Урок по окружающему миру во 2 классе на тему «Какие бывают животные»
Окружающий мир. 2 класс (Школа России)
Учитель – Щерба Людмила Леонидовна.
Тема: Какие бывают животные?
Цель: Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: птицы, рыбы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.
Дать представление о невидимых нитях в природе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Урок ознакомления с окружающим миром. Сегодня на уроке мы отправимся по бескрайним просторам нашей планеты, поговорим о животном мире, узнаем много нового и интересного.
2.Разминка.
1.У человека рука – у птицы …(крыло)
2.Заяц зимой белый, а летом ….(серый)
3.Рыжая, хитрая, пушистая -… (лиса)
4.Ворона каркает, а сорока - …..(стрекочет)
5.Махаон, крапивница, пестрянка – это….(бабочки)
6.У зверей шерсть, а у птиц - …(перья)
7.Рысь – дикое животное, а кошка - …(домашнее)
8.Кем раньше была корова? (теленком)
9.Навозник, могильщик, майский – это …(жуки)
3.Проверка знаний.
-О чем шла речь на прошлом уроке?
-Что общего у всех растений?(корень, стебель, цветок, плод)
-На какие группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травы)
-Чем деревья отличаются от кустарников?
4.Актуализация знаний.
Индивидуальный опрос.
1.Раздели животных на группы (дикие и домашние)
2.Соотнеси картинки животных и слова.
3.Раздели животных на группы (птицы, насекомые, рыбы, звери)
Самостоятельная работа (весь класс)
Я называю животного, а вы записываете его в соответствующий столбик (птицы, насекомые, рыбы, звери)
Сорока, окунь, волк, бабочка, лиса, воробей, синица, щука, сом, муравей, муха.
Взаимопроверка.
-Кто не допустил ошибок?
Проверка индивидуальных работ.
5.Работа по теме урока.
-Как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем уроке?
Сформулируйте тему урока.
Богат и разнообразен мир животных. Сегодня мы поговорим о животных, и, надеюсь, узнаем много нового и интересного.
Животные умеют приспосабливаться жить везде: и в теплой Африке, и на Дальнем Севере, и в воде, и на суше.
а) Работа с картой полушарий.
На земле насчитывается около 4300 различных видов животных.
-Определите, в какой части света они могут обитать? (выяснив сферу обитания животных, учитель прикрепляет картинки на карту)
-Посмотрите, как много животных обитает на нашей земле. Все они разные, но у каждой группы есть свои отличительные черты.
Давайте попробуем выяснить, по каким признакам разделили всех животных на группы.
б) Птицы.
Я по дереву стучу,
Червяков добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой! (дятел)
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (снегирь)
-Каких птиц вы еще знаете?
-Что отличает птиц от всех остальных животных? (тело покрыто перьями, 2 крыла, 2 ноги)
-Все ли птицы умеют летать?
Мир птиц разнообразен, одни живут везде, а другие только в отдельных регионах нашей планеты. Бывают дневные и ночные птицы.
Работа с атласом «От Земли до неба».
На странице 186 прочтите об этих птицах.
-О каких птицах вы прочти?
-Какая птица самая крупная в мире? (страус)
Просмотр видеосюжета о страусе.
-В чем нуждаются птицы? (в охране)
в) Насекомые.
-Об этой группе прочитайте в учебнике на странице 62
-Чем эта группа животных отличается от других групп? (6 ног)
-Каких животных мы отнесем к этой группе?
г) Рыбы.
Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, круглые, как мячик и огромные – больше слона. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – и колечки на чешуе широкие, а зимой почти не растет – колечки получаются узкими.
-Что можно сосчитать по колечкам? (сколько рыбе зим и сколько лет)
Работа с атласом «От Земли до неба»
Прочитайте текст на странице 160.
-Назовите рыб, которых вы видите?
-Что можно сказать об этих животных?
-Чем они отличаются от других? (нет ног, но есть плавники, тело покрыто чешуёй)
д) Звери.
Давайте закроем глаза и представим, что вы оказались в лесу.
-Прислушайтесь, вы слышите, кто разговаривает?
Сценка «Разговор зайцев в лесу»
-К какой группе мы отнесем этих животных?
-Что узнали о жизни зайцев?
-Каких зверей вы еще знаете? (рассказы детей)
-Что объединяет всех зверей? (4 ноги, тело покрыто шерстью)
Видеосюжет о тигре.
6. Физминутка.
Игра «Самый внимательный»
Зверь – хлопок, птица – руки вверх, насекомое – присесть, рыба – руки в стороны.
Волк, журавль, муха, осетр, галка, карась, жук, бабочка крапивница, кошка, слон, щука, муравей, лягушка.
7. Земноводные.
-К какой группе можно отнести лягушек?
-Где они обитают? (на суше и в воде)
Поэтому они и составляют группу земноводных.
-Почему эту группу так назвали? (4 ноги, кожа голая)
8. Пресмыкающиеся.
-Кого можно отнести к этой группе? (змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы)
-Назовите отличительные признаки (4 ноги, кожа покрыта чешуйками)
9.Экологические проблемы, связанные с жизнью животных.
Работа по учебнику (страница 61)
Однажды папа показал Сереже и Наде рисунок, на котором было изображено странное животное. Папа уверял, что встретил это существо в лесу.
-Прав ли папа?
-Части тела каких животных объединил папа?
Создание заповедников.
-Какие меры должны предпринимать люди, чтобы численность животных не уменьшалась?
-Что такое заповедник?
Красная книга.
Многие животные занесены в Красную книгу.
В журнале «Свирель» есть раздел, который рассказывает о редких и исчезающих животных.
-Посмотрите эти журналы и назовите таких животных.
-Что такое Красная книга?
10. Подведение итогов. Рефлексия.
-Какая цель стояла перед нами?
-Достигли ли мы цели?
-На какие группы делятся все животные?
-Какие трудности встретились?
-Удалось ли их преодолеть?
-Над чем надо поработать?
-Когда вы планируете этим заняться?
11.Домашнее задание.
Учебник страницы 60-63.