12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жиркевич Татьяна Борисовна502
Люблю свою профессию.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
8

Конспект классного часа «Наша страна Россия»



Классный час на тему: Наша страна – Россия. 3 класс

Цели и задачи:

1.Формировать уважительное отношение к культуре родной страны -России.

Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств к любви и преданности своей Родины.

2. Расширять кругозор обучающихся об окружающем мире, обогащать словарный запас детей.

3. Расширить представление о символах Российского государства: флаге, гербе, гимне.

4. Учить детей культурному поведению во время внеклассного мероприятия, работать в группах.

5.Развивать творческое воображение детей на занятии.

Материалы и оборудование:

1.Презентация Power Point

2.Глобус, карта России

Ход занятия.


 

1.Организация начала занятия.

2.Актуализация знаний.

Представьте, что мы с вами сегодня сели в самолёт, который полетел над нашей огромной страной с запада на восток.

- Что же мы смогли бы увидеть за эти почти десять часов полёта?

Слайды 2 – 6.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(В. Степанов)


 

Слайд 11.

- А если мы поднялись бы на космическом корабле, смогли бы вы узнать очертания нашей страны?

3. Работа по теме классного часа.

Слайд 12.

1) Российская Федерация.

- Вспомните официальное название нашей страны ( Российская Федерация).

- Что значит слово «Федерация»?

Это добровольное объединение равноправных территорий и народов. Двадцать одна республика входит в состав России. Вот их названия в алфавитном порядке:

Адыгея Алтай Башкирия (Башкортостан) Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесия Карелия Коми Марий Эл Мордовия Северная Осетия — Алания Татарстан Тува (Тыва) Удмуртия Хакасия Чечня Чувашия Саха (Якутия)

Слайд 13.

2) Россия – многонациональная страна.

Россия — многонациональное государство. В ней проживают представители более 100 разных народов.

- Что значит народ, нация?

Народом или нацией называют общность людей, сложившуюся в течение длительного времени на определённой территории, обладающую своим особенным языком, культурой, хозяйством. Принадлежность человека к определённому народу называется национальностью.

- Какие народы проживают на территории России?

Слайд 14.

Самый многочисленный народ — русские. Из почти ста пяти­десяти миллионов жителей России на их долю приходится почти 3/4. В прошлом они оседло жили на лесных равнинах и занимались в основном сельским хозяйством: выращивали хлеб, огородные растения, разводили домашних животных.

Слайд 15.

Вместе со славянскими народами на берегах Волги и её притоков живут и другие народы, исконная родина которых — степь. Это татары, башкиры. В прошлом они пасли домашний скот на необъятных степных просторах.

Слайд 16.

В центре России, на её севере и северо-востоке живут другие народы. Это марийцы, мордва, удмурты, карелы, коми, ханты и манси. В прошлом они жили в лесах, занимались земледелием, охотой и рыболовством, сбором ягод и грибов.

Слайд 17.

Множество народов живёт на Северном Кавказе. Это кабардинцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы. Все они славятся своим гостеприимством.

Слайд 18.

В Сибири и на Дальнем Востоке России живут якуты, буряты, алтайцы и многие другие народы. Основной хозяйственной деятельностью края были и остаются охота, рыболовство, оленеводство и добыча пушнины.

Совместная жизнь таких разных народов, как и в семье, невозможна без взаимного уважения, умения ладить друг с другом.

Каждый народ чтит свои традиции, обычаи, имеет свои верования, которыми он дорожит. Самое главное в совместной жизни — научиться с уважением относиться к традициям каждого народа.

Слайд 19.

- Знаете ли вы, какой язык является государственным в нашей стране?

Россия — многонациональная и многоязычная страна, но так исторически сложилось, что общим и государственным языком для всех её жителей стал русский.

Послушайте, что сказал о русском языке Михаил Ломоносов – всемирно известный учёный, академик, ректор университета: Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных.

5. Символы России.

- Каждая страна имеет свои символы. Какие символы вы знаете. (Флаг, герб, гимн)

Слайд 20.

- Определите флаг России.

Белый, синий и красный — это цвета флага России.

Слайд 21.

Подбор цветов не случаен. В нём отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Наши далёкие предки очень любили свою землю и ласково называли её красной — красивой. Синий — это, конечно, цвет неба. Если небо ясное, значит, в природе всё спокойно. Белый цвет — особый, божественный.

Уже давно в России белый цвет означает благородство, чистоту, синий — честность, красный — смелость и великодушие.

Слайд 22.

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнышка рассвет.

Цвета российского флага рассказывают о нашей долгой и славной истории, о прошлом нашей Родины.

Слайд 23.

- Вспомните, на каком континенте расположена Россия.

На континенте Евразия, Россия расположена сразу в двух частях света: большая часть её площади находится в Азии, меньшая — в Европе.

