12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гулевич Галина Ивановна170
В школе работаю 40 лет. Много лет являюсь руководителем м.о. классных руководителей начальных классов.
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
Материал размещён в группе «Родительское собрание»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37

Имени Новикова Гаврила Гавриловича»

Г.Кемерово

Как воспитать у ребенка любовь к труду

(рекомендации для родителей)

Составила:

учитель начальных классов:

Гулевич Галина Ивановна

Как любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей. Старайтесь хоть некоторые «взрослые» дела делать вместе с ребенком, поручая ему какие-то несложные операции.

Центральным моментом, определяющим появление трудолюбия, является успех. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Желание повторить успех рождает потребность в труде. С этого момента он работает не потому, что его вынуждают это делать, а потому, что труд стал для него потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений. Поэтому возьмите за правило поощрять ребенка за хорошо сделанное дело, одобрять его порывы что-то сделать самому, пусть неумело, неказисто, но самостоятельно.

Хлопотное дело – воспитать привычку к труду, и здесь не стоит ждать быстрых результатов. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением трудностей, с усилием, усталостью и напряжением.

Начинать надо очень рано – с самообслуживания. Сколько нужно терпения! И мамы, и папы всегда торопятся. Например, сборы в школу, одевание. Сколько времени ребенок будет копаться, если ему не помочь! Но нужно набраться этого самого терпения и дождаться, когда ребенок сам оденется, делая спокойные замечания: «Ну вот, сегодня уже лучше, только шарф нужно заправлять аккуратнее». И так изо дня в день, пока ребенок не доведет навык до автоматизма.

С возрастом сфера самообслуживания растет. Мы должны приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или нет. Приучать к мысли, что любой труд благороден.

В семье Наташу приучали к тому, что ее главный труд – учеба (и она выполняла его очень хорошо). Все остальное лежало на плечах мамы – стирка, уборка, приготовление обеда. Это она хорошо усвоила, ей и в голову не приходило сказать маме: «Отдохни, я сама вымою посуду».

И вот у десятилетней Наташи мама приболела. «Где мой тренировочный костюм?» - спросила она, придя из школы. «Я его замочила, чтобы постирать», - ответила мать. «Ну вот, а у нас завтра физкультура», - возмутилась девочка. «Постирай, доченька, сама: это легко». Дочь выпалила: «Оттого что ты заболела, я завтра двойку по физкультуре получу!» Вот так – жестоко и откровенно. А ведь виновата мама: у детей непременно должны быть постоянные обязанности.

Конечно, мама гораздо быстрее и лучше вымоет пол, вытрет пыль, вымоет посуду. Но при этом у ребенка не вырабатываются бесценные для жизни навыки, которые эту самую жизнь очень облегчат впоследствии. Доказано, что навыки составляют более 90% всех действий, которые человек совершает, они освобождают наш ум от необходимости обдумывать каждую деталь движений.

Воспитание трудолюбия не должно быть шаблонным, стереотипным для всех детей, оно должно учитывать особенности каждого. Например, ребенок неохотно берется за дело, но эта самостоятельно завершенная работа обычно доставляет ему большое удовольствие. Надо фиксировать его внимание на приятных ощущениях от самостоятельно сделанной вещи, надо радоваться вместе с ним, не критиковать, если даже работа не так хорошо выполнена, как ему кажется. Некоторые дети, не успев взяться за порученное дело, стараются избавиться от него. Их не привлекает ни сам процесс, ни полученный результат. Но невыполненное задание тяготит их. Иногда это ребята с развитым чувством долга, иногда они просто боятся порицания или наказания и потому охотно приступают к делу, чтобы пораньше освободиться от него.

Есть дети, которые с азартом принимаются за все новое, увлекаются, но быстро остывают и ничего не доводят до конца. Ясно, что к ним нужен особый подход. Важен и правильный выбор заданий, чтобы они не были отпугивающе трудными, и оценка результатов, которая бы послужила поощрением. За одну и ту же работу одного можно похвалить, а другого не следует.

Из разных способов воспитания трудолюбия бесплоднее всех – словесные увещевания. Не словесные увещевания, а организация жизни ребенка должна быть главным методом воспитания трудолюбия.

Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Приучать ребенка к слову «нельзя» - значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.

Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично.

Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего это умение выполнять требования взрослого, простейшие его поручения. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности (уважая его требовательно «Я сам»), значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязательность выполнения поручений взрослого. Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

Советы родителям

Как можно раньше приобщать детей к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению.

Использовать игру-труд как средство развития активности детей, стимулирования их свободной инициативной деятельности.

Учитывать возможности и желания детей.

Обучать ребенка выполнению трудового задания (определить, что должно быть сделано; ознакомить с заданием; обозначить, каким должен быть результат; объяснить, почему ребенку необходимо этому научиться; совместно с ним обсудить, какими будут последствия в случае невыполнения задания).

Практиковать в семье совместный труд детей и взрослых.

При организации труда детей учитывать три уровня помощи, соответствующие трем уровням ответственности. Первый уровень – ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним; второй – есть необходимость в контроле или напоминании; третий – ребенок выполняет работу без посторонней помощи или напоминания.

Литратура:

Н. И. Дереклеева «Новые родительские собрания», 1 – 4 классы, Москва «ВАКО» 2007

Л.И. Саляхова «Настольная книга классного руководителя» 1 – 4 классы, Москва «Глобус» 2009

Опубликовано в группе «Родительское собрание»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.