Проект занятия в начальной школе на тему «Что такое профессия? Какие бывают профессии» (2–4 класс)
Пояснительная записка к презентации
«Что такое профессия?
Какие бывают профессии»
Задачи:
Образовательные:
выявить у обучающихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях и продуктах труда, расширить их;
познакомить детей с новыми видами профессий;
учить детей видеть необходимость в определении профессии и ориентированию в этом мире, устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;
способствовать формированию информационно-коммуникационно-технологической компетентности.
Развивающие:
содействовать формированию и развитию универсальных учебных действий младших школьников, а также умение работать в группах;
развивать умение объективно оценивать свои знания;
содействовать развитию коммуникативной культуры обучающихся;
помочь обучающимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
развивать мышление, внимание, наблюдательность, память;
способствовать расширению кругозора, словарного запаса, создать условия для развития речи, ее эмоциональной окраски.
Воспитывающие:
формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;
способствовать сплочению классного коллектива, помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;
воспитывать уважение к трудовой деятельности, к людям любой профессии, бережное отношение к продуктам труда.
Оборудование:
презентация;
сюжетные картинки и таблички со словами – названиями профессий;
карточки с заданиями для групповой работы;
кроссворд;
аудиозапись песни «Кем стать» (ансамбль МультиКейс);
видеозапись мультфильма по мотивам В.В. Маяковского «Кем быть».
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей занятия
За столом сидит ученик, перед ним разные предметы, которые он перебирает: столярные инструменты, альбом краски, письменные принадлежности, игрушечный самолет, ножницы, ткань, малярная кисть, машинка.
Ученик 1. Профессий много на земле.
Есть плотник, есть маляр.
И трубочист всегда в золе,
И в саже сталевар.
Кем быть? Всегда встает вопрос,
Что больше в жизни значит?
И хоть пока я не подрос,
Хочу решить задачу.
Ученик 2 И у меня растут года.
И будет мне семнадцать
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
- Придет день, когда закончится ваша учеба в школе и перед вами встанет вопрос «Кем быть?», «Кем же стать?», «Какую профессию выбрать?». Об этом и будем сегодня говорить. Тема нашего занятия… «Что такое профессия? Какие бывают профессии». Слайд 1
- А что такое профессия? Что общего и в чем различие понятий «профессия» и «работа»?
Слайд 2
Работа- это труд людей, требующий физических и умственных затрат.
Профессия – занятие человека, требующее специальных знаний и умений.
- Подумайте, что нового мы должны узнать на нашем занятии? Слайд3 (Что такое «профессия», какие бывают профессии, какая профессия самая важная, чем занимаются люди разных профессий, какие инструменты они используют в своей работе; выясним, зачем люди работают; попытаемся выбрать профессию для себя).
- Можно ли о ком-нибудь из вас сказать, что вы владеете какой-то профессией?
- А какую работу вы можете выполнять?
- Какую работу вы выполняете дома? (Помощь родителям в ведении хозяйства, поддержание порядка, чистоты в доме – это тоже работа)
-Экономите ли вы время, силы мамы, стараясь выполнять работу добросовестно? Не приходится ли им переделывать вашу работу?
Какие дела вы делаете вместе?
- Кем работают ваши родители? Какие у них профессии?
-Какие еще профессии вам известны?
- А сейчас попробуйте догадаться, о какой профессии идет речь…
3. Игра «доскажи словечко»
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель –
Проведёт урок … учитель.
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь –
Как лечится, знает … врач.
На посту он в снег и зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Называется … военный.
Тонкой палочкой взмахнёт –
Хор на сцене запоёт.
Не волшебник, не жонглёр.
Кто же это? … дирижёр.
Он от всех родных вдали
Водит в море корабли.
Повидал немало стран
Наш отважный … капитан.
Стук летит из-под колёс,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а … машинист.
На посту своём стоит,
За порядком он следит.
Строгий, смелый офицер.
Кто он? … милиционер.
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник –
Делает нам стулья … плотник.
Тёмной ночью, ясным днём
Он сражается с огнём.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит … пожарный.
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает … продавец.
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает … столяр.
Кирпичи кладёт он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтёр и не водитель,
Дом нам выстроит … строитель.
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит … шофёр.
Одновременно с ответами детей на доску вывешиваются таблички – названия профессий
- Какие новые профессии вам встретились? Кто такой машинист, дирижер, плотник, столяр? Слайд 4
Дирижер – музыкант, управляющий оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем
Машинист – человек, который управляет поездом.
Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.
Столяр – человек, занимающийся изготовлением и ремонтом предметов из дерева, например, деревянной мебели, окон, дверей. Столяр работает у станка.
- Слова «столяр» и «плотник» - частично синонимы. А что такое «синонимы»?
