иностранных, английских.
— Много исковерканных слов.
— Слова пересыпаны матом, ругательствами.
— Молодежь употребляет всего 30—40 слов, ничего не читает.
— Очень много сквернословия.
Классный руководитель
Да, судя потому, как говорят наши ученики, мы не выполнили этого завета.
Слова
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Вадим Шефнер
Классный руководитель:
На доске я записала несколько слов. Какие из этих слов могут быть иллюстрацией к строкам стихотворения? Какими словами можно убить, какими — спасти, какими — вдохновить? (Ответы детей)
Игра «Эстафета добрых слов»
Классный руководитель. Большой знаток слова, автор знаменитого словаря Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека — это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека — это тоже очень хорошее и доброе слово (дети выполняют задание)
Классный руководитель. Мне кажется, у нас стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
Информационный блок «Заразные слова»
Классный руководитель. Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова... Вернемся к началу нашей беседы. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого «копрос» — грязь и «лалиа» — речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани без всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши ребята (имена, фамилии) подготовили небольшой информационный блок о сквернословии, приглашаю их к доске.
Ученик. Русский язык - самый богатый язык в мире по словарному запасу, в последние десятилетия стремительно скудеет, засоряется иноязычием, жаргоном, сквернословием, чему способствуют - что уж совсем недопустимо! - средства массовой информации! И это сознают лучшие люди России, в широких слоях народа уже поднялась волна протеста против надругательства над русским языком. Вот только бы теперь побольше конкретных дел. И тут скажем спасибо городу Белгороду, где в дни российской литературы в Центральном федеральном округе 16 мая 2007 года был установлен первый в мире памятник, посвященный русскому слову, «РУССКОЕ СЛОВО» - этот четырехметровый монумент выполнен в виде бронзовой Библии, на раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран текст Священного Писания. Памятник призван подчеркнуть святость русского языка и вековую связь нашего народа с православием.
Ученик. Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено. Современные ученые, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие — матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты ученые проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Ученые утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведет к гормональным нарушениям, расстройствам психики. Они сравнивают мат с мечом без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово — это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова — от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.
Мат.
Его смысл можно уловить тремя анекдотами.
Первый анекдот. На завод привели иностранную делегацию. Внезапно глава делегации просит переводчика объяснить, о чем спорят стоящие в сторонке бригадир и рабочий. Переводчик выдавливает из себя объяснение: «Понимаете, общий смысл примерно такой: бригадир говорит рабочему, что если тот не сделает срочно деталь, то бригадир вступит в сексуальные отношения с рабочим, его матерью и его родственниками до седьмого колена. Рабочий отказывается делать деталь на том основании, что уже имел сексуальные отношения и с деталью, и со станком, и с бригадиром, и с его матерью, и со всей администрацией завода».
Второй анекдот. Многие американские шпионы, заброшенные в СССР, провалились только из-за того, что так и не смогли понять, как же правильно употреблять известное русское слово из трех букв: как стандартную связку между словами, знак препинания, обращение, междометие или как-то еще.
Третий анекдот. Директор завода просит секретаршу вызвать рабочего, который побывал в загранкомандировке. Директор: «Ну чего, Михалыч, давай рассказывай: как съездил, чего видел». Рабочий: «Да чего тут рассказывать: прилетели мы, значит. Спускаюсь я по трапу. Посмотрел налево... (матерное слово, сказанное восхищенным тоном). Посмотрел направо... (двухэтажный мат). Посмотрел прямо... (трехэтажный мат)». Секретарша: «Господи! Красота-то какая!» Директор: «Ну и память же у тебя, Михалыч».
Таким образом, мат в современном его виде не что иное, как система особо «грязных» и «убойных» слов и выражений. Его функции:
предельно сильное и жесткое выражение эмоций;
предельно сильное и быстрое подавление окружающих и подчинение их себе, создание ложного авторитета;
замена сложных словесных конструкций и описаний простыми «емкими» выражениями;
- заполнение пауз, возникающих в речи человека, плохо владеющего нормальным литературным языком, то есть они выступают в роли обычных слов-паразитов.
