12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Курсова Наталья Юлионасовна76
1

Учебно-методический материал «Игра, как средство социально-эмоционального развития ребенка»

Игра, как средство социально-эмоционального развития ребенка.


 

Курсова Наталья Юрьевна

Воспитатель первой

квалификационной категории

МДОУ детский сад N 100


 


 


 

2017

Одним из факторов, влияющих на состояние современного ребёнка в детском саду, является эмоциональное благополучие воспитанника в группе. С поступлением ребёнка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений. Они создают для дошкольника стрессовую ситуацию, которая в свою очередь способствует возникновению отрицательных эмоций, что в целом негативно влияет на его здоровье.

В соответствии с положениями ФГОС ДОО для воспитанников ДОУ должны быть созданы условия, направленные

на сохранение и укрепление их психического и физического здоровья;

обеспечивающие их эмоциональное благополучие.

Наиболее эффективным средством работы в развитии благоприятной эмоциональной сферы воспитанников является игра. Влияние игры на развитие личности дошкольника заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта с другими детьми.

Всё вышесказанное подтверждает значимость выбранной методической темы «Игра, как средство социально-эмоционального развития ребёнка».

Целью работы с детьми раннего возраста является повышение уровня развития эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

-создать условия для эмоционально радостного проживания ребёнком этапов дошкольного детства;

-формировать у воспитанников умения соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям;

- развивать эмоциональное отношение воспитанника к содержанию игры;

- развивать умения действовать соответственно правилам игры;

- развивать координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

- развивать зрительное восприятие, внимание, речь, воображение воспитанников;

- воспитывать доброжелательного отношение к сверстникам.

В соответствии с положениями ФГОС ДО игрушки должны обладать следующими качествами:

1. Полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.

2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры.

3. Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и т.д., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки.

 4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Ежедневно в педагогический процесс с учётом специфики эмоционального поведения воспитанников включаются различные виды игр.

Игры-забавы, пальчиковая гимнастика, игры-хороводы учат воспитанников сотрудничать, активно слушать, воспринимать информацию, развивают речь, вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

Особое место в развитии ребёнка занимает подвижная игра. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности. Для увеличения двигательной активности используются игровые модули, маты, игрушки-каталки, крупные машины.

Для усвоения знаний и умений применяются дидактические и сенсорные игры, в которых воспитанники учатся общаться друг с другом. У детей появляется первый опыт взаимодействия, приобретаются навыки вежливого общения.

Дети третьего года жизни уже приобщились к образно-ролевой игре, у них формируются основы сюжетно-ролевой игры. С целью формирования у воспитанников навыков сюжетно-ролевой игры используются игры-ситуации различной тематики: игры с куклами; игры с транспортом; игры в больницу; игры в парикмахерскую; игры со строительным материалом. Данные игры способствуют тесному общению детей друг с другом, учат подчинять свои желания желаниям других детей, способствуют становлению доброжелательных отношений между детьми.

Большой эмоциональный отклик у воспитанников вызывают театрализованные игры: игры-перевоплощения; игры-инсценировки; творческие и самостоятельные игры, которые развивают интерес к театрализованной деятельности, стремление воспроизводить фрагменты знакомых спектаклей по собственной инициативе. При этом дети учатся выражать разные состояния с помощью соответствующей интонации. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость.

В самостоятельной игровой деятельности для воспитанников создана возможность саморазвития. Ребёнок свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. У педагога появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их желания. В группе создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Одним из направлений в работе по созданию эмоционального благополучия воспитанников является сотрудничество с семьей. Только в тесном единстве родителей и воспитателя можно перестроить эмоциональную сферу ребёнка.

В своей деятельности использую следующие формы работы с семьей:

- анкетирование: «Какие мы родители?»;

- индивидуальные беседы по проблемам воспитания детей;

- консультации «В мире детских эмоций»; «Игра в жизни ребёнка»; «Давайте поиграем»;

- проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка»; «Роль игры в развитии эмоциональной сферы ребёнка»;

- оформление фотовыставок: «Наш день в детском саду», «Мы играем».

Таким образом, можно утверждать, что игра оказывает положительное влияние на формирование эмоционального контакта, доверия воспитанников к окружающим. С одной стороны, в игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребёнка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.