4. Установление соответствий: профессия - иллюстрация к ней.
На доске расположены вперемешку сюжетные картинки и таблички с названиями профессий: парикмахер, механик, повар, педиатр, учитель, строитель, археолог, почтальон, моряк, пожарный, кинолог.
- Что вы видите на доске? Наведите порядок. Надо расположить под каждой картинкой соответствующую табличку-слово.
- Какие слова остались без картинок? (Археолог, педиатр, кинолог)
- Что означают эти слова? Слайд 5
Педиатр - это детский врач. Он следит за здоровьем детей, а при необходимости назначает им лекарства.
Археолог - это человек, который изучает историческое прошлое человечества. Археологи всегда в поиске… Они узнают о постройках давних времен, находят множество старинных предметов (монеты, посуду, оружие, украшения), которые доказывают, что далеко до нас жили другие люди.
Кинолог - человек, который работает с собаками, т.е. дрессирует их, выводит новые породы собак.
- Какая же профессия самая важная, самая главная? Послушайте, как рассуждают над этим вопросом герои произведения С. Михалкова «А что у вас?»
5. Инсценировка отрывка из произведения Сергея Михалкова «А что у вас?»
Автор
Дело было вечером, делать было нечего,
Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал.
Галка села на заборе, кот забрался на чердак,
Тут сказал ребятам Боря просто так
Боря
А у меня в кармане гвоздь, а у Вас?
Вова
А у нас сегодня гость. А у Вас?
Боря
А у нас сегодня мама отправляется в полёт,
Потому что наша мама называется пилот.
Автор
С лесенки ответил Вова:
Вова
"Мама - лётчик! Что ж такого?
Вот у Коли, например, мама - милиционер,
А у Толи и у Веры - обе мамы инженеры,
А у Лёвы мама - повар,
Мама - лётчик, что ж такого?"
Ната
"Всех важней,
Автор
Сказала Ната, -
Ната
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы водит мама два прицепа"
Автор
И спросила Нина тихо:
Нина
"Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт? Ну, конечно, ни пилот!
Боря
Лётчик водит самолёты - это очень хорошо!
Вова
Повар делает котлеты - это тоже хорошо!
Ната
Доктор лечит нас от кори, есть учительница в школе!
Все
Мамы разные нужны, мамы всякие важны!"
Автор
Дело было вечером,
Спорить было нечего
- О чём спорили герои стихотворения?
- Правильно, они говорили о важности профессий своих матерей.
- Какие новые профессии вы услышали? (Вагоновожатый, пилот, портниха, доктор, повар, лётчик, инженер, милиционер)
- Подберите синоним к слову «доктор».
- Какие из этих слов вам непонятны?
- Кто такой пилот (портниха, инженер)?
Слайд 6
Вагоновожатый – водитель трамвая.
Пилот – это человек, управляющий самолётом, вертолётом или космическим кораблём.
Портниха – мастер, специалист по шитью одежды.
Инженер - специалист с высшим техническим образованием, который хорошо разбирается в какой-либо технике.
- Как вы думаете, а какая профессия самая важная?
Вывод: различные профессии важны и нужны для каждого человека. Каждый труд почетен. Не столько важно, КЕМ работает человек, сколько важно, КАК он работает. От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.
6. Физкультминутка. Инсценировка песни «Люди работают…»
Люди работают,
Я отдыхаю.
Все пошли завтракать,
Я обгоняю!
- Ишь, разбежался, ты ж не работал!
- Я уже выспался, кушать охота.
7. Групповая работа.
- Как можно назвать человека, которого мы сейчас изобразили? (Лентяй)
- Подберите антоним к слову «лентяй». А какие слова называются антонимами? (Трудолюбивый, работящий)
- Подумайте про себя, какое из этих слов подходит вам.
1) Работа с деформированными предложениями
- О труде сложено много пословиц. Какие знаете вы? (Терпение и труд всё перетрут. Дело мастера боится. Что посеешь, то и пожнёшь. Труд кормит, а лень портит. Глаза боятся, а руки делают).
- У вас на партах лежат карточки со словами. Нужно собрать из них пословицы.
делать день Скучен коли нечего до вечера,
безделья лучше дело большого маленькое
Проверка. Слайд 7
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.
.
- Как вы понимает смысл этих пословиц? (Не надо лениться, нужно уметь всегда находить себе занятие, работу. Тогда будет польза и не будет скучно).
2). Установление соответствий слов: профессия-инструмент
- Для того, чтобы выполнять какую-то работу, нужны инструменты. Каждая профессия имеет свои орудия труда. Соедините стрелками слова из левого и правого столбика.