Ведущий 3. Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.
4. Дискуссия «Нужен ли нам мат?»
Классный руководитель
Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.
1.Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (Низкий культурный уровень, желание подрожать кумирам, желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороной» и т. п.)
2.Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни? Сквернословие — это вредная привычка. Какие еще вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Наркомания, курение, токсикомания, телемания, игромания, компьютеромания и т. п. Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти.)
3.Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?
4.Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?
5.Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?
Творческое задание
Классный руководитель. На Руси во все времена всегда верили в особую, вещую силу слова. Не зря ведь наши предки говорили в древности, что язык мой – враг мой; уста глупого губят его же; словом можно вылечить, а можно убить; язык… неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда; и язык – огонь, прикраса неправды; нам не дано предугадать, как слово наше отзовется и другое.
Среди множества слов остановимся только на словах: МАМА и МАТЬ! Нужно сразу сказать, что эти слова в Православии святы перед самим собой, людьми и Богом, и помнить, что каждая женщина – МАТЬ:
это венец творений Божьих, продолжательница твоего рода;
это первое слово, которое произносится каждым из нас:
“МА-МА”;
это она напутствует человека на ответственные события в жизни;
это ее вспоминаем мы в минуты опасности и на смертном одре;
это святыня рода человеческого, которую требуется любить, почитать;
это ее частица святая - каждый из нас!
Вот почему в Ветхом Завете говорилось: «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них».
Прислушайтесь к скверному, просто поражающему жестокой неблагодарностью к слову МАТЬ, лексикону и скажите правду:
Один из страшных грехов на свете -
Сквернословие на слове МАТЬ!
Сказал ты плохо - знайте, дети:
Вас будут хуже называть.
- Я предлагаю вам сочинить лозунги против сквернословия.
В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске (дети выполняют задание, читают свои лозунги)
Примерные варианты лозунгов:
- Кто использует мат, тот умишком небогат.
- Мат — это помоев ушат.
- Мат — прямая дорога в ад.
- Мат уродует ребят.
- Хочешь успеха в жизни добиться — книжки читай, прекращай материться!
- Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться.
- Мат — это ядов концентрат!
- В классе мы найдем управу на словесную отраву!
- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!
- Вот нашего класса условие:
Долой оскорбление! Долой сквернословие!
- Наш класс решил и ставит условие:
Жить без обмана и сквернословия!
- Скажут все взрослые и дети
Сквернословию «Нет!» на планете.
- В нашем мире должна быть гармония:
Жить без войны и сквернословия!
- Наша речь должна быть чистой,
И признаться я вам рад,
Что мой класс не одобряет
Сквернословие и мат!
- Скажут нашей школы дети
Всем живущим на планете,
Что без мата жить легко,
А сквернословить - это зло!
- Кто использует в речи мат,
Тот умишком глуповат!
- Если хочешь успеха в жизни добиться -
Книжки читай, прекращай материться!
- Сколько будешь материться,
Столько будешь и лечиться!
- Жизнь без матов – это сила!
Ну, а с ним – невыносимо!
- Кто ругается, грубит, с тем никто не говорит!
Рефлексия
Классный руководитель. Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди — это здоровый народ, процветающая страна.
Как хочется верить в то, что все вместе мы сумеем воплотить в жизнь мудрость татарского поэта 16 века Махмуда Хаджи-Оглы:
«ЯЗЫК ЛЮДСКОЙ!
БУДЬ В СИЛЕ И В КРАСЕ,
БУДЬ ПРАВ И ПРЯМ –
ИСПРАВИМСЯ МЫ ВСЕ!»
Классный руководитель: наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что вы сегодня для себя узнали много нового, интересного и поучительного.
До свидания!
Соколова Елена Борисовна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Суслопарова Людмила Юрьевна