Открытое занятие с использованием технологии развития критического мышления по теме «Какие бывают растения»
Открытое занятие с использованием технологии развития критического мышления по теме: "Какие бывают растения".
Педагог дополнительного образования: Голосная А.В.
Цели занятия:
-
познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарник, трава);
-
научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать их по группам;
-
воспитывать бережное отношение к живой природе.
Задачи занятия:
-
формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
-
развивать мышление, воображение, память, связную речь;
-
воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
-
реализовывать творческие способности учащихся.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
-
овладение навыками сравнения, по результатам наблюдения формулировать выводы в соответствии с целями и задачами;
-
формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-
развитие навыков сотрудничества;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Форма проведения: работа в группах, парах.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цель занятия, планировать своё учебное действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной (схематической) форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Тип занятия: Учебное занятие изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма занятия: диалог, постановка проблемы
Педагогические технологии:
-
развития критического мышления.
Методы обучения:
-
диалогический,
-
исследовательский
-
метод «Инсерт»
-
прием «ТРКМ» верю - не верю.
Нередко в объяснении педагога содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И учащиеся могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее составляющие. Поможет в этом составление схемы.
“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки. Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.Оборудование: индивидуальные карточки, презентация PowerPoint.
ХОД Занятия
-
-
Приветствие учащихся и гостей занятия
-
Психологический настрой:
Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто любит мечтать!
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
Здравствуйте те, кто любит вкусное!
Кстати о вкусном, предлагаю вам взять со стола дольку мандарина. Смелее, смелее. Скушайте. Понравилось? Хочу, чтобы это хорошее настроение у вас осталось на протяжении всего занятия.
-
-
Повторение пройденного материала
-
Давайте вспомним нашу предыдущую тему занятия и ответим на вопросы.
-
Что такое Земля?
-
Земля 4 от Солнца планета Солнечной системы?
-
Отчего происходит на Земле смена дня и ночи?
-
Чем отличается планета Земля от других планет?
3. Стадия «Вызов»
Сегодня на занятии мы с вами будем говорить об одной из жизни на Земле.
– Ребята, посмотрите на картинки на слайде (Слайд 2). Что вы видите? (Разные растения)
– Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на занятии? (О растениях)
Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны (Прием «ТРКМ» верю - не верю)
Верно ли….
растения могут жить без воды |
|
растения – не живые существа |
|
растения называют лёгкими планеты |
|
наука, изучающая растения называется экология |
|
У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок и семена |
|
весь растительный мир делится на 3 группы: Деревья, кустарники и травы |
|
Существует 350 тысяч видов растений. |
|
Нужно заботиться о растениях, беречь их, охранять. |
|
- Сегодня в течение занятия вы будете обращаться к этой таблице, и видеть, насколько были правы.
4. Чтение текста с маркировкой прием «Инсерт»
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «?» – новое.
Текст:
Растения очень разнообразны.
Среди них есть деревья, кустарники, травы.
У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные.
У деревьев и кустарников - твёрдые, одревесневшие.
У дерева от корня отходит один толстый стебель - ствол.
У кустарника несколько довольно тонких стеблей - стволиков.
У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде хвоинок.
- Проверим, что получилось.
- Что обозначили, как известное?
- Что выделили неизвестным?
5. Осмысление содержания
Этап ознакомления с новым материалом.
Действия педагога |
Действия учащихся |
ИКТ (презентация) |
1. Наблюдение за многообразием растений |
||
– Назовите растения, которые вы видите на слайдах. – А чем отличаются, ответим в конце занятия. |
– У всех растений есть корень, стебель (или ствол), листья, цветки, могут быть плоды с семенами. |
Слайды № 3, 4. |
2. Оформление схемы |
||
Постановка проблемного вопроса. – В какие группы можно распределить разные растения? |
Оформление схемы: |
Слайд № 4. Слайд № 5. |
Решение поставленной проблемы – На какие три группы можно разделить всё многообразие растений? – Какие растения относятся к деревьям? А сейчас мы с вами поиграем: Узнай дерево по листьям. Посмотрите на экран. Какие деревья вы видите? Давайте сравним ель и березу: вопросы на слайде. Давайте разделим деревья на группы.
Следующая группа растений, которую вы назвали: кустарники. – Что такое кустарники?
Давайте отгадаем загадки и узнаем, какие бывают кустарники
А есть такие растения, у которых нет стволов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти растения? Что можете сказать о растениях-травах? Приведите примеры.
Давайте заполним нашу схему
Физкультминутка. Минутка отдыха Включается музыка П.И. Чайковского «Времена года». Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности. |
– Травы, кустарники, деревья. Оформление схемы: верхние кости – У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки.
Ель и березу
Береза, дуб-лиственные Ель, сосна-хвойные
Кустарник имеет не один ствол, а много стволов.
Оформление схемы:
Малина, смородина
– Травы имеют мягкие зеленые стебли. Травы живут меньше, чем деревья и кустарники.
|
Слайд № 7.
Слайд № 8.
Слайды № 10-28
Слайд №29
Слайд №30
Слайд №31
Слайд №32
Слайд №33
Слайд №34-35, 36
Слайд №37 Слайд №38
Слайд №39
Слайд №40-41
|
6. Вывод |
||
– Ответим на вопрос, поставленный в начале занятия. Какие бывают растения? – Какой вывод сделаем? – Запишем вывод в хвосте рыбы.
Сообщение педагога:
Давайте с вами подумаем: - Чем растения отличаются от животных?
– Ребята, а какую роль как представители живой природы выполняют растения? И какое значение растения имеют для человека?
Давайте вернемся к нашим таблицам и тексту: и сравним ваши ответы с полученными знаниями на занятии. Ответы ваши поменялись? |
Деревья, кустарники, травы.
Чтобы определить, к какой группе относится растение, надо определить его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть).
-Внешний вид; -Питанием (Растения умеют получать пищу из воздуха,, воды и света-фотосинтез; а животные получают пищу из других организмов); -Движение; - Рост (у растений рост не ограничен, они растут всю жизнь (поэтому им дали такое название - растения), а животные растут, пока не повзрослеют). |
Слайд № 43
Слайд № 44
Слайд № 45
Слайд № 46 |
Сообщение педагога:
Растительный мир нашей планеты представляет собой огромное царство живых организмов. Да, именно так, растения являются живыми организмами, неспособными передвигаться. И в нашем мире их порядка 350 тысяч видов. Подсчёт их количества ещё усложняется тем, что каждый день гибнут некоторые виды растений (по несколько десятков в день), и открываются новые виды. Науку о растениях называют ботаникой.
III. Рефлексия:
- Просто замечательно, ребята, вы сегодня поработали. Мы не только узнали, что мир растений разнообразен, но и то, что без растений не будет жизни на Земле.
Помните, что зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!
Берегите растения!
Экологическое дерево. Давайте поместим птиц разноцветных, согласно вашему настроению.
Красная – занятие понравилось, и полученные знания мне пригодятся в дальнейшем
Желтая - занятие понравилось, информацию переработаю.
Синяя - Эти знания мне не понадобятся