УЧИТЕЛЬ СЕКАТОР
СТОЛЯР КРАСНАЯ РУЧКА
МАЛЯР СКАФАНДР
ВРАЧ КРАСКА
САДОВОД СКАЛЬПЕЛЬ
КОСМОНАВТ СТАМЕСКА
Проверка. Проверка. Слайд 8
- Что такое стамеска, скафандр, скальпель?
Проверка. Слайд 9
Стамеска - плотницкий и столярный ручной режущий инструмент в виде лезвия с острым (обычно плоским) концом и ручки, используемый для проделывания небольших углублений в древесине
Скафандр - герметический костюм, обеспечивающий жизнедеятельность человека во время пребывания под водой, на большой высоте, в космосе
Скальпель - небольшой хирургический нож с очень тонким лезвием
8. Закрепление. Слайд 10
- Молодцы! Как много профессий вы сегодня узнали. А сейчас проверим, как вы хорошо всё запомнили. Я предлагаю вам разгадать кроссворд.
1 |
|
|
|
|
|||||
2 |
|
|
|
|
|||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
|
|
|
|
|||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|||
6 |
|
|
|
|
|
||||
7 |
|
|
|
|
|
||||
8 |
|
|
|
|
|
||||
9 |
|
|
|
|
|
|
1. Строит здания строитель,
Грузовик ведет водитель.
А кто в кухне очень нужен,
Нам готовит вкусный ужин? (Повар)
2. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руке ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)
3. Красоту он замечает
И цвета все различает.
Может кистью на бумаге
Твой портрет нарисовать.
И увидев солнце в небе
Радостный пейзаж создать! (Художник)
4. Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак! (Шофер)
5. Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать? (Учитель)
6. Кто пасёт овец и коз
Там, где луг травой зарос? (Пастух)
7. Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек. (Лесник)
8. Этот доктор удалит
Мне легко аппендицит.
Скальпель – лучший его друг,
Кто же доктор тот? … !(Хирург)
9. Вижу в небе самолет
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По другому просто ...(Лётчик)
9. Итог.
- Что узнали на занятии? (Узнали о новых профессиях, какие инструменты используют люди в работе, кем работают родители, что все профессии важные и почетные.)
- На свете огромное количество профессий. Когда вы станете взрослыми, сможете сами себе выбрать профессию по душе. Профессия – это дело, которым занимается человек и получает за это деньги. Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо специально учиться после окончания школы, например, в колледже, в институте, в академии, в университете. Чем больше знаний и опыта имеет человек в области своей профессии, тем более ценным специалистом он считается и тем выше оплачивается его труд.
- Сможете ли вы теперь сказать, какую профессию выберете в будущем?
- Ребята, как вы думаете, чтобы в будущем иметь хорошую профессию, что нужно делать сейчас?
10. Рефлексия.
1). Разукрашивание сюжетных картинок на тему «Профессии».
Звучит песня «Кем стать» (Ансамбль МультиКейс).
2). Представление своих работ.
1 ученик
Давайте помечтаем и расскажем.
Кем станем мы, когда мы подрастём.
2 ученик
- Я лётчиком полярным стать хочу.
Я вырасту и в небо полечу.
3 ученик
- Весною трактор в поле поведу.
И мягко лягут зёрна в борозду.
4 ученик
- Я выращу такой богатый сад.
Чтоб вишни в нём росли для всех ребят.
5 ученик
- Возьму я руль машины грузовой —
Шофёром стану я, как папа мой.
6 ученик
- Я стану зоотехником, друзья.
Телят растить на ферме стану я.
7 ученик
- Отважным капитаном буду я.
Лети, мой парус, в дальние края!
8 ученик
- А я пойду работать в детский сад,
Мне нравится воспитывать ребят!
9 ученик
- Девчонки и мальчишки подрастут
И выберут себе любимый труд.
10 ученик
Очень верим мы все вместе,
Что настанет день и час,
Что найдётся очень много
Важных, нужных дел для нас.
3). Итог.
11. Просмотр мультфильма
- Вы очень хорошо работали сегодня и в награду я предлагаю вам посмотреть мультфильм по произведению С Михалкова «Кем быть».
Источники:
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 352с. – (Педагогика. Психология. Управление).
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 4 класс. М.: ВАКО, 2010. – 160 с. – (Мастерская учителя).
Классные часы: внеклассная работа: 1-4 класс / сост. Козлова М.А. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 317с.
Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. / Л.В. Мищенкова; худож. Селиванов А.А. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).
Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008 – 312с.
collegy.ucoz.ru/publ/41-1-0-7543. Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны»
vneklassnoe_meropriyatie.docx. Внеклассное мероприятие «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
Narod.yandex.ru
samoanaliz.docx. Самоанализ урока в 1 классе по теме:"Все профессии нужны-все профессии важны
images.yandex.ru›раскраски профессии