- На каком символе России отразилась эта особенность? (На гербе России).

Слайд 24.

Верно, наш герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите? Орёл — царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство.

Герб России – двуглавый орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад, в 1497 году.

Впервые его ввел великий князь московский Иван III Васильевич.

Слайд 25.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

 

Двуглавый орел, охраняя государство смотрит и на запад, и на восток.

Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава» - символ могущества страны.

Слайд 26.

Обрати внимание, что в самом центре герба, на груди орла, помещён ещё один герб с изображением всадника, который острым копьём поражает чёрного змея — дракона.

- Что означает этот герб в гербе?

Маленький герб со всадником-змееборцем — герб Москвы.

Слайд 27.

Москва является… (столицей России).

Москва — сердце России. Она сыграла очень большую роль в истории, и потому по праву эмблема великого города (святой Георгий Победоносец, разящий змея) присутствует на государственном гербе страны.

Слайд 28.

- Где вы могли видеть герб России?

На монетах, печатях, вывесках государственных учреждений, на фасаде школы, на официальных документах, знаках военной формы. И в дальнейшем в повседневной жизни герб постоянно будет твоим спутником.

Слайд 29.

Когда вам исполнится четырнадцать лет, и вы как граждане России получите паспорт, там, на обложке и внутри, есть оттиск — золотой орёл на красном фоне.

6. Гимн России.

- Вспомните, что такое гимн?

Слайд 30.

Гимн – это песня, посвященная Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

Гимн исполняют в особых, наиболее важных торжественных случаях.

Современный Государственный гимн России был утвержден Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000 года. Российский народ услышал его впервые в ночь на 1 января нового 2001 года.

Слайд 31.

- Сейчас мы прослушаем гимн России. Вспомните, как надо слушать гимн?

Отдавая дань уважения, люди встают, а военные выполняют воинское приветствие.

Слайд 32.

Сейчас мы встанем и исполним первый куплет и припев гимна России.

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Слайд 33.

Слова Гимна Российской Федерации написал советский писатель Сергей Владимирович Михалков. Он же был автором Государственного гимна СССР.

- По каким произведениям вы знаете Сергея Михалкова?

Слайд 34.

Мелодию Государственного гимна написал известный композитор и хоровой дирижер Александр Васильевич Александров. Впервые она прозвучала еще в годы Великой Отечественной войны, когда Красная Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину.

Слайд 35.

Помимо государственных символов у России есть ещё и народные символы. Послушайте песню и определите, о каком символе России в неё рассказывается.

Звучит песня «Отчего так в России берёзы шумят».

- Как вы думаете, почему именно это деревце стало символом России?

Слайд 36.

Испокон веку такие неофициальные символы России, как березы, считались покровительницами и родоначальницами всего живого. Это во многом отразилось и на повседневной жизни народа. Грамоту часто писали именно на бересте, дом освещался не чем иным, как березовой лучиной.

Слайд 37.

Сок этого дерева был не только очень вкусным, но и лечебным. Содержащееся в нем количество витаминов существенно укрепляло иммунитет и здоровье. Ну и как же без русской бани? Без нее-то и Россию нельзя представить. А туда ходили именно с березовыми вениками, которые считались лучшими для всех оздоровительных целей.

Слайд 38.

Весной, когда все оживало, распускалась и береза. Древнерусское название одного из весенних месяцев — березозол - тоже неразрывно связано с цветением этого символического растения.

Слайд 39.

Холодными студеными зимами, когда за окнами завывала вьюга, русские люди растапливали печь берёзовыми поленьями. Даже на сегодняшний день они признаны и считаются лучшими, если речь идет о растопке печи. Берёза помогала и помогает людям и по сей день.

Слайд 40.

Никогда в России это изящное дерево не потеряет своей ценности в глазах русского народа. Березы будут все так же любимы. Их будут воспевать в песнях и стихах, а великие художники в очередной раз возьмутся за кисть, чтобы передать ценителям всю их красот.

4. Рефлексия.

Слайд 41.

- Как называется краткое изречение, в котором отражается народная мудрость. (Пословица)

- Соедините две части и прочитайте русские пословицы о родной стране.

Одна у человека родная мать, … одна у него и Родина. Где кто родится, … там и пригодится. Матушка Волга … и широка и долга. Народы нашей страны … дружбой сильны. Нет в мире краше … Родины нашей.

Слайд 42.

В завершении нашего классного часа послушайте слова великого русского поэта Фёдора Тютчева.

«Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить».


Презентация классного часа Наша страна Россия
PPTX / 27.02 Мб
Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (2)

Жиркевич Татьяна Борисовна, 18.09.17 в 06:56 0Ответить Пожаловаться
Конспект классного часа "Наша страна Россия" и презентация для участия во
Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку «Классный час с мультимедийным сопровождением»